Найти в Дзене

КАМАЗ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2025 года У этого термина существуют и другие значения, см. КАМАЗ (значения). ПАО «КАМАЗ» тат. Кама автомобиль заводыКамский автомобильный завод Ключевые фигурыСергей Когогин
(генеральный директор)Отрасльавтомобильная промышленность (МСОК: 2910)ПродукцияГрузовые автомобили, силовые агрегаты, автобусы, водоробусыСобственный капитал Оборот▲ 219,8 млрд рублей (2021)Операционная прибыль Чистая прибыль▲ 1,2 млрд рублей (2021)Активы ПАО «КАМАЗ» (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д (тат. Кама автомобиль заводы), ранее «КамАЗ») — советская, затем российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизельных двигателей, действующий с 1976 года. Также выпускает автобусы, электробусы, водоробусы[2] (под маркой «НЕФАЗ»), тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набе
Оглавление

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2025 года

У этого термина существуют и другие значения, см. КАМАЗ (значения).

ПАО «КАМАЗ»

тат. Кама автомобиль заводыКамский автомобильный завод

ТипПубличное акционерное обществоЛистинг на биржеMCX: KMAZОснование1969; 56 лет назадПрежние названияКамАЗРасположение
ТипПубличное акционерное обществоЛистинг на биржеMCX: KMAZОснование1969; 56 лет назадПрежние названияКамАЗРасположение
Автосборочный проезд, 8 Россия
 Татарстан
 Набережные Челны
Автосборочный проезд, 8 Россия Татарстан Набережные Челны

Ключевые фигурыСергей Когогин
(
генеральный директор)Отрасльавтомобильная промышленность (МСОК: 2910)ПродукцияГрузовые автомобили, силовые агрегаты, автобусы, водоробусыСобственный капитал

  • ▼38,8 млрд ₽ (2019)

Оборот 219,8 млрд рублей (2021)Операционная прибыль

  • ▼4,35 млрд ₽ (2019)

Чистая прибыль 1,2 млрд рублей (2021)Активы

  • ▲206 млрд ₽ (2019)
Число сотрудников33 214 (2021)[1].Материнская компанияРостехДочерние компанииНЕФАЗСайтkamaz.ru Медиафайлы на ВикискладеНаграды
Число сотрудников33 214 (2021)[1].Материнская компанияРостехДочерние компанииНЕФАЗСайтkamaz.ru Медиафайлы на ВикискладеНаграды
Почтовая марка СССР, 1974 год
Почтовая марка СССР, 1974 год

ПАО «КАМАЗ» (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д (тат. Кама автомобиль заводы), ранее «КамАЗ») — советская, затем российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизельных двигателей, действующий с 1976 года. Также выпускает автобусы, электробусы, водоробусы[2] (под маркой «НЕФАЗ»), тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны.

Содержание

История

-5

В статье есть список источников, но не хватает сносок.

Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены. (12 мая 2015)

Планирование

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существовавшие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту, он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Строительство заводов и города

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года[3], и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Здание генеральной дирекции, 1981 год
Здание генеральной дирекции, 1981 год

Летосчисление большегрузных автомобилей исчисляется с 16 февраля 1976 года — в этот день с конвейера сошёл первый собранный большегруз. Первая очередь предприятия была сдана в эксплуатацию 29 декабря 1976 года[4].

При этом перед возведением заводов был снят верхний плодородный слой почвы (строительная площадка КамАЗа ранее представляла собой 130 тысяч гектаров сельскохозяйственных полей), в дальнейшем собранный чернозём вывозился на поля агропромышленной зоны, овощные плантации и оранжереи, а также на дачные участки садоводческих товариществ[5].

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб.[6] (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых). В ноябре 1973 года введён в строй первый энергоблок ТЭЦ КАМАЗа[7].

Завод двигателей
Завод двигателей
Одна из магистралей к корпусам
Одна из магистралей к корпусам

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс. м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс. м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза[8][9][10].

Наиболее крупные поставки импортного оборудования:[11]

Поставки из СШАПоставки из Европы и Японии

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Город строился с расчётом на 350 000 человек населения при имеющемся чуть менее 30 000 чел. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х — 1980-х годах.

Недалеко от города был построен аэропорт Бегишево (1970—1971), продолжалось строительство Нижнекамской ГЭС (1963—1979).

В 1984 году КамАЗ награждён орденом Ленина.

Проектирование и запуск производств

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также к проектированию производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питтсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КАМАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-175 (4×2) разработки Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва и Ярославского моторного завода 1967—1969 годов. Грузовики оборудуются двумя типами коробок передач, одни трансмиссии имеют пять ступеней переключения, а другие — десять. Эти модели называются 14 и 15. Десятиступенчатыми коробками оснащаются автомобили, относящиеся к категории автопоездов.[12]

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

Выпуск автомобилей

КАМАЗ-55102
КАМАЗ-55102

Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КАМАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в БАССР, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната[13].

29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на половину (22 000).

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик.

В сентябре 1980 года объемы производства вышли на уровень 240 автомашин в сутки. В это время завод производил грузовики пяти модификаций (и именно в это время были изготовлены первые полноприводные «КАМАЗ-43105»)[14].

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

«Ока»
«Ока»

На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль (ВАЗ-1111 «Ока») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей).

В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. Это означает, что за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством[15]. Составляя треть грузового автопарка страны, КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.

18 октября 1988 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 1 000 000-й грузовик модели КАМАЗ-5320[16].

Акционирование

25 июня 1990 года Совет Министров СССР принял постановление[17], в соответствии с которым на базе заводов КамАЗа было создано одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — АО «КАМАЗ». Согласно постановлению, 51 % акций должны были остаться в общесоюзной собственности, остальные предполагалось продать. 5 сентября 1991 года началась продажа акций трудовому коллективу. 10 сентября состоялся конкурс для юридических лиц, в результате которого акционерами КамАЗа стали 230 предприятий и организаций[18].

Пожар 1993 года

Основная статья: Пожар на заводе двигателей КАМАЗа

14 апреля 1993 года начался пожар на заводе двигателей КамАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен, что нанесло огромный ущерб автомобильному производству России. Благодаря поддержке правительства Российской Федерации и Татарстана предприятию удалось постепенно восстановить производственные мощности; на полное восстановление завода ушло более 5 лет.

