Найти в Дзене
Мысли в слух

Философии Льва Толстого, и ядерные испытания в США

1. Кризис и поиск смысла: основа толстовской морали. Философия Толстого выросла из глубокого личного духовного кризиса, который он ярко описал в «Исповеди» (1879–1882). Вывод: Основа толстовской морали — это осознание смерти как главного аргумента против бессмысленной жизни и нахождение смысла в служении нравственному абсолюту через простой, трудовой народный опыт. 2. Ключевые принципы моральной философии Толстого. А) «Непротивление злу насилием». Это самый известный и радикальный принцип толстовства. Б) Критика цивилизации, государства и церкви. Толстой был яростным критиком современного ему общества. В) Опрощение и физический труд. Чтобы жить в соответствии с нравственным законом, человек должен отказаться от привилегий и излишеств «цивилизованной» жизни. Г) Разумное сознание и любовь. 3. Религия как основа морали. Толстой отрицал богословскую, мистическую сторону христианства (божественность Христа, Троицу, чудеса). Его интересовало этическое учение Иисуса, очищенное от церковных н

1. Кризис и поиск смысла: основа толстовской морали.

Философия Толстого выросла из глубокого личного духовного кризиса, который он ярко описал в «Исповеди» (1879–1882).

  • Вопрос «Зачем?»: несмотря на всемирную славу, богатство и здоровую семью, Толстой столкнулся с экзистенциальным вакуумом. Его вопрос звучал так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежной предстоящей мне смертью?»
  • Тупик «ложных смыслов»: Он обнаружил, что традиционные цели — слава, богатство, знание, семья — бессмысленны перед лицом смерти. Они подобны спасению от зверя в колодец, где уже ждет дракон.
  • Ответ в жизни простого народа: Выход из тупика Толстой нашел в опыте простого трудового народа, который, несмотря на все тяготы и близость к смерти, сохранял веру и принимал жизнь как благо. Этот народный, «иррациональный» тип знания — веры — и стал для него ответом. Он понял, что смысл жизни — в самой жизни, но не как биологическом процессе, а как служении высшему добру.

Вывод: Основа толстовской морали — это осознание смерти как главного аргумента против бессмысленной жизни и нахождение смысла в служении нравственному абсолюту через простой, трудовой народный опыт.

2. Ключевые принципы моральной философии Толстого.

А) «Непротивление злу насилием».

Это самый известный и радикальный принцип толстовства.

  • Суть: Насилие не может быть инструментом добра. Применяя насилие против зла, человек лишь умножает его, порождая новую волну ненависти и жестокости. «Не противься злому» (Мф. 5:39) — это, по Толстому, не совет, а закон, данный Христом.
  • Обоснование: В душе каждого человека есть частица Божественного начала (Бога). Насилие над другим человеком есть насилие над этим началом в нем и в себе. Оно есть отрицание самой основы жизни.
  • Следствия: из этого принципа Толстой делал абсолютные выводы:
  • Отрицание государства, так как его аппарат (полиция, армия, суды) основан на насилии.
  • Отрицание войны и патриотизма.
  • Отказ от присяги, от службы в армии.
  • Критика революционеров, которые, стремясь к справедливости, используют насилие.

Б) Критика цивилизации, государства и церкви.

Толстой был яростным критиком современного ему общества.

  • Цивилизация: Он видел в ней источник развращения и отчуждения. Наука и искусство, по его мнению, стали достоянием праздного меньшинства и не несут пользы трудовому народу, а лишь обслуживают пороки «господ».
  • Государство: это главный инструмент насилия и обмана, защищающий интересы богатых и угнетающий народ. Законы — это узаконенное насилие.
  • Церковь: Толстой резко критиковал официальную церковь за то, что она исказила учение Христа, подменив его суть (заповеди любви и непротивления) догматами, обрядами и оправданием насилия (например, благословение войск).

В) Опрощение и физический труд.

Чтобы жить в соответствии с нравственным законом, человек должен отказаться от привилегий и излишеств «цивилизованной» жизни.

  • Опрощение: это добровольный отказ от роскоши, избытка и социальных условностей. Толстой сам шил сапоги, пахал землю и вел простой образ жизни.
  • Физический труд: Труд — это не только способ добывания хлеба, но и нравственный долг каждого человека. Умственный труд без физического развращает.

Г) Разумное сознание и любовь.

  • Разумное сознание: это способность человека отличать добро от зла, данная ему от Бога. Это не интеллект, а внутренний, нравственный компас. Следование ему — основа нравственной жизни.
  • Любовь: Высшее проявление разумного сознания. Это не эмоция, а активная, сознательная деятельность по благу другого. «Любить — значит делать доброе».

3. Религия как основа морали.

Толстой отрицал богословскую, мистическую сторону христианства (божественность Христа, Троицу, чудеса). Его интересовало этическое учение Иисуса, очищенное от церковных наслоений.

  • «Бог есть любовь»: Для Толстого Бог — это не личность, а безличное духовное начало, закон любви, живущий в каждом человеке.
  • Царство Божие внутри вас: Ключевая для Толстого идея. Царство Божие — это не загробный мир, а состояние внутренней гармонии, достигаемое здесь и сейчас через жизнь, по совести, и исполнение закона любви.

Заключение

Философия морали Льва Толстого — это мощная и бескомпромиссная система, требующая от человека полной внутренней и внешней перестройки.

Верующие люди в США должны стать на защиту мира, и против войны. И тогда , на всей планете Земля, станет процветание и развитие.