Официально считается, что Москва была основана князем Юрием Долгоруким, сыне Владимира Мономаха, 4 апреля 1147 г. И древняя Москва получила статус города при этом князе. Но данные раскопок говорят о том, что на месте Москвы еще до XII в. существовали укрепленные городища.
Местность, чем владел Степан Кучка, приглянулась Юрию Долгорукому. И он решил построить в этом месте деревянный укрепленный город, который был найден по аналогии с протекавшей в этой местности рекой. Юрий Владимирович получил свое прозвище за тягу к власти и попытки распространить свое влияние на как можно большее количество земель. Степан Иванович Кучка - сильный суздальский боярин XII в., был казнен Юрием Долгоруким за непокорство. Кучка владел селами и деревнями по реке Москва. От имени Кучко (Кучка) образовались топонимы - Кучково было прежним именем Москвы, от него же - Кучково поле, расположенное на севере центральной части Москвы, между современными Лубянской площадью и Сретенскими воротами (источник: Кучково поле // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С.О. Шмидт. - М.: Большая российская энциклопедия, 1997. - 976 с.).
Название реки - Москва, происходило из двух финно-угорских слов: "-ва" - вода, река, и "моск" - черный, темный. Дословно название можно перевести как "темная вода" или "черная вода". По другой, не менее распространенной версии, с языка коми "ва" означает "река" или "мокнуть". Первая же часть означает "корова", т.е. "коровья река", но коми никогда не жилина территории, близкой к течению Москвы-реки. К тому же эта гипотеза противоречит древнейшей форме названия, зафиксированной в источниках: "Москъ" - "Москов".
В тверской летописи указана дата начала строительства крепости - 1156 г. Славянская гипотеза происхождения названия "Москва" предполагает, что основой слова является "моск", что в переводе означает "вязкий, мокрый" или "болото, сырость, влага". В пользу этой гипотезы говорят другие похожие названия рек в славянских языках: Мозгава в Польше, река Московец в Болгарии, Маска в Белоруссии и многочисленные Московки на Украине.
Следующую гипотезу выдвинул географ Стефан Кузнецов, который предположил, что "Москва" происходит от мерянского слово "маска", т.е. "медведь", в "ва" - мать, жена. В итоге получается река Медведицы или Медвежья река. Медведь - тотемный символ древних мерян.
Библейская легенда: название дано в честь библейского героя Мосоха, сына Иафета, внука Ноя. Вторую, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына - Я и дочери Вузы Явузой.
"Москва" - самое известное слово, которому до сих пор никто не может дать определение. Тем не менее, большиство мнений сводится к определению "влажный", "мокрый", "болотистый" (источник: Москва: самое известное слово, которому до сих пор никто не может дать определение // Techinsider / dzen.ru).
Москва-река появилась примерно 12 тыс. лет назад, а люди здесь начали селиться еще в каменном веке. Было обнаружено несколько неолитических стоянок: в Крутицах, Коломенском, Серебряном Бору и т.д. В центре Москвы были найдены памятники бронзового века (фатьяновская культура), II тыс. до н.э.
В середине I тыс. до н.э. происходит изменение климата, и лесостепи постепенно превращаются в лесные зоны, и здесь начинает появляться пашенное земледелие. Вдоль реки, один за другим, возникают поселения. Дьяковская культура просуществовала здесь с VII - VI вв. до н.э., до VI - IX вв. н.э. Дьяковские городища были найдены в районе сел Дьяково, Коломенское, Тушино, Кунцево, Фили и т.д.
С VIII в. здесь появляются уже славянские (вятичские) поселения на берегах Москвы-реки, Яузы, Неглинной и др. Появляются городища: Лыщиково, Андроньевское обыденское и селища: Яузское, Кудринское, Головинское и т.д. (источник: Что было на месте Москвы до ее основания Юрием Долгоруким? // Собеседник на скамейке / dzen.ru).
Река Москва с древних времен была важной транспортной магистралью, связывавшую ее с Новгородом, Смоленском, Волгой и Доном.