1990-е

-11

В разделе не хватает ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (13 февраля 2022)

В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями на заводах КАМАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КАМАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.

К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.

В 1994 году «КАМАЗ» и «АвтоВАЗ» создали акционерное общество по производству автомобиля «Ока» в городе Набережные Челны[19].

30 августа 1999 года с конвейера КАМАЗа сошёл 1 600 000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

2000-е

В 2001 году «КАМАЗ» впервые за семь лет получил прибыль в 57 миллионов рублей[20].

В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «Ока») был продан группе «Северсталь-Авто».[21]

В 2005 году было создано АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — совместное казахстанско-российское предприятие по сборке автомобильной техники «КАМАЗ» для внутреннего рынка Казахстана.[22] За первые дни существования были выпущены с конвейера первый самосвал и вахтовый автобус.[23][24]

21 октября 2005 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 1 750 000-й грузовик модели КАМАЗ-6520[25].

В 2006 году команда «КАМАЗ-мастер» победила во внедорожных ралли «Дакар» в седьмой раз (пятый раз подряд).[26] За повышение качества производства ОАО «КАМАЗ» (новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам «Евро-3») — единственный из представителей машиностроительной области, получил в 2006 году Премию правительства РФ в области качества.[27][28]

За 2007 год «КАМАЗ» выпустил 52 650 грузовиков, 63 200 двигателей и силовых агрегатов — это явилось рекордом последовавших после пожара лет. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автомобиль (с начала производства 30 лет назад). Несмотря на недостаточное количество, но, учитывая усложнение технологии производства и переход на новые стандарты, было заявлено о достижении уровня загрузки производства автомобилей в советскую эпоху.

В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники «КАМАЗ» — 13 444 единицы. Указом президента России генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы.

В 2008 году создан машиностроительный образовательный кластер «КАМАЗ-КГТУ» (КАИ) — совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева, направленный на подготовку технических кадров для «КамАЗа».

В этом же году территорию первенца «КАМАЗа» — ремонтно-инструментального завода — заняло сборочное производство грузовиков Mercedes (Daimler AG).

2010-е

Владимир Путин на церемонии схода с конвейера 2-миллионного грузовика КАМАЗ-65117
Владимир Путин на церемонии схода с конвейера 2-миллионного грузовика КАМАЗ-65117
Владимир Путин за рулём КАМАЗ-65115 на открытии Крымского моста, 2018 год
Владимир Путин за рулём КАМАЗ-65115 на открытии Крымского моста, 2018 год

В 2010 году завод приступил к выпуску сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники под торговой маркой CNH (Case New Holland[англ.], принадлежащая FIAT Group, — один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной и строительной техники). Согласно соглашению между ОАО «КАМАЗ» и CNH, образованное совместное предприятие «Си-Эн-Эйч-КАМАЗ Индустрия» (CNH-KAMAZ Industrial BV) должно выпускать до 4000 единиц техники в год, включая семейство комбайнов с двигателями мощностью 300 л. с., два вида тракторов с двигателями мощностью 300—535 л. с. и строительную технику[29].

После значительного сокращения объёмов производства в 2009—2010 годах, вызванного финансовым кризисом 2008 года, завод начал наращивать темпы выпуска продукции. В 2011 году было реализовано более 45 тысяч грузовиков, что на 40 % больше, чем в 2010 году[30].

В сентябре 2011 года ОАО «КАМАЗ» и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo.[источник не указан 1366 дней]

В ноябре 2011 года ОАО «КАМАЗ» подтвердило уровень «Пять звёзд» в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества по модели EFQM «Признанное совершенство».[источник не указан 1366 дней]

15 февраля 2012 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 2-миллионный грузовик. Юбилейной машиной стала модель из тяжёлого семейства грузовых машин повышенной грузоподъёмности — КАМАЗ-6522[30].

В июне 2012 года Daimler Trucks и ОАО «КАМАЗ» подписали лицензионное соглашение, направленное на укрепление сотрудничества в области производства кабин. По этому соглашению «Mерседес-Бенц» предоставит «КАМАЗу» технологию производства кабин Axor для среднетяжёлых грузовых автомобилей, которые российская компания будет устанавливать на свои автомобили нового поколения.[источник не указан 1366 дней]

В 2012 году на территории Ремонтно-инструментального завода начат демонтаж корпусов производства ремонтного литья (ПРЛ).

В март 2013 года — ОАО «КАМАЗ» и концерн Palfinger AG подписали Соглашение о сотрудничестве.

16 октября 2013 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» было собрано десятитысячное автобусное шасси.

30 октября 2013 года на заседании Совета директоров ОАО «КАМАЗ» было объявлено о том, что «КАМАЗ» завершает прошлые договорённости по сделке с CNH Global NV в рамках стратегии избавления от непрофильных активов.

В декабре 2013 года начался серийный выпуск магистрального тягача КАМАЗ-5490 — флагмана нового модельного ряда «КАМАЗа».

19 августа 2014 года «КАМАЗ» подписал Соглашения с Palfinger AG (Австрия) о создании двух совместных предприятий: нового производства гидравлических и телескопических цилиндров и монтажного центра. В октябре 2014 года из состава акционеров вышел Европейский банк реконструкции и развития[31].

В 2014 году компания во избежание попадания под Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года начало процедуру по сокращению доли в акционерном капитале Ростеха и прекратило выпуск военной техники[32].

В 2015 году «КАМАЗ» запустил серийное производство двух новых моделей грузовиков — седельного тягача КАМАЗ-65206 и бортового магистрального автомобиля КАМАЗ-65207, а также представил электробусы, разработанные в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro.

22 апреля 2015 года на «КАМАЗе» состоялось торжественное открытие корпуса по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями.

В июне 2015 года «КАМАЗ» приступил к первым тестовым испытаниям беспилотника, разработанного совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

26 июня 2015 года в соответствии с решением Общего собрания акционеров компании Открытое акционерное общество «КАМАЗ» было переименовано в Публичное акционерное общество «КАМАЗ».

В сентябре 2015 года «КАМАЗ» представил на выставке «Комтранс-2015» концепт революционной кабины КАМАЗ-2020. В этом же месяце ПАО «КАМАЗ» и HAWTAI Motor Group Co подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков КАМАЗ в Китае и легковых автомобилей HAWTAI в России.

