Найти в Дзене
Московская беседка

За чертой

О спектакле «Первая любовь последнего года» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Премьера 8 ноября 2025

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова

Что положено делать в юности? Правильно: мечтать, учиться, влюбляться. Этим и занимаются герои нашего спектакля со всей горячностью молодости. Они растворяются в мирной, благополучной, сверкающей жизни, в которой для них открыты все пути. И все бы хорошо, если бы не другая реальность, которая, вроде бы, далеко и не отсюда, но постоянно дает о себе знать. Эта другая жизнь — война.

Сцена из спектакля. Сергей - Егор Разливанов, Таня - Анна Ляхова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова
Сцена из спектакля. Сергей - Егор Разливанов, Таня - Анна Ляхова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова

Война в Монголии, Финская война задевают своим мертвым крылом живущих под мирным небом и не подозревающих о том, что совсем скоро война ворвется и к ним. Действие происходит в предвоенный год, когда ничто, вроде бы, не предвещает катастрофу. Спектакль поставлен по роману Юрия Слепухина «Перекресток» (1949). Несмотря на то, что книга была написана в 1949 году, издали ее только в 1962, и это не случайно. Роман лишен плоской бравурности, и по мировосприятию и уровню внутренней рефлексии ближе к нам, сегодняшним, чем к нам, вчерашним.

Таня - Анна Ляхова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова
Таня - Анна Ляхова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова

Режиссер Анатолий Шульев поставил спектакль-размышление, о том, что такое жизнь, какая она хрупкая и короткая. И как молниеносно быстро может измениться. Но об этом мало думают герои, как и положено беспечной юности. Они живут, пробуют этот мир на вкус, завоевывают его, пробивают себе дорогу во взрослую жизнь. А рядом, совсем рядом война, настоящая и будущая. Война — значит смерть, и смерть постепенно входит в мирную жизнь.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова

Смерть — значит выход в Вечность. В спектакле очень точно и выразительно показано, как приближается смерть — золотым светом, бьющим из темноты, куда уходит Николай, убитый на Финской войне; светом, заливающим Сергея, который вскоре пойдет добровольцем на фронт, и, возможно, не вернется. В спектакле, помимо действия и диалогов, есть постоянно действующий второй план, сопутствующий рефлексии о жизни и смерти. О мире и войне. О любви и разлуке. О далеком и мучительном, о близком и дорогом. И этот второй план, с его эмоциональной глубиной, с его подспудным надрывом вырывается в финале страшным кровавым отзвуком. Этот отзвук небытия, находящегося за чертой жизни, разливается багровым светом, в котором тонут темная сцена и золотое сияние Вечности.

Сергей - Егор Разливанов, Николай - Михаил Коноваленков. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова
Сергей - Егор Разливанов, Николай - Михаил Коноваленков. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова

Анатолий Шульев поставил яркий, динамичный спектакль, в котором много движения, сильных эмоций и молодецкой удали. Играют в нем молодые вахтанговцы: пронзительная Анна Ляхова (Таня), нежная Марфа Пашкова (Люся), поэтический Григорий Здоров (Володя), вдумчивый Михаил Коноваленков (Николай) и великолепный Егор Разливанов (Сергей), чья необыкновенная энергия, легкость и артистический азарт держат нерв спектакля. Энергия Разливанова не оставляет ни на минуту пронзительным своим огнем, и когда он, влюбленный в Таню, выходит на сцену, даже по глазам сразу видно: влюблен. Талантливый молодой актер играет навзрыд, его фантастическая энергия тратится щедро, без остатка, но и лирические сцены в его исполнении бесподобны.

Одним словом, перед нами очень азартные ребята, и большая удача видеть их задействованными в главных ролях.

Люся - Марфа Пашкова, Володя - Григорий Здоров. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова
Люся - Марфа Пашкова, Володя - Григорий Здоров. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова

Сценография спектакля исполнена безупречного вкуса и лаконизма (художник Максим Обрезков). Задействовано все пространство «амфитеатра» Симоновской сцены, а учитывая, с каким удовольствием юные актеры стремительно летают по сцене и лестнице левого крыла, сценическое пространство организовано безупречно.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Яна Овчинникова

Анатолий Шульев поставил глубокий спектакль-размышление, где динамичный первый план не может заслонить второй, с его рефлексией и страхом, с его чертой, за которую так страшно переступать. Но именно это и предстоит сделать героям пьесы, которые так беззаветно любят жизнь и друг друга, так наполнены живительным соком существования на этой земле. И все-таки — им приходится сталкиваться с будущим, в котором жизнь борется со смертью, и не всегда побеждает.