Найти в Дзене
Магистерия

Ум. Сердце. Индуизм

Поговорим о делах сердечных… в индуизме? Упанишады, древнеиндийские мистико-философские тексты, поднимают тему «хридая грантхи», то есть «уз (или узлов) сердца». Разрубание этих уз, освобождение от них — одна из важнейших задач индуистского мудреца. Человеческое сердце является вместилищем «антарьямина»: внутреннего свидетеля, проявления божества, которое в абсолютной перспективе является нашим истинным «Я». Поскольку индуизм — это целая система учений, насчет природы истинного «Я» имеются разногласия. Так, в адвайта-веданте по-настоящему существует только это истинное «Я», наше индивидуальное «Я» полностью иллюзорно. Для философии Рамануджи, для вишнуитов, антарьямин – скорее проявление бога Вишну. Он одновременно и един с нашим индивидуальным эго, и отличен от него, но тем не менее индивидуальное «Я» существует. В древнеиндийской антропологии есть несколько уровней того, что определяется словом «сердце». Это своеобразная матрешка в пространстве сердца. Внешнее проявление этой матрешк

Поговорим о делах сердечных… в индуизме? Упанишады, древнеиндийские мистико-философские тексты, поднимают тему «хридая грантхи», то есть «уз (или узлов) сердца». Разрубание этих уз, освобождение от них — одна из важнейших задач индуистского мудреца.

Йогин в медитации и чакры. 
Коллекция Уэллком, Лондон
Йогин в медитации и чакры. Коллекция Уэллком, Лондон

Человеческое сердце является вместилищем «антарьямина»: внутреннего свидетеля, проявления божества, которое в абсолютной перспективе является нашим истинным «Я». Поскольку индуизм — это целая система учений, насчет природы истинного «Я» имеются разногласия. Так, в адвайта-веданте по-настоящему существует только это истинное «Я», наше индивидуальное «Я» полностью иллюзорно. Для философии Рамануджи, для вишнуитов, антарьямин – скорее проявление бога Вишну. Он одновременно и един с нашим индивидуальным эго, и отличен от него, но тем не менее индивидуальное «Я» существует.

В древнеиндийской антропологии есть несколько уровней того, что определяется словом «сердце». Это своеобразная матрешка в пространстве сердца. Внешнее проявление этой матрешки — ум («ман», «манас»), более глубокая сфера — это разум (или «буддхи»), еще более глубокое проявление — это индивидуальное «Я» (или «Дживатман»), и, наконец, в центре— высший дух, или антарьямин, или истинное «Я» («Параматман»).

Здесь недолго запутаться. Как отличить ум от разума? Приведем такой пример: представим, что буддхи (или разум) — это
гладь озера, а манас (или ум) — круги на этой воде. Буддхи — это сама способность к мыслительной деятельности. Это некая основа, благодаря которой происходит мыслительная деятельность. Ум же — это что-то нестабильное, последовательность мыслей и впечатлений. Воде нужно успокоиться. Тогда можно двигаться дальше. Изначальное положение разума, буддхи — покой. Кругов на воде больше нет. Через эту прозрачную гладь мы начинаем видеть, осознавать свое «Я». Сначала индивидуальное «Я», а затем пребывающее в нем высшее, истинное «Я».

Амритсар (Озеро у Золотого Храма). 1920
Художник – Чарльз Бартлетт (англ. Charles William Bartlett, 1860–1940). Художественный музей Гонолулу
Амритсар (Озеро у Золотого Храма). 1920 Художник – Чарльз Бартлетт (англ. Charles William Bartlett, 1860–1940). Художественный музей Гонолулу

Все это происходит на уровне сердца. В философии йоги это пространство сердца определяется как «анахата-чакра», или сердечная чакра. Поэтому, когда Упанишады говорят о «разрубании узлов сердца» («хридая грантхи»), мы можем сказать, что сначала мы останавливаем ум, затем смотрим сквозь разум на наше индивидуальное «Я», затем через это индивидуальное «Я» осознаем его связь с высшим «Я». В зависимости от той философской школы, к которой мы принадлежим, индивидуальное «Я» либо будет разрублено, прекратит свое существование, либо оно останется как свидетель свидетеля, то есть как некто, кто постоянно сосредоточен, вечно созерцает истинное, глубинное «Я».

В некоторых йогических практиках адепт, чтобы разрубить узлы сердца, обращается в сторону анахата-чакры, сердечной чакры, визуализируя там либо образ избранного божества, либо репрезентацию мантры, которую он повторяет, либо некий свет, либо звуковую вибрацию. Например, переносит мысленно слог «Om» со своих уст в это внутреннее пространство сердца и таким образом все глубже и глубже проникает туда, достигая цели своей медитации, своего созерцания.

Мы не предлагаем читателям разрубать узлы сердца — но с удовольствием приглашаем на курс индолога и путешественника Максима Демченко «Индуизм. Боги и культы». Вы разберетесь, что такое Веды и Упанишады, узнаете все о самых красивых и загадочных ритуалах, откроете для себя отличную от европейской космологию и демонологию (стоит ли говорить, что среди индуистских демонов встречаются и святые) и узнаете о современном положении индуизма.

Индуизм
707 интересуются