Найти в Дзене

Памяти художника-волшебника Эрика Булатова

Один из самых дорогих российских художников, основатель соц-арта, работы которого представлены в музеях от Москвы до Нью-Йорка – именно таким Эрика Булатова знают во всем мире. Но с его творчеством знакомы не только ценители искусства, но и практически каждый человек на постсоветском пространстве. Ведь именно Эрик Булатов и Олег Васильев стали одними из самых выдающихся иллюстраторов детской книги, именно они показали миллионам детей, как выглядят прекрасные принцессы, волшебные замки, злые и добрые короли и другие обязательные герои сказочных историй. 9 ноября 2025 года знаменитый художник скончался на 93-ем году жизни. Выражаем искренние соболезнования родным и близким и вспоминаем главные жизненные вехи Эрика Булатова и книги с его иллюстрациями, которые навсегда вошли в золотой канон детской литературы. Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске. Рисовал с детства: по словам самого художника, в этом не было ничего удивительного — многие дети рисуют — но отец мальчика р
Оглавление

Один из самых дорогих российских художников, основатель соц-арта, работы которого представлены в музеях от Москвы до Нью-Йорка – именно таким Эрика Булатова знают во всем мире. Но с его творчеством знакомы не только ценители искусства, но и практически каждый человек на постсоветском пространстве. Ведь именно Эрик Булатов и Олег Васильев стали одними из самых выдающихся иллюстраторов детской книги, именно они показали миллионам детей, как выглядят прекрасные принцессы, волшебные замки, злые и добрые короли и другие обязательные герои сказочных историй.

9 ноября 2025 года знаменитый художник скончался на 93-ем году жизни. Выражаем искренние соболезнования родным и близким и вспоминаем главные жизненные вехи Эрика Булатова и книги с его иллюстрациями, которые навсегда вошли в золотой канон детской литературы.

Художественные принципы

Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске. Рисовал с детства: по словам самого художника, в этом не было ничего удивительного — многие дети рисуют — но отец мальчика решил, что Эрик будет художником. Так и получилось: когда пришло время определяться с профессией, вопрос, кем быть, перед Эриком не стоял. Родители поддержали увлечение сына и его выбор профессии. Сначала Булатов попал в кружок рисования, работающий в Доме пионеров, а после — сразу в третий класс художественной школы. Там Эрик и познакомился с художником Олегом Васильевым, который стал его соавтором на долгие годы. Их дружба и сотрудничество продлились почти тридцать лет. Оба художника закончили Художественный институт имени В.И. Сурикова.

Илл. из книги "Сказки разных народов"
Илл. из книги "Сказки разных народов"

Самобытный, местами гротескный стиль Булатова был очень необычным для советской действительности. Художник соединил модернизм с поставангардизмом, нежные натуралистические пейзажи — с кричащими плакатными символами, сатиру — с глубокими и точными размышлениями о жизни и красоте, искусстве и свободе. Он часто экспериментировал, соединял то, что казалось несоединимым и всегда выходил за пределы — картины или общества. Именно в этом и заключается свобода для Эрика Булатова. Художник твердо отстаивал свою точку зрения и не боялся идти своим путём, но был одновременно тонко чувствующим человеком и великим романтиком.

Воплощение сказки

Советская цензура оставляла мало пространства для свободы художникам, которые не вписывались в строгие рамки. Но детская книга, на которую цензоры всегда смотрели сквозь пальцы, стала для многих художников и возможностью заработать на жизнь, и настоящим «праздником непослушания». Именно в оформлении детской литературы были возможны визуальные эксперименты, наследующие искусству модернизма и авангарда.

Эрик Булатов и Олег Васильев за работой
Эрик Булатов и Олег Васильев за работой

Булатов и Васильев создали совершенно нового самостоятельного художника, манера письма которого не была похожа на творческий почерк ни одного из них — но этот новый художник взял что‑то и от Булатова, и от Васильева. Эрик Булатов считал, что в детской книге особое значение имеет оформление, поэтому художники с большим вниманием подходили к детализации: украшали колонцифры, разрабатывали необычные шрифты, прорисовывали изящный орнамент. При этом Васильев, как правило, подбирал цветовую гамму, а Булатов занимался непосредственно рисованием.

