Найти в Дзене
Ростовский Кремль

Купец А. А. Титов и бренд «Ростов Великий»

Вопрос о переименовании г. Ростова в Ростов Великий в последнее время активно обсуждается общественностью и властными структурами. Иногда в этой связи говорится даже о возвращении городу его исторического имени. Очевидно, подразумевая, что оно когда-то и по какой-то причине было утрачено. Но так ли это обстояло на самом деле? Какова в действительности природа возникновения широко известного неофициального топонима? Когда и при каких обстоятельствах звучное словосочетание Ростов Великий расцветило новой краской древнее название города со славной историей, фактически став его брендовым именем? Историк С. В. Сазонов в своей давней статье «Об историческом названии города Ростова» (История и культура Ростовской земли. 2000. Ростов, 2001. С. 5–10), проанализировав обширный круг источников XII–XVIII веков, в том числе летописных, актовых, историографических, наглядно и убедительно показал, что в древности и в трудах первых историков, описывавших эту древность, город с названием Ростов Великий

Вопрос о переименовании г. Ростова в Ростов Великий в последнее время активно обсуждается общественностью и властными структурами. Иногда в этой связи говорится даже о возвращении городу его исторического имени. Очевидно, подразумевая, что оно когда-то и по какой-то причине было утрачено.

Но так ли это обстояло на самом деле? Какова в действительности природа возникновения широко известного неофициального топонима? Когда и при каких обстоятельствах звучное словосочетание Ростов Великий расцветило новой краской древнее название города со славной историей, фактически став его брендовым именем?

Историк С. В. Сазонов в своей давней статье «Об историческом названии города Ростова» (История и культура Ростовской земли. 2000. Ростов, 2001. С. 5–10), проанализировав обширный круг источников XII–XVIII веков, в том числе летописных, актовых, историографических, наглядно и убедительно показал, что в древности и в трудах первых историков, описывавших эту древность, город с названием Ростов Великий отсутствует.

Впервые эпитет «Великий» в отношении Ростова появляется в труде историка графа М. В. Толстого «Древние святыни Ростова Великого», изданном в 1847 г. (С. В. Сазонов это обстоятельство назвал «новацией М. В. Толстого»). Впечатляет своим эпическим величием и зачин: «В глуши древних лесов, между непроходимыми дебрями и болотами Севера, издревле существовал одинокий город – Ростов-Великий…».

Обоснование неизвестного читателю имени города автор дал тут же, в первом кратком примечании. Историк сослался на Ипатьевскую летопись, где под 1151 г. звучное словосочетание возникает в контексте характеристики размеров города – территориально большого, обширного (именно так следует трактовать слова, адресованные князю Юрию Долгорукому: «А онамо у тебя Ростов великий»). Указание же М. В. Толстого «на многие места летописей», где Ростов якобы также называется «Великим», просто не соответствует действительности. Эти «места» в древнерусских летописях по сию пору никем не отысканы.

-2

Внедрив новацию в заглавие и в начало сочинения (включая и краткое, на полстраницы «Предисловие»; т. е. трижды упомянув), этим историк и ограничился, на всем протяжении своего труда используя привычное для слуха и глаза имя города – Ростов.

Любопытно, что орфографические формы топонима на обложке и в предисловии (а также в упомянутом примечании к тексту), казалось бы, несущественно разнятся: в первом случае – «Ростов Великий», во втором – «Ростов-Великий». Написание через дефис соседствует в одном предложении с топонимом Переславль-Залесский, форма с дефисом которого исторически закреплена. Подобное сближение походит на подражание орфографическому аналогу, что, в свою очередь, наводит на мысль, что новация случилась прямо здесь и сейчас, на последнем этапе работы над изданием (возможно, в корректурной правке верстки книги).

Последующая российская историография не откликнулась на новое словосочетание – «Ростов Великий» не прижился, несмотря на дополнительные переиздания книги М. В. Толстого (1860, 1866). Так тянулось вплоть до начала 1880-х гг., когда ростовцы наконец осознали, что живут в Ростове Великом.

Впервые после М. В. Толстого эпитетом Великий в отношении Ростова воспользовался купец, литератор и начинающий историк А. А. Титов. В год начала масштабной реставрации в Ростовском кремле и
устроения здесь музея в свет вышла книга А. А. Титова, адресованная путешественникам: «Ростов Великий. Путеводитель по г. Ростову Ярославской губернии» (Москва, 1883). В данном контексте примечательно разъяснение, прямо читаемое в титульном названии издания: Ростов Великий – это г. Ростов Ярославской губернии.