Крепость строили на нынешнем Боровицком холме, на котором не было селений, а деревья для строительства спиливали поблизости. Именно здесь на месте бора была основана Москва, а сегодня стоит Кремль. Высота холма - 145 м над уровнем моря. В окрестностях Боровицкого холма открыты поселения бронзового века. Первые обитатели этих мест - фатьяновцы. На холме в XI в. появилось два поселения вятичей, замкнутых кольцевыми укреплениями - верхнем и нижнем. В 1156 г. московский князь Юрий Долгорукий повелел возвести на Боровицком холме Кремль. В 1237 г. во время нашествия хана Батыя деревянная крепость была практически полностью разрушена, но постройку быстро восстановили. В настоящее время на холме находится часть построек современного Кремля, расположена Красная площадь и прилегающая к ней часть Китай-города между улицами Никольская и Варварка. Самую высокую часть Боровицкого холма раньше называли Маковицей от слова "макушка". В этом месте располагается Соборная площадь, где располагается Успенский Собор. Начало крутого Васильевского спуска, протянувшегося от Кремля к Москве-реке на самом краю Боровицкого холма называли "лоб". Отсюда - "лбище" и "лобное место". Во времена язычества Боровицкий холм называли Ведьминой горой, потому что на нем располагалось капище-святилище языческих славян. На месте святыни был заложен первый деревянный Кремль.
Владения Степана Кучки располагались недалеко: немного западнее нынешнего квартала Зарядье. На его месте ранее находилась Псковская горка. Это - часть московского посада между нынешней Варваркой и набережной Москвы-реки. Здесь также стоит церковь Святого Георгия.
Напротив Кремля по другую сторону от Неглинки возвышается Старо-Ваганьковский холм. По мнению археологов здесь, близ урочища Ваганьково, у впадения р. Неглинки в Москву-реку возникло одно из первых славянских поселений, с которых началась история города (источник: Гуляем по Москве // http: // moscowwalking.ru / vk.com).
На московских холмах располагались древние сакральные центры (капища). Они существовали практически до времен Смуты и прихода к власти Романовых. Капище бога воинов Перуна находилось в центре города на Алатырь-камне, располагавшемся на Красной площади у ее перехода на Васильев (Велесов) спуск. Этот огромный ледниковый валун послужил потом основанием Троицкой церкви, стоявшей на этом месте. Затем система устройства и внешний вид капища Перуна были использованы Постником и Бармой при возведении девятиугольного храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемого Собором Василия Блаженного. Это - первый сакральный холм Перуна.
Второй духовной ценностью, чтимой на Руси, была "судьба" или "доля". Нити судьбы у славян прядет Макошь. В христианстве ее заменил культ Параскевы Пятницы. На одноименной улице стояла ее почитания. Стояла она на месте бестибюля станции м. Новокузнецкая.
На месте капища Яриле была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, что на Бору. Строительство храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, к которому по праздникам стекались москвичи.
Капище Велеса находилось на знаменитом Красном холме (Болванова гора). Старое название Верхнерадищевской улицы - Болвановка.
В то месте, где располагалось капище, горели священные костры - чигасы. Точным местоположением капища является строительство на этом месте церкви или монастыря, имеющие в своем названии "чигас". Во дворе дома на Котельнической набережной когда-то стоял Спасо-Чигасов монастырь. Впервые в летописи он упоминается как каменный в 1483 г. Рядом с ним стояла церковь Никиты Угодника, про которую в летописи 1533 г. сказано: "...взошла туча велика страшна...и за Яузою у церкви святаго мученика Никиты прошибе стену...". На месте церкви Никиты обнаружили несколько глиняных статуэток всадника верхом на волке и мужчины с волчьей головой и бубном в руках. Волк - тотемное животное бога Велеса.
Капище бога Рода. К западу от Кремля раскинулся район Чертолье, в который входили Чертольские улицы, ручей Черторый, Волхонка, Власьева слобода и два Власьевских переулка, Сивцев Вражек. Чертолье - от слова "черта", отделяющая Навь и Явь. Навь - мир пращуров, Явь - мир живых. Скорее всего, капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей Черторый. Наиболее вероятно - в том месте, где сейчас Сивцев Вражек пересекается с Большим и Малым Власьевскими переулками. Раньше здесь находилось урочище Козье болото. Козел был символом и воплощением рождающей силы земли. Капище располагалось на месте Смоленской площади.