В 2016 году «КАМАЗ» начал строительство завода каркасов кабин для грузовиков поколения К5 в сотрудничестве с компанией Daimler. Как сказал генеральный директор автогиганта Сергей Когогин, это первый настолько крупный проект со времён строительства самого «КАМАЗа»[33].

15 мая 2018 года, в день открытия Крымского моста, автомобиль завода был во главе первой колонны проехавшей по сооружению. За рулём машины был президент Российской Федерации В. В. Путин[34].

8 февраля 2019 года были подведены итоги, что продажи грузовиков «КАМАЗа» в России снизились в 2018 году на 1,4 % по сравнению с 2017 годом и составили 32,68 тысяч штук, следует из отчета производителя за четвёртый квартал. Чистая прибыль компании за 2018 год составила 1,588 млрд рублей, что в 2,2 раза ниже показателя 2017 года[35].

В конце мая 2019 года началось производство кабин поколения К5 на новом заводе, построенном совместно с компанией Daimler. Уровень автоматизации на производстве достиг 80 %, оставив для человеческого персонала функции контроля качества, укладки деталей на сборочную линию и логистических задач. Доли партнёров распределены следующим образом: 80 % готовой продукции получает КАМАЗ, 20 % — Mercedes. Планируемый годовой объём производства — 55 тыс. (планируется достичь к 2024 году). Кабины будут производиться для пяти типов грузовиков и самосвалов.[36]

В 2019 году «КАМАЗ» награждён орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан»[37]

2020-е

В результате реализации в Набережных Челнах крупного инвестиционного проекта «Модернизация прессово-рамного завода „КАМАЗ“».

в июне 2021 года было запущено производство рам для нового поколения грузовиков К5. В дальнейшем планируется освоить выпуск рам для автомобилей поколения К4 и К3[38].

После вторжения России на Украину, с марта 2022 года немецкая компания «Daimler Truck AG» прекратила поставки комплектующих и производство КАМАЗов в рамках совместного предприятия «ДК Рус» в Набережных Челнах[39].

В феврале 2023 года «КАМАЗ» приступил к сборке локализованной версии КАМАЗ-54901, степень локализации грузовиков поколения К5 составит 70—80 %, импортные комплектующие будут в основном китайскими[40]. К маю КАМАЗ вышел на стабильный выпуск — не менее 30 штук в день, выпуск этой версии грузовиков К5 уже не зависит от поставок комплектующих из «недружественных стран»[41].

В 2023 году бренд сохранил лидирующие позиции на рынке грузовых автомобилей. Продажи остались на уровне 2022 года и составили 31 тыс. единиц. В список наиболее востребованных моделей вошли KAMAZ 43118 и KAMAZ 65115[42].

В 2024 году коллектив ПАО «КАМАЗ» награждён орденом «За доблестный труд»[43].

В апреле 2025 года два грузовика «КАМАЗ» приняли участие в эксперименте по использованию беспилотных грузовых фургонов на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в Московской области[44].

7 октября 2025 года на Петербургском международном газовом форуме был представлен туристический автобус нового поколения А5 «КамАЗ-52229», работающий на компримированном природном газе[45]. Модель разрабатывалась совместно со специалистами ПАО «Газпром» и предполагает наличие 47 сидячих мест с индивидуальными сервисными блоками, кухонного блока с холодильником, туалета, систем информационной помощи водителю, видеонаблюдения и климат-контроля[46]. Для водителя в автобусе предусмотрено спальное место, а кресло оснащено пневмоподвеской, трехточечным ремнем безопасности, регулировкой подголовника и подлокотника, подогревом, датчиками присутствия и застегнутого ремня. Объем багажного отделения составит не менее 3 кубометров[47]. В рамках ПМГФ-2025 сообщалось, что первым пользователем новинки станет хоккейный клуб СКА[48].

Санкции

6 мая 2022 года, на фоне вторжения России на Украину, «КАМАЗ» внесён в санкционный список Канады[49][50].

3 июня 2022 года «КАМАЗ» внесён в санкционные списки Евросоюза[50][51]. Ранее «КАМАЗ» вносился в санкционный список по причине аффилированности с корпорацией «Ростех», который попал под санкции из-за причастности России к войне в Донбассе.

28 июня 2022 года «КАМАЗ», а также девять дочерних компаний и генеральный директор Когогин включены в санкционный список США[52] «за деятельность или работу в оборонном секторе экономики России», в частности Минфин США отмечает что автомобили «КАМАЗ» использовались российскими военными в ходе нападения на Украину[53][54].

По аналогичным основаниям «КАМАЗ» включён в санкционные списки Велико­британии[55], Японии[56], Швейцарии, Австралии, Украины[57] и Новой Зеландии[58].

Собственники и руководство

Уставный капитал ПАО «КАМАЗ» составляет 35,36 млрд рублей. Все акции ПАО «КАМАЗ» являются именными обыкновенными, номинальной стоимостью 50 рублей каждая. Список акционеров, владеющих свыше 5 % обыкновенных акций ПАО «КАМАЗ» по состоянию реестра на 13 ноября 2018 года.[31][59][60][61]:

Информация об акциях ПАО «КАМАЗ»:

Государственный регистрационный номер1-08-55010-DКоличество размещённых акций (шт.)707 229 559Биржевой тикер (ПАО Московская биржа — Котировальный список Второго уровня)KMAZ

Структура держателей акций ПАО «КАМАЗ» (доли основных акционеров, владеющих более 5 % уставного капитала ПАО «КАМАЗ»):

НаименованиеНа 31.12.2019Количество акций% от уставного капиталаГосударственная корпорация «Ростех»333 110 89947,1 %ООО «Автоинвест»166 491 37823,54 %Daimler Truck AG106 084 43415,00 %Прочие юридические и физические лица101 542 84814,36 %Итого707 229 559100 %

15.11.2019 компания Daimler AG передала 15 % акций ПАО «КАМАЗ» Daimler Truck AG. Контролирующим лицом Daimler Truck AG является Daimler AG.

