⁉️ Уже подписаны на мой Telegram-канал?
Много раз говорила о том, что его работы мне всегда по душе. Абсолютно все картины Звягинцева — это про боль, страдание в той или иной степени, потери, про то, что порой жить — очень сложно. И каждый раз просмотр того или иного фильма дает мне много пищи для размышлений, а думать и докрутить я люблю. Так и с “Возвращением”: я смотрела его много лет назад и практически не помнила сюжета. А тут выдалась возможность вдумчиво посмотреть от начала до конца, ни на что не отвлекаясь. И хочу поделиться тем, что думаю.
Кто снял: Андрей Звягинцев
В каком жанре снял: драма
Кого снял в главных ролях: Константина Лавроненко, Владимира Гарина, Ивана Добронравова, Наталию Вдовину
Сколько наснимал: 1 час 46 минут
“Возвращение” — это глубокая психологическая драма о взаимоотношениях в семье. Отцы и дети.
Иван (Иван Добронравов) и Андрей (Владимир Гарин) — братья. Иногда кажется, что они ладят далеко не всегда и не во всем, но на то они и дети. Мальчики очень привязаны и друг к другу, и к матери, компенсируя отсутствие отца, который исчез двенадцать лет назад. И вот однажды отец возвращается домой. Ситуация напряженная — если Андрей, будто бы и рад возвращению родителя, то Иван воспринимает ситуацию в штыки. Отец берет мальчишек с собой в поездку — якобы на рыбалку. Изначально и Иван, и Андрей рады предстоящей поездке, но на деле все оказывается куда тяжелее — как физически, так и морально. Их отец — человек жесткий и жестокий, своенравный, холодный, со своим и, в его голове, единственно правильным методом воспитания — “ткнуть носом”, применить физическую силу, порой, унизить, порой практически раздавить ребенка, чтобы показать, кто тут главный, и кого нужно беспрекословно слушать. Андрей, проглатывая все эти унижения, постепенно привыкает к отцу и старается понравиться ему, но вот Иван продолжает сопротивляться, брыкаясь, как неокрепший, дерзкий жеребенок. Получается у него плохо и неуклюже.
Спустя часы поездки на машине, затем переправы на лодке, путешествие все-таки приводит их на уединенный остров. Казалось бы — чего еще желать подросткам? Вот тебе и отец, вот тебе и мужская компания, вот и рыбалка, вот и лес, вот и жизнь в палатках. Должно быть здорово. Увы, напряжение на острове достигает апогея, и вся поездка заканчивается весьма трагически.
О чем мне хочется поговорить
О родительстве, наверное, ибо очень двоякое чувство после просмотра.
С одной стороны — родителями все всегда бывают в первый раз. Как к этому ни готовиться, как ни читать, как ни изучать вопрос — возникнет множество ситуаций, столкновение с которыми будет пугающим, непонятным и некомфортным. В поездке Иван и Андрей, благодаря отцу, научились работать в команде — потому что бороться с кем-то или чем-то всегда проще вдвоем. Так и здесь: пытаясь заведомо проигрышно сражаться со взрослым мужчиной, они, хоть, и проиграли эту войну, но научились действовать сообща. Да, вынужденно, но научились. Пользоваться вёслами, обсуждать дальнейшие действия, а не просто мериться тем, кто трус, кто слабак, а кто нет. Другой вопрос в том, что они могли бы научиться этому у другого отца. Понимающего детский мозг, страхи и надежды, эмпатичного, сопереживающего. Доброго и ласкового, в конце концов. Кто-то скажет, что мальчиков нужно воспитывать в строгости и, чуть ли, ни страхе — может и так, но все мы помним о том, что в каждой бочке дегтя должна быть хоть ложка меда. И отец, вроде как, и изредка хвалит кого-то из них (в основном, старшего), но все это делается настолько сухо и бесчеловечно, что лучше бы не хвалил вовсе. Можно добиться того, чтобы ребенок научился новому действию не криками, унижениями и физической силой, а объяснив и показав на своем примере.
Помните, когда они плыли в лодке на остров и попали в шторм? Вёслами тогда работали Андрей и Иван, их отец просто сидел на корме. Да, можно воспитать в ребенке физическую силу, волю к выживанию и таким способом, но не в штормовых условиях, когда жизнь может висеть на волоске? Почему нельзя было сесть за весла самому? Ведь он больше, сильнее, выносливее и старше, в конце концов. Никто не знает, как и в каких условиях воспитывался сам отец, но, скорее всего, в таких же, а то и хуже. Ничто не берется из ниоткуда, всему всегда есть свой пример для подражания.
А как холодно отец называет их! Только Иван и только Андрей. Никаких тебе “Вань”, “Андрюш”, исключительно полные имена. И только в самом конце, когда младший сын прячется от отца на вышке, мужчина наконец-то изрекает из себя “сынок”, понимая, что ситуация совершенно выходит из под контроля.
Наверное, так нельзя. Наверное, из воспитанных такими отцами мальчиков, потом выходят агрессивные, властные мужчины, которые подобным образом взаимодействуют со своими женами и детьми. С животными ведут себя так же. Нет, друзья, так делать точно нельзя.
Иван Добронравов какой-то не по возрасту взрослый в этой картине. Какой-то проникновенный, прочувствовавший роль, хоть и сильно юный еще. Владимир Гарин — замечательный молодой человек и актер. Очень жаль, что судьба распорядилась с ним жестоко, и через несколько месяцев после выхода картины он утонул. Фильм насыщен символикой — много воды, башня, много фотографий, а визуальный стиль картины — вполне “звягинцевский”: сдержанный, с акцентом на долгие кадры съемок природы, крупные планы, что только усиливает эмоциональное напряжение.
“Возвращение” — об отцовстве и взрослении, конфликте поколения, испытаниях и инициативе, одиночестве и утрате. Фильм получил “Золотого льва” на Венецианском кинофестивале (2003) и считается одним из важнейших российских фильмов XXI века.
Рейтинг фильма по версии IMDb: 7.9/10
📎 Еще о фильмах Андрея Звягинцева писала в статье "Кошмар на улице Звягинцева: "Елена" и "Нелюбовь"
🙏 Поблагодарить автора за работу можно здесь