Купала. Это - наиболее позднее имя другого древнего бога - Марены. Образ Марены связывается со смертью, отсюда и сезонные аграрные обряды - в честь умирания и воскресения природы. На роль капища Марены может претендовать еще одна точка Чертолья - место впадения ручья Черторыя в Москву-реку. Другой конец Навьего оврага - Сивцева Вражка. Испокон веков здесь строились храмы, но у всех была недолгая и печальная судьба. Два заглохших в древности монастыря, взорванный первый Храм Христа Спасителя, Дворец Советов, "уплывший" на пойменных водах плавательный бассейн "Москва". Капище Купалы-Марены располагалось на месте Кропоткинской площади.
Троян - трехглавое существо, символизирующее единство всего в этом мире. Дуб - священное дерево Трояна, а дубовая роща обязательна на месте его капищ. В Москве это Зарядье, где недавно располагалась гостиница "Россия". Уже в XII в. Зарядье было центром ремесел и торговли. В это время здесь было крупное селение (источник: Тайное непознанное // http: //t.me/CorpBase_bot).
Существует легенда о том, что Красная площадь ранее называлась Крестная, так как являлась перекрестком или "перекрестием" многих дорог. Но данное укрепление, возводимое князем, было в этих местах не первым. В юго-западной части Кремля уже были возведены укрепления, которые датируются XI в., согласно углеродному анализу. Они старше на несколько десятилетий даты первого упоминания о Москве в летописях. При раскопках была обнаружена свинцовая печать киевского митрополита, которая также датируется тем же периодом, и арабские монеты IX в., свидетельствующие о торговле, производимой в этих местах.
В летописях также имеются два названия города: Кучково и Москова. Вполне вероятно, что Кучково - это было то крупное селение, а когда возвели крепость, то город был назван уже в честь реки - Москова, или Москва. Это же подтверждает и повесть "О зачале Москвы".
Юрий Долгорукий перевел селение в статус города, а основателем Москвы был князь Олег. Т.е. Москва стала городом во времена правления Юрия Долгорукого, но, как населенный пункт, она существовала намного раньше (источник: Что было на месте Москвы до ее основания Юрием Долгоруким? // Собеседник на скамейке / dzen.ru). Именно Олега некоторые историки склонны видеть основателем Древнерусского государства. Становление же Москвы как нового духовного и политического центра Руси, превращение ее в столицу, началось при Иване Калите.
В Средние века в Москве не существовало улиц. Первое упоминание о московской улице датируется 1468 г. Это - улица Великая или Большая улица - по сути представлявшая из себя часть дороги из Киева в Суздаль в том месте, где она проходила мимо Боровицкого холма. Впоследствии она превратилась в главную транспортную артерию всего Зарядья. Вела Велика улица от Константино-Еленинских ворот Кремляк пристани на берегу Москвы-реки. Со временем стены Китай-города отрезали улицу от реки, превратив в тупик. Значение улицы уменьшилось. С конца XVII в москвичи прозвали ее "Мокринский переулок" по названию находившейся на ней церкви Никиты Мокрича. А в XIV - XVI вв. Москва являла собой конгломерат монастырских слобод.
Главной исторической рекой Москвы является Неглинная. Сегодня она полностью помещена в подземный коллектор. Она протекала вдоль Кремлевской стены и около водовзводной башни, впадала в Москву-реку. Впервые упоминается в 1401 г. как Неглина. Название могло произойти от слова "неглинок" - болотце, а также от балтского корня с обозначением "глубина". В древнюю эпоху эти места населяли балтские племена. Река начиналась в болотистой местности возле Марьиной рощи и поворачивала к западу в районе Птичьей башни Китайгородской стены. В Александровском саду недалеко от торгового центра "Охотный ряд" можно увидеть имитацию реки над ее историческим руслом (источник: Русская Семерка // dzen.ru).