Список членов совета директоров ПАО «КАМАЗ», избранных на годовом общем собрании акционеров 28 июня 2019 года:

  • генеральный директор Государственной корпорации «Ростех» Сергей Викторович Чемезов;
  • генеральный директор ООО «Варданян, Бройтман и партнёры» Михаил Яковлевич Бройтман;
  • президент ООО «Варданян, Бройтман и партнёры» Рубен Карленович Варданян;
  • председатель первичной профсоюзной организации работников ПАО «КАМАЗ» Александр Анатольевич Васильев;
  • заместитель генерального директора Государственной корпорации «Ростех» Игорь Николаевич Завьялов;
  • генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Анатольевич Когогин[62];
  • индустриальный директор авиационного комплекса Государственной корпорации «Ростех» Анатолий Эдуардович Сердюков;
  • премьер-министр Республики Татарстан Алексей Валерьевич Песошин;
  • исполнительный Председатель Совета директоров АО «РТ-Инвест» Сергей Викторович Скворцов;
  • вице-президент, автомобильные платформы, управление качеством, продажи силовых агрегатов грузового автомобиля, Daimler Truck AG Вольфрам Шмид (Wolfram Schmid);
  • руководитель подразделения грузовых автомобилей Мерседес-Бенц, руководитель бизнеса грузовых автомобилей Даймлер в России, Руководитель бизнеса спецтехники Мерседес-Бенц, Daimler Truck AG Геральд Янк (Gerald Jank).

Руководители

Фирменные обозначения

Название предприятия неоднократно менялось:

  • в 19691973 годах — оно именовалось «Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного завода» (пользовались двумя названиями в равной степени);
  • с 1973 года — «Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей»;

ОАО «КамАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования производственного объединения «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года.

«КамАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской Федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года[63].

25 июня 1990 года Советом Министров СССР принято постановление о преобразовании производственного объединения «КамАЗ» в акционерное общество — АО «КАМАЗ»[17].

В документах предприятия и рекламных материалах обозначение «КамАЗ» не употребляется; в настоящее время как фирменное наименование используется капитализированная версия наименования — «КАМАЗ»[64].

Деятельность компании

-14

В разделе не хватает ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (1 сентября 2014)

ПАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения. В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов, где расположены литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий расположены за пределами города Набережные Челны: ПАО «НЕФАЗ» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей»).

К концу 2010-х годов группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.

ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме[65], Казахстане[66], Пакистане[67], Индии[68]. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КАМАЗа». Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий. Первое сборочное предприятие «КАМАЗа» было открыто на Кубе в начале 1980-х. В последние годы неоднократно озвучивались намерения возобновить камазовское производство на Кубе.[69]

16 ноября 2016 года Автозавод «КАМАЗ» объявил о заключении контракта, в соответствии с которым на Кубу будет поставлено более 2,4 тыс. машин, а также запасные части и сервисное оборудование[70].

В августе 2018 года «КАМАЗ» открыл в Джакарте (Индонезия) дочернюю компанию — PT. Kamaz trucks Indonesia. Компания основана совместно с индонезийской PT. Pusaka bumi transportasi (входит в Blue bird group) и Kamaz trucks Indonesia (совместное предприятие «КАМАЗ» и эмиратской Sirius general trading LLC)[71].

Показатели деятельности

На конец 2023 года в подразделениях и дочерних обществах ПАО «КАМАЗ» работает более 30 тысяч человек.[72]

За 2015 год реализовано 29704 готовых грузовых автомобилей КАМАЗ: из них на российский рынок поставлено более 23,1 тыс. единиц, на экспорт — 6,6 тысяч.[73]

За 2017 год реализовано 38159 автомобилей.[74] Экспортировано 5038 автомобилей. Доля КАМАЗа на российском рынке тяжёлых грузовиков 45,2 %.

За 2018 год реализовано 38382 автомобилей. Экспортировано 5698 автомобилей. Доля КАМАЗа на российском рынке тяжёлых грузовиков 41 %[75].

В 2019 компания не ожидала чистой прибыли, оборот составил +192 млрд р., продажи в России грузовиков составят ~30 тыс., экспорт ~5 тыс.[76] В 2019 году «КАМАЗ» увеличил продажи своих автобусов на 45 %.[77]

В 2021 объём производства составил 44 136 автомобилей, что означает перевыполнение плана более чем на 18 %[78].

В 2022 году выручка ПАО «КАМАЗ» по РСБУ составила 267,279 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2021 году на 6,9 %. Было продано более 43 тысяч грузовых автомобилей. По данным гендиректора компании Сергея Когогина инвестиции ПАО «КАМАЗ» в 2022 году выросли на 46 % к предыдущему году и достигли около 16 млрд рублей. По словам руководства компании, санкции, наложенные на предприятие, не помешали достигнуть желаемых показателей[79].

Рейтинговое агентство АКРА в 2018 году присвоило ПАО «КАМАЗ» рейтинговую оценку A+(RU) со стабильным прогнозом. Рейтинг ежегодно подтверждался, в 2023 году был повышен до AA-(RU), в 2024 — до AA(RU). В 2025 году рейтинг вернулся к AA-(RU)[80].

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в 2023 году присвоило ПАО «КАМАЗ» рейтинговую оценку ruAA со стабильным прогнозом, в 2024 году рейтинг подтверждён, в 2025 году — отозван[81].

За первое полугодие 2025 года КАМАЗ в отчете РСБУ зафиксировал чистый убыток в размере 20,8 млрд рублей против 641,1 млн прибыли за аналогичный период прошлого года[82]. 25 июля 2025 года в компании сообщили, что с 1 августа подразделения, у которых нет полной загрузки, перейдут на сокращённый четырёхдневный график работы с выполнением социальных гарантий перед сотрудниками в полном объёме в соответствии с коллективным договором и законодательством. Причиной такого решения назвали сложившуюся на автомобильном рынке ситуацию: в первом полугодии российский рынок грузовиков сократился почти на 60 %, а продажи ПАО «КАМАЗ» — почти на 30 % без учёта гособоронзаказа. Об аналогичных мерах объявили ГАЗ и АвтоВАЗ[83].