Изысканные силуэты, словно застывшие в танце, замысловатые узоры, анимационное движение персонажей со страницы на страницу… Иллюстрации Булатова и Васильева будто бы немного нарушают привычные художественные законы – композиции, работы с цветом, объёма и плоскости. Но именно поэтому эти рисунки навсегда остаются в памяти. Ведь сказка непохожа на реальность, и всё в ней должно быть немного не так, как в привычном, знакомом нам мире.

Илл. к сказке "Кот в сапогах"
Илл. к сказке "Кот в сапогах"

Художники приглашали ребёнка в свой особый сказочный мир, не расположенный на картах, но неизменно реальный. Их принцессы светлы и воздушны, ведьмы — опасны, принцы — благородны. У Золушки длинные волосы, золотые, как её душа, а за спиной феи‑крёстной распахивается плащ‑крылья, похожий на звёздное небо. Добрые феи в «Спящей красавице» напоминают прекрасных хрустальных стрекоз. Кот в сапогах необычно чёрен, но по‑прежнему находчив. Рисунки Булатова и Васильева не относятся к какому‑то конкретному месту или времени, но они всегда правдивы и волшебны.

Илл. из книги "Большая книга стихов, сказок и рассказов"
Илл. из книги "Большая книга стихов, сказок и рассказов"

Эрик Булатов рассказывал: «Ребёнок чувствует, какая сказка настоящая, а какая фальшивая. И также ребёнок точно знает, каким должен быть настоящий замок, какими должны быть настоящие принц и принцесса... всё должно быть настоящее в каком‑то детском смысле, и это не связано с исторической точностью. Поэтому мы всегда перемешивали времена — в одеждах, интерьерах. А потом выяснилось, что действительно попали».

Волшебство на бумаге

Специально к 90‑летнему юбилею Эрика Булатова редакция «Малыш» издательства АСТ выпустила сборник «Большая книга стихов, сказок и рассказов в рис. Э. Булатова и О. Васильева». В книгу вошли сказки разных народов и лучшие произведения писателей и поэтов XX века: А. Барто, В. Берестова, В. Катаева, Г. Цыферова, Бориса Заходера и многих других. Особенность этого сборника — иллюстрации Эрика Булатова и Олега Васильева, как знаменитые, так и те, которые не публиковались десятилетиями. Например, иллюстрации к сказкам В. Берестова издаются впервые с 1966 г., к стихотворениям Т. Белозёрова — с 1984 г., русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» — с 1988 г.

А сборник «Кот в сапогах. Сказки самых известных сказочников» подарит веру в волшебство. Открыв эту книгу, ребёнок прочитает произведения великих сказочников: Шарля Перро, Братьев Гримм, Ханса Кристиана Андерсена. Принцы и принцессы, колдуны и говорящие животные оживают на рисунках Булатова и Васильева: ребёнок рассмотрит шрифты, узоры и детали, поразится необычным образам давно знакомых персонажей и поверит в волшебство.

Также в коллекции издательства АСТ вас ждут книги:

«Сказки разных народов. Рисунки Э. Булатова и О. Васильева»,

«Живой фонарик. Рисунки Э. Булатова и О. Васильева»,

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

«Как найти дорожку. Стихи и сказки. Рис. Э. Булатова и О. Васильева».

Рисунки Эрика Булатова ценят как коллекционеры живописи, так и читатели книг. Его произведения выставлены в музеях и художественных галереях всего мира, они завораживают и влюбляют в сказки и книги взрослых и детей. Художнику удалось соединить правду с фантазией, оживить волшебство на бумаге и всегда идти собственным путем. И теперь, открыв книги с иллюстрациями Булатова, дети и взрослые тоже верят в волшебство — благодаря ему.

Закажите книги с иллюстрациями Эрика Булатова и подарите ребёнку незабываемое приключение!