-3

Обоснование непривычного слуху рядового ростовца и путешественника словосочетания дано и в тексте книги, и восходит оно к рассмотренному труду графа М. В. Толстого. Здесь вновь утверждалось, что со времен княжения Юрия Долгорукого «Ростов стал именоваться Великим и стал приобретать все большее и большее земское значение».

Как историк А. А. Титов к 1883 г. уже успел выпустить целый ряд изданий, посвященных истории и документальным памятникам Ростова. Ни в одном из них город не назывался с эпитетом Великий. «Путеводитель» (в чем А. А. Титов одним из первых торил российскую туристическую тропу) – дело другое, тут «товар» нужно было явить лицом. Поводом появления книжки путеводителя (весной 1883 г.) явился особый случай – с размахом идущая реставрация Ростовского кремля и близкое рождение музея (октябрь того же года). Уездный Ростов обретал свои новые великие смыслы. «Путеводитель» во всех смыслах оказывался проводником в «Ростов Великий».

Внимание А. А. Титова к труду М. В. Толстого, которого величали «первым историографом Ростова», вполне объяснимо. Маститый историк 28 октября 1883 г. в качестве почетного гостя присутствовал при торжестве открытия в Белой палате музея и произнес подобающую случаю речь. Ростовские археологи М. В. Толстого почитали и любили. Мечтой А. А. Титова тогда было переселение графа из Сергиева Посада, где престарелый историк постоянно проживал, в Ростов Великий. Ученый граф должен был занять видное место при музее, придавая кремлевскому учреждению необходимое археологическое направление и величину.

А. А. Титов и И. А. Шляков почти по-родственному опекали М. В. Толстого, устроив ему в 1887 г. празднование 75-летнего юбилея. А. А. Титов в том же году организовывал приезд графа в Ярославль на VII Археологический съезд, заботясь об удобной квартире. Следующий, 1888 год, в Ростовском музее церковных древностей ознаменовался 40-летием научной деятельности историка, отсчет которой начинался с книги графа – «Древние святыни Ростова Великого».

-4

А. А. Титова в историографической новации «Ростов Великий» заботила не столько возможность документальной верификации происхождения названия (самодеятельный историк мог искренне довериться ученому авторитету), сколько возможный и даже, скорее всего, просчитанный общественный резонанс на эту новацию. Идея внедрения имени Ростов Великий для города с выдающейся историей и уникальными памятниками в широкое культурное пространство принадлежала именно А. А. Титову. И все завертелось!

Летом 1886 г. (каких-то 3 года спустя с момента выхода «Путеводителя») супруга А. А. Титова – Надежда Александровна – заботливо сообщала мужу о своем свидании в обществе с ярославским губернатором В. Д. Левшиным, который ей доверительно о важном поведал: «…он хотел тебе писать, что разрешено монаршей милостью Ростов именовать Великим» (ГАЯО. Ф. 1367. Оп. 1. Д. 1788. Л. 43). Всего лишь документальный штрих, обрывок сведений, но сколько в нем информации про смыслы. А. А. Титов не просто много писал о Ростове Великом, он добивался «монаршей милости» такому городу на карте Отечества быть. И в этом он гениально преуспел! Впрочем, источники, свидетельствующие о юридическом закреплении статуса нового топонима, не известны. В дореволюционной России официальное название города оставалось прежним: г. Ростов Ярославской губернии.

Между тем, звучное имя Ростов Великий, многократно с той поры растиражированное, прочно вошло в историографический и общественный обиход. История показывает, что рождение и закрепление культурно-исторического, неофициального названия города тесно оказалось связано с археологической романтикой конца XIX в. Именно при таких обстоятельствах уездный город Ростов обрел свой значимый культурный бренд – «Ростов Великий». В советскую эпоху это название получило свою новую жизнь и устойчивое развитие в рамках известного и весьма успешного туристического проекта «Золотое кольцо России».

Статья опубликована в газете «Ростовская старина» Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», декабрь 2022 г., № 22 (191). Полный выпуск газеты можно прочитать здесь.

Автор: Ярослав Смирнов