Самосвал КАМАЗ-6520
Самосвал КАМАЗ-6520
КАМАЗ-45143-сельхозсамосвал на уборке урожая
КАМАЗ-45143-сельхозсамосвал на уборке урожая
Бортовые автопоезда КАМАЗ-5320 на трассе
Бортовые автопоезда КАМАЗ-5320 на трассе
Седельный тягач КАМАЗ-5410 с полуприцепом
Седельный тягач КАМАЗ-5410 с полуприцепом
КАМАЗ-693330 сортиментовоз с гидроманипулятором
КАМАЗ-693330 сортиментовоз с гидроманипулятором

Объём выпуска автомобилей[84][85][86][87][неавторитетный источник]

ГодОбъём выпуска19765000[88]197722000[88]197841000[88]197963000[88]198070641[88]198185103198289782198391360198495722198510460919861122221987120071198812666219891201251990115671199110249219928894319935863719942167919952078019962040719971267519983541199914938200022877200122017200219903200323894200428808200532008200642662200752650200851006200923062201032172201145189201342763[нет в источнике]201438644[нет в источнике]201529140[нет в источнике]201634432[74]201738159[74]201838382[75]201934705202145000202243000[79]

Грузовой автотранспорт

ПАО «КАМАЗ» выпускал следующий ряд серийных грузовых машин, разделяемый по рестайлингу кабин и общей модернизации на поколения:[89]

  • К1 — выпускаемые с 1976 года[90]
  • К2 — модернизация периода 1988—1995 годов (первые опытные экспортные модификации — КАМАЗ-53205 (1986 год), КАМАЗ-5415 (1988 год) и КАМАЗ-5425 (1988 год))[91][92][93]
  • К3 — выпускаемые с 2009 года[94] Новые кабины устанавливались и на выпускавшиеся серии предыдущих поколений.
  • К4 — выпускаемые с 2013 года машины с кабинами на базе Mercedes-Benz Axor
  • К5 — выпускаемые с 2019 года машины с кабинами на базе Mercedes-Benz Actros
  • Специальным цветом выделены первые серийные модификации газодизельных грузовиков.[95]

Типпоколение К1поколение К2поколение К3поколение К4поколение К5Седельный тягачКАМАЗ-5410 (6×4)
КАМАЗ-54112 (6×4)
КАМАЗ-54118 (6×4)
КАМАЗ-4410 (6×6)
КАМАЗ-5425 (4×2)
КАМАЗ-54115 (6×4)
КАМАЗ-44108 (6×6)
КАМАЗ-5460 (4х2)
КАМАЗ-53504 (6×6)
КАМАЗ-6460 (6х4)
КАМАЗ-65116 (6х4)
КАМАЗ-65225 (6×6)
КАМАЗ-65228 (8×8)
KAMAZ-5490 (4х2)
КАМАЗ-65206 (6х4)
КАМАЗ-65209 (6х2)
КАМАЗ-65806 (6х4)
KAMAZ-54901 (4х2)
КАМАЗ 65659 (6х2)
КАМАЗ-65955 (6х6)Самосвал
КАМАЗ-5511 (6×4)
КАМАЗ-55111 (6×4)
КАМАЗ-55118 (6×4)
КАМАЗ-55102 (6×4)
КАМАЗ-55111 (6×4)
КАМАЗ-65111 (6х6)
КАМАЗ-43255 (4×2)
КАМАЗ-45141 (6х6)
КАМАЗ-45142 (6х4)
КАМАЗ-45143 (6х4)
КАМАЗ-45144 (6х4)
КАМАЗ-6520 (6х4)
КАМАЗ-65201 (8х4)
КАМАЗ-6522 (6х6)
КАМАЗ-65115 (6х4)
КАМАЗ-65351 (6х4)
КАМАЗ-6540 (8х4)
КАМАЗ-53605 (4х2)
КАМАЗ-43255 (4х2)
КАМАЗ-65201 (8×4)
КАМАЗ-6580 (6×4)
КАМАЗ-65801 (8×4)
КАМАЗ-65802 (6×6)
KAMAZ-6595 (6×4)
КАМАЗ-65951 (8х4)
КАМАЗ-65952 (6х6)
КАМАЗ-65953 (8х8)Бортовой
КАМАЗ-5320 (6×4)
КАМАЗ-53208 (6×4)
КАМАЗ-5321 (6×4)
КАМАЗ-53212 (6×4)
КАМАЗ-53218 (6×4)
КАМАЗ-5420 (6×4)
КАМАЗ-4310 (6×6)
КАМАЗ-4325 (4×2)
КАМАЗ-4350 (4×4)
КАМАЗ-4510 (6×6)
КАМАЗ-6350 (8×8)
КАМАЗ-5315 (4×2)
КАМАЗ-53215 (6х4)
КАМАЗ-5325 (4×2)
КАМАЗ-5350 (6×6)
КАМАЗ-4308 (4×2)
КАМАЗ-43114 (6×6)
КАМАЗ-43118 (6×6)
КАМАЗ-4326 (4×4)
КАМАЗ-5308 (4×2)
КАМАЗ 5360 (4х2)
КАМАЗ-65117 (6×4)
КАМАЗ-65224 (6×6)
КАМАЗ-6560 (8х8)
КАМАЗ-43253 (4×2)
КАМАЗ-43502 (4×4)
КАМАЗ-65207 (6×4)
КАМАЗ-65208 (6×2)
КАМАЗ-43085 (4×2) Компас 5
КАМАЗ-43089 (4х2) Компас 9
КАМАЗ-43082 (4х2) Компас 12
СпецтранспортКАМАЗ-53211 (6х4)
КАМАЗ-53213 (6х4)
КАМАЗ 53205 (6х4)
КАМАЗ-53228 (6х6)
КАМАЗ-53229 (6х4)
КАМАЗ-5360 (4х2)
КАМАЗ-43502 (4х4)

КАМАЗ-5513

Специализированная техника

Пожарная машина КАМАЗ-4308
Пожарная машина КАМАЗ-4308
Автоцистерна на базе КАМАЗ-65115, компания GT7
Автоцистерна на базе КАМАЗ-65115, компания GT7
Автокран КАМАЗ-43114
Автокран КАМАЗ-43114
Инженерная машина КАМАЗ-63501
Инженерная машина КАМАЗ-63501
Вахтовый автодом на базе КАМАЗ-4326
Вахтовый автодом на базе КАМАЗ-4326
Среднетоннажный низкопрофильный спецавтомобиль типа «автозак» на базе КАМАЗ-4308
Среднетоннажный низкопрофильный спецавтомобиль типа «автозак» на базе КАМАЗ-4308
КАМАЗ-43114 спецсил МВД
КАМАЗ-43114 спецсил МВД
КАМАЗ-63968 армейский бронеавтомобиль
КАМАЗ-63968 армейский бронеавтомобиль

Общественный транспорт

С 21 февраля 2013 года ПАО «КАМАЗ» занимается организацией и продажей автобусной техники марки «НЕФАЗ»[96].

