Самый близкий друг Обломова - Штольц, является полной его противоположностью. Штольц имеет активную жизненную позицию, работает, много путешествует. Задаешься невольно вопросом :как настолько разные люди имеют такую тесную дружбу?
Автор сам отвечает на данный вопрос, рассуждая, что «противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей». Притом их связывало детство, они вместе учились в школе, юными вместе мечтали, - тесное общение с детства выросло в крепкую дружбу во взрослой жизни, несмотря на то, что каждый является антиподом друг друга.
Если ещё остается вопрос, что же так привязывает Штольца к Обломову, Гончаров делает упор на «светлую, детскую душу» главного героя, в которую, кто бы не заглядывал, «он уже не мог отказать ему во взаимности…».
Насколько разными были характеры друзей, настолько разное было и их воспитание. Обломова с детства гиперопекали, не давали сделать лишнего шагу без контроля.
«-Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку - будет болеть, тошно сделается, кушать не станет.»
В воспитание Штольца большую роль играл отец - немец, он поощрял сына в любопытстве, учение и любой деятельности.
«-Что за ребенок, если ни разу носу себе или другим не разбил? - говорил отец со смехом»
В этих фразах заметно насколько отличался подход в воспитание. Штольцу давали полную свободу, за ним не бегали, не уберегали от «солнышка», тем самым, сохраняя пылкий огонь внутри ребенка.
В 18 лет отец отослал сына - «таков обычай был в Германии» и дал ему «100 рублей ассигнациями»
В то время, как об Обломове с детства заботились, находили причины, чтобы оставить его дома и не отправлять в школу.
Разные подходы воспитания создали двух разных противоположных личностей. Андрей Штольц с внутренней энергией и энтузиазмом, а Илья Обломов с потухшим интересом к жизни.