ИзображениеНазваниеГоды
производстваКоличествоДвигательПримечанияАвтобусыКАМАЗ-526219991дизельопытный высокопольный автобусНЕФАЗ-52992001 — наст. времяболее 10 тыс.[97]дизель / газавтобус большого класса, с начала выпуска НЕФАЗ-5299 вышло 42 модификации[98]КАМАЗ-62992020 — 20223дизель / газсочленённый низкопольный автобус особо большого классаKAMAZ–4280F5 VEGA2023 — наст. время52[99]дизельавтобус среднего классаКАМАЗ-429020232дизель / газавтобус среднего классаКАМАЗ-62502023 — наст. время19[100]дизельполноприводный вахтовый автобус малого классаКАМАЗ-522220245газавтобус большого класса нового поколения А5ЭлектробусыКАМАЗ-2257Э20151опытный электробус малого классаKAMAZ-62822015 — наст. время2013[101]асинхронный / синхронныйнизкопольный электробус большого классаKAMAZ-629220201синхронныйсочленённый низкопольный электробус особо большого классаKAMAZ-5222220241синхронныйэлектробус нового поколения А5ТроллейбусыКАМАЗ-628252018 — 20233асинхронныйнизкопольный троллейбус
ИзображениеНазваниеГоды производстваКоличествоДвигательПримечанияАвтобусыКАМАЗ-526219991дизельопытный высокопольный автобусНЕФАЗ-52992001 — наст. времяболее 10 тыс.[97]дизель / газавтобус большого класса, с начала выпуска НЕФАЗ-5299 вышло 42 модификации[98]КАМАЗ-62992020 — 20223дизель / газсочленённый низкопольный автобус особо большого классаKAMAZ–4280F5 VEGA2023 — наст. время52[99]дизельавтобус среднего классаКАМАЗ-429020232дизель / газавтобус среднего классаКАМАЗ-62502023 — наст. время19[100]дизельполноприводный вахтовый автобус малого классаКАМАЗ-522220245газавтобус большого класса нового поколения А5ЭлектробусыКАМАЗ-2257Э20151опытный электробус малого классаKAMAZ-62822015 — наст. время2013[101]асинхронный / синхронныйнизкопольный электробус большого классаKAMAZ-629220201синхронныйсочленённый низкопольный электробус особо большого классаKAMAZ-5222220241синхронныйэлектробус нового поколения А5ТроллейбусыКАМАЗ-628252018 — 20233асинхронныйнизкопольный троллейбус

Спорт

Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. КАМАЗы становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли «Дакар» (ранее «ПарижДакар») 17 раз:

Спортивный КАМАЗ на этапе ралли Лиссабон-Дакар 2011 года
Спортивный КАМАЗ на этапе ралли Лиссабон-Дакар 2011 года
Ралли «Дакар» 2018 года
Ралли «Дакар» 2018 года

ГодКомандаМаршрутПилотСтранаАвтомобиль2020КаргиновРоссияКАМАЗ 4350-9Саудовская Аравия2019НиколаевРоссияКАМАЗ 4350-9Перу2018НиколаевРоссияКАМАЗ 4326-9ПеруАргентина2017НиколаевРоссияКАМАЗ 4326-9ПарагвайБоливияАргентина2015МардеевРоссияКАМАЗ 4326-9Буэнос-АйресИкикеБуэнос-Айрес2014КаргиновРоссияКАМАЗ 4326-9РосариоБоливияВальпараисо2013НиколаевРоссияКАМАЗ 4326-9ЛимаСантьяго2011ЧагинРоссияКАМАЗ 4326-9Буэнос-АйресАнтофагастаБуэнос-Айрес2010ЧагинРоссияКАМАЗ 4326-9Буэнос-АйресАнтофагастаБуэнос-Айрес2009КабировРоссияКАМАЗ 4326-9Буэнос-АйресВальпараисоБуэнос-Айрес2006ЧагинРоссияКАМАЗ-4911ЛиссабонДакар2005КабировРоссияКАМАЗ-4911БарселонаДакар2004ЧагинРоссияКАМАЗ-4911Клермон-ФерранДакар2003ЧагинРоссияКАМАЗ-4911МарсельШарм-эш-Шейх2002ЧагинРоссияКАМАЗ 49256АррасМадридДакар2000ЧагинРоссияКАМАЗ-49252ПарижДакарКаир1996МосковскихРоссияКАМАЗ-49252ГранадаДакар

Ранее, до 2012 года, «КАМАЗ» являлся спонсором футбольного клуба «КАМАЗ» — участника чемпионата России в высшей лиге в 1993—1997 годах, первым из спортивных клубов Татарстана пробившегося в еврокубки (выступал в Кубке Интертото 1996). При поддержке руководства завода в 1990-е годы существовала женская футбольная команда «КАМАЗ», принимавшая участие в чемпионате России среди женщин. В 1990—1995 годах существовал также футбольный клуб «КамАЗавтоцентр», игравший в Первенстве России. Имеются спортивный клуб «КАМАЗ» (см. КАМАЗ-2), стадион «КАМАЗ».

В советское время существовал хоккейный клуб «КамАЗ», игравший в классе «Б» первенства СССР[102].

СМИ

  • Газета «Вести КАМАЗа», название до 1993 года — «Рабочий КАМАЗа», первый номер вышел 29 сентября 1973 года[103][104]; информационный портал[105] и телевизионная передача «Вести КАМАЗа»[106][107].
  • Книга «Утро КамАЗа», написанная В. Чурбановым и В. Франюком в 1974 году.
  • Газета «ЛИтейный ЗАвод», первый номер вышел 23 февраля 1991 года, закрыта в 1996 году. Возрождена «ЛиЗа» в 2001 году. После объединения литейного и кузнечного заводов, стала называться «КАМАЗ-Металлургия»[108].
  • «Заводская газета», с июня 1991 года[109].
  • Газета «Темп» прессово-рамного завода, появилась в сентябре 1991 года[103].
  • Корпоративный журнал «КАМАЗ»[110].
  • По состоянию на 1991 год — заводское радио[108].

Примечания

↑ Показать компактно

  1. Эксперт-400: Рейтинг крупнейших компаний России // «Эксперт». — 2022. — 9 октября. — Дата обращения: 11.10.2022.
  2. «Будет стоить как 10 обычных»: как КАМАЗ презентовал водоробус. Бизнес Оnline. Дата обращения: 16 ноября 2021. Архивировано 16 ноября 2021 года.
  3. Валерий Васильев. История КАМАЗа: от СССР до наших дней. 5 колесо. Автопарк. 5 колесо (14 ноября 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  4. История КамАЗа: от первого грузовика до внедорожных ралли. ТАСС. ТАСС (16 февраля 2016). Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  5. Лениза Мухаметзянова. Из книги «Все о Набережных Челнах… и немного больше». photodreamstudio.ru. Дата обращения: 28 июня 2022. Архивировано 31 октября 2012 года.
  6. К юбилею «КАМАЗа»: история в цифрах и фактах. soyuzmash.ru. Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано 30 января 2021 года.
  7. Знаменательные события г. Набережные Челны 2023 года. Дата обращения: 10 сентября 2023. Архивировано 17 мая 2023 года.
  8. Кирилл Свиридов. Какие иностранные бренды приняли участие в оснащении «КАМАЗа» в советское время. vestikamaza.ru (2 октября 2020). Дата обращения: 17 января 2025.
  9. «КамАЗ» намерен создать новые предприятия в Башкирии. put-okt.com (22 декабря 2023). Дата обращения: 17 января 2025.
  10. Николай Мордовцев. КАМАЗ. Мы помним, как все начиналось. Рейс.РФ (7 декабря 2019). Дата обращения: 17 января 2025.
  11. Хроника: первенец КамАЗа. www.zr.ru. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 6 мая 2021 года.
  12. 240 автомобилей в сутки // «Известия», № 224 (19594) от 22 сентября 1980 стр.1
  13. Историческая справка Архивная копия от 7 марта 2013 на Wayback Machine // С официального сайта ОАО КамАЗ
  14. КАМАЗ меняет рулевого // «Российская Бизнес-газета»-Территория. — 21 мая 2002 года
  15. ^Завод микролитражных автомобилей в Набережных Челнах продан «Северсталь-авто». Новости Татарстана и Казани - Татар-информ. Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 30 марта 2024 года.
  16. «Лучший экспортный проект» от «КАМАЗа». Официальный сайт ПАО 'КАМАЗ'. Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 30 марта 2024 года.
  17. В Казахстане собран первый КАМАЗ - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал. Автомобильный журнал «КОЛЕСА.РУ». Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 30 марта 2024 года.
  18. «КАМАЗ-Инжиниринг» начнет выпуск автобусов «Нефаз» - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал. Автомобильный журнал «КОЛЕСА.РУ». Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 30 марта 2024 года.
  19. С конвейера «КАМАЗа» сошел 1750000-й грузовик. Татар-информ (21 октября 2005). Дата обращения: 18 ноября 2024.
  20. Присуждение премий Правительства 2005 года в области качества. Российская газета. Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 30 марта 2024 года.
  21. "КАМАЗ" сертифицировал двигатели "Евро-3". www.rzd-partner.ru. Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 30 марта 2024 года.
  22. Ирина Дурницына. СП КАМАЗа и голландской Case New Holland запустило конвейер по сборке комбайнов Архивная копия от 18 февраля 2012 на Wayback Machine // «Информационное агентство РИА „Новости“ — Поволжье». — 2012. — 15 февраля.
  23. Владимир Путин посетил Набережные Челны Архивная копия от 18 февраля 2012 на Wayback Machine // «Полезная газета Татарстан». — 2012. — 16 февраля.
  24. ЕБРР вылез из КАМАЗа // Коммерсантъ. Архивировано 23 сентября 2020 года.
  25. Главный проект «КАМАЗа»: завод каркасов кабин SFTP готовят к пуску тепла. vestikamaza.ru. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 18 сентября 2020 года.
  26. [fr.news-front.info/2019/04/03/vladimir-chamanov-moscou-prendra-des-mesures-appropriees-en-mer-et-aux-frontieres-terrestres/ Vladimir Chamanov : Moscou prendra des «mesures appropriées en mer et aux frontières terrestres»] (фр.). France News (3 апреля 2019). Дата обращения: 31 марта 2020.
  27. Чистая прибыль КАМАЗа по МСФО за 2018 год сократилась в 2,2 раза. Коммерсантъ (25 апреля 2019). Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 26 апреля 2019 года.
  28. Как устроен новый завод кабин КАМАЗа. Российская газета. Дата обращения: 22 июня 2019. Архивировано 22 июня 2019 года.
  29. «АвтоВАЗ» приостановит выпуск машин. lenta.ru. 3 марта 2022. Архивировано 13 мая 2022. Дата обращения: 3 марта 2022.
  30. Продажи новых грузовых автомобилей в России в 2023 году и в декабре. Автостат. Дата обращения: 25 января 2024. Архивировано 24 января 2024 года.
  31. Беспилотные грузовики поехали вокруг Москвы. Видео. www.rbc.ru. — новость. Дата обращения: 9 апреля 2025.
  32. «КАМАЗ» представил на ПМГФ-2025 новый туристический автобус. kamaz.ru. — новость. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  33. «Камаз» презентовал новый туристический автобус. www.vedomosti.ru. — новость. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  34. Стало известно, кто будет первым пользователем нового автобуса "Камаз". rsport.ria.ru. — новость. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  35. Global Affairs Canada. Sanctions – Russian invasion of Ukraine. GAC (4 февраля 2022). Дата обращения: 31 марта 2023. Архивировано 31 мая 2022 года.
  36. КамАЗ нагрузился санкциями. www.kommersant.ru (29 июня 2022). Дата обращения: 31 декабря 2022. Архивировано 22 сентября 2022 года.
  37. L_2022153EN.01001501.xml. eur-lex.europa.eu. Дата обращения: 31 декабря 2022. Архивировано 31 декабря 2022 года.
  38. УАЗ пострадал за патриотизм. www.kommersant.ru (3 июня 2022). Дата обращения: 31 декабря 2022. Архивировано 4 июля 2022 года.
  39. U.S. Treasury Sanctions Nearly 100 Targets in Putin’s War Machine, Prohibits Russian Gold Imports (англ.). U.S. Department of the Treasury. Дата обращения: 31 марта 2023. Архивировано 30 мая 2023 года.
  40. Великобритания ввела санкции против гендиректора КАМАЗа. Коммерсант (6 апреля 2022). Дата обращения: 31 марта 2023.
  41. Япония расширила санкции против России, запретив экспорт вакцин и медоборудования. Коммерсантъ (27 января 2023). Дата обращения: 27 января 2023. Архивировано 27 января 2023 года.
  42. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАМАЗ". Война и санкции. Дата обращения: 31 декабря 2022. Архивировано 31 декабря 2022 года.
  43. ПАО "КАМАЗ" (англ.). OpenSanctions. Дата обращения: 31 декабря 2022. Архивировано 31 декабря 2022 года.
  44. Акционерный капитал. Официальный сайт ПАО 'КАМАЗ'. Дата обращения: 12 января 2019. Архивировано 18 февраля 2019 года.
  45. Акционерный капитал. Официальный сайт ПАО 'КАМАЗ'. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 18 февраля 2019 года.
  46. Друг детства Чемезова оказался крупным акционером КамАЗа. РБК. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 24 января 2020 года.
  47. Генеральный директор. Официальный сайт ПАО 'КАМАЗ'. Дата обращения: 10 марта 2020. Архивировано 31 марта 2020 года.
  48. Сведения о регистрации и товарном знаке. Официальный сайт ПАО 'КАМАЗ'. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 31 марта 2020 года.
  49. Рост машиностроения в Казахстане обгоняет показатели в ЕАЭС. Sputnik Казахстан. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 15 августа 2018 года.
  50. АПН / КамАЗ открыл завод в Пакистане. www.apn.kz. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 15 августа 2018 года.
  51. "КамАЗ" запускает производство в Индии. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 15 августа 2018 года.
  52. Ридус. КАМАЗ возвращается на Кубу. Ридус. Дата обращения: 17 июля 2022.
  53. Куба купила больше двух тысяч грузовиков «КамАЗ». РБК. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 30 июля 2020 года.
  54. КамАЗ открыл в Индонезии дочернюю компанию с партнерами из ОАЭ. Коммерсантъ (15 августа 2018). Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 16 августа 2018 года.
  55. Финансовые результаты ПАО «КАМАЗ» по МСФО за 2015 год. Официальный сайт ПАО 'КАМАЗ'. Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 30 марта 2024 года.
  56. Общая информация. Официальный сайт ПАО 'КАМАЗ'. Дата обращения: 30 марта 2024. Архивировано 25 октября 2021 года.
  57. «Камаз» увеличил продажи в 2017 году на 11%. «Ведомости». Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 24 июня 2020 года.
  58. КАМАЗ рассказал о планах на 2019 год. www.autostat.ru. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 3 июля 2019 года.
  59. Александр Чупров. КАМАЗ в 2021 году увеличил производство на 18%. Автостат. Автомобильная статистика (24 января 2022). Дата обращения: 18 ноября 2024.
  60. ПАО «КАМАЗ». АКРА (25 марта 2025). Дата обращения: 30 марта 2025.
  61. ПАО "КАМАЗ". Эксперт РА (2 сентября 2025). Дата обращения: 2 сентября 2025.
  62. КАМАЗ сократил рабочую неделю из-за проблем с продажами. www.rbc.ru. — новость. Дата обращения: 10 августа 2025.
  63. Производство в СНГ: итоги года. «Авторевю». Дата обращения: 30 октября 2012. Архивировано 4 июля 2012 года.
  64. Производство в СНГ: итоги года. «Авторевю». Дата обращения: 30 октября 2012. Архивировано 12 сентября 2011 года.
  65. Производство и продажи: итоги 2009 года. «Авторевю». Дата обращения: 30 октября 2012. Архивировано 12 марта 2010 года.
  66. История КАМАЗа. Рассказывают документы. О планах по выпуску автомобилей КАМАЗ. МуZей КАМАЗа. Яндекс Дзен. Дата обращения: 3 мая 2022. Архивировано 3 мая 2022 года.
  67. В этот день 45 лет назад. МуZей КАМАЗа. Дзен.
  68. Отечественный автопром / Камский автомобильный завод КАМАЗ
  69. Отечественный автопром / КАМАЗ-53205
  70. НЕФАЗ: 45 лет в движении. Дата обращения: 14 апреля 2024. Архивировано 8 декабря 2022 года.
  71. НЕБЕЗЫЗВЕСТНЫЙ НЕФАЗ-5299. Дата обращения: 14 апреля 2024. Архивировано 10 августа 2022 года.
  72. КАМАЗ-6282. Дата обращения: 31 марта 2025. Архивировано 30 августа 2023 года.
  73. История хоккея в Набережных Челнах. hcchelny.com. Официальный сайт хоккейного клуба «Челны». Дата обращения: 8 января 2023. Архивировано 19 октября 2022 года.
  74. История «КАМАЗа»: какие названия носили заводские газеты. chelny-izvest.ru. «Челнинские известия» (25 февраля 2021). Дата обращения: 13 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  75. Газета «Вести КАМАЗа». kamaztrade.kz. Дата обращения: 13 ноября 2021. Архивировано 23 июля 2021 года.
  76. Вести КАМАЗа. vestikamaza.ru. Дата обращения: 13 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  77. Программа «Вести КАМАЗа» — в числе лучших. kamaz.ru. Дата обращения: 2013-22-27. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  78. В этот день 30 лет назад. vestikamaza.ru (23 февраля 2021). Дата обращения: 13 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  79. История «КАМАЗа»: какие названия носили заводские газеты челнинского автогиганта. vestikamaza.ru (25 февраля 2021). Дата обращения: 13 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  80. Корпоративные издания «КАМАЗА» – в лидерах рейтинга. vestikamaza.ru (30 января 2020). Дата обращения: 13 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.

Литература

  • КамАЗ // Энциклопедия военных автомобилей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «За рулём», 2008.
  • Осипов Е. А. «Рено» — «Камаз»: образец советско-французского сотрудничества периода разрядки // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2016. — Вып. 10, № 54. — doi:10.18254/S0001736-8-1.
  • Франюк В., Чурбанов В. Утро КамАЗа. — Молодая гвардия, 1974. — 104 с.