Несмешной мультик
Чьи это поля? Чьи это озёра? Чьи это горы? И если в мультфильме про Кота в сапогах подкупленные им люди дружно отвечали "Маркиза Карабаса", то в Республике Алтай жители с некоторых пор с болью в сердце предполагают, что и про свои исконные земли им скоро придётся лишь вздыхать: Германа Грефа... Это имя уже стало собирательным, и про захват олигархами алтайской Природы в личное пользование некоторые уже с иронией применяют новое слово "грефовизация"...
Не претендуя на полную достоверность информации и совсем не имея ни желания, ни ресурсов, чтобы состряпать материал в духе журналистского расследования, содержащий хоть какую-то доказательную базу, хочу просто кратенько письменно ответить на вопрос, который иногда любопытные пассажиры задают мне в машине такси: А как вообще в Горном Алтае появился Герман Греф? и почему он начал активно захватывать горно-алтайские территории, инвестируя капиталы Сбербанка в покупку аэропорта, в развитие ГЛК "Манжерок", в строительство новых жилищных комплексов, новых дорог и новых курортов в зонах природных достопримечательностей Республики Алтай?
И я отвечаю на этот вопрос не с хронологической достоверностью, а так, как это последовательно выглядело с занимаемого мною во времени и пространстве места - то есть с точки зрения обычного горно-алтайского таксиста.
Итак, история начинается с... вороватых чиновников.
Дайте денег, а уж мы вам наобещаем...
Ещё до оккупации территории озера Манжерок Германом Грефом чиновники Правительства Республики Алтай помпезно объявили о строительстве масштабного горнолыжного комплекса в селе Озерное. Некоторые из них тут же предприимчиво скупили лучшие участки у подножия горы Синюха, понастроили на них презентабельные коттеджи и приготовились сдавать свои мини-отельчики приезжим горнолыжникам.
Где уж чинуши взяли столько денег, чтобы в короткие сроки завершить личное строительство (оформленное, конечно же на подставных лиц), остаётся только догадываться, но одновременно с таким успешным освоением средств на личных участках на фронте развития горнолыжного курорта откровенно попахивало долгостроем: потенциальная гостиница на протяжении нескольких лет была огорожена забором и единственный возведенный этаж был обтянут банерами с напечатанными окнами; а чисто показная работа расчищенного от деревьев лыжного спуска заключалась в установке под горой Синюха вагончика с прокатом лыж, сноубордов, ватрушек, ледянок и прочей аммуниции, чтобы народ, отстояв небольшую очередь, уже мог кататься с горы, даже не имея собственного снаряжения...
Ну, и, конечно, вдоль людской тропы к означенному вагончику выстроилась целая цепочка из сувенирных лавочек, киосков с чаем, кофе и пирожками, и даже, помнится, была там одна точка, торгующая курицей-гриль...
В принципе, невеликие доходы от сдачи в аренду торговых мест и от проката небольшого количества снаряжения и считались в то время основной частью прибыли горнолыжного комплекса.
Время держать отчёт
Не знаю, как данный проект выглядел на уставообразующих бумагах, но, помнится, изначально в числе его акционеров заявлялись даже частные лица - состоятельные, но имеющие, как водится, высокодолжностное покровительство, хотя сам проект по факту, наверное, финансировался исключительно из бюджета страны и Республики. И вот, в определённый момент определённых лиц похоже начали конкретно спрашивать о конкретных результатах вложения бюджетных средств, а показать-то кроме новеньких частных коттеджей по большому счёту было практически нечего. Другое дело, если можно было бы презентовать хотя бы полноценный кресельный подъёмник...
Правда, какой-то неказистый подъёмник тогда в Озерном вроде бы и появился, но в это же время исчез подъёмник с горы Туу-Кайа в центре Горно-Алтайска, так что у меня появилась мысль, что его просто демонтировали и отвезли в Манжерок.
В общем, профессионализм чиновников традиционно заключался в умении красиво отчитаться за потраченные денежки. Так сказать, пустить пыль в глаза. Тем более, что опыта чинушам было не занимать: как раз накануне Путин амнистировал проект "Алтайская долина", в который было вложено аж двадцать миллиардов рублей бюджетных средств, однако никакого курорта с искусственным озером, гостиницей, развлекательными зонами и, кстати, с тоже горнолыжным спуском (как обещало нам Правительство Республики Алтай) у села Соузга так и не появилось. А ведь изначально на Алтайскую Долину, которую в народе начали называть Алтайской Ямой, планировалось потратить всего пару миллиардов рублей, но когда, профукав в десять раз больше финансов, набравшись наглости, креативности и изворотливости, местное руководство запросило у Москвы ещё миллиарда два, обещая построить на эти деньги ещё и казино, Кремль решил, что дешевле будет просто закрыть суперстройку...
Вот и на этот раз, огромные деньги, выделенные на строительство ГЛК "Манжерок", по бумагам были освоены, но полноценно осязаемого результата вовсе не было. Выскажу своё мнение, почему.
Как химичат чинуши
Крупное воровство в России происходит, как правило, в рамках действующего законодательства. Ну, кто же захочет присесть за хищение бюджетных средств в особо крупном размере? Нет-нет, все затраты сначала обосновываются на бумаге, согласовываются на самом высоком уровне, а потом реализуются в строгом соответствии со сметой. А в чём же тогда воровство?
В случае с ГЛК "Манжерок" (по моему предположению!) сначала (в духе Остапа Бендера и его лекции о Нью-Васюках) был гипотетически обрисован небывалый поток туристов, желающих в будущем хлынуть в село Озерное, а существующая двухполосная асфальтовая дорога с таким наплывом якобы явно не справится, а посему и нужно срочно строить новую - вырубив пару-тройку гектаров леса, отсыпав и заасфальтировав четыре полосы, поставив вдоль этой дороги столбы освещения, подведя электричество и организовав правильный отток воды. И именно в такую дорогу были вложены колоссальные деньги. И именно такую дорогу к озеру Манжерок в первую очередь вдруг начали строить.
При этом сопутствующих способов для заработка денежных средств у предприимчивых чиновников, владеющих ситуацией, всегда много. Можно, например, вывозить на продажу никем не учитываемый поваленный лес. Или найти подрядчиков, которые выплатят щедрый откат за предоставление им фронта дорогостоящих работ - однако откат может квалифицироваться, как взятка, поэтому зачем рисковать? - Насколько я знаю, властьимущие в Горном Алтае чаще поступали другим образом: регистрируя фирмы на ближайших родственников или надежных знакомых-земляков, путём имитации конкурсного отбора передавали в свои же фирмы выгодные заказы, и таким образом прилично зарабатывали. Считается ли это воровством или особым видом креативности во власти - решите сами. Ну, а некоторые информированные чиновники и депутаты просто предварительно купили земли в зоне строящегося ГЛК и не прогадали, поскольку даже голые участки по прошествии нескольких лет выросли здесь в цене в двадцать, а то и тридцать раз.
Но, пардон, я остановился на том, что по всем ощущениям профессиональные волшебники во власти в очередной раз создали иллюзию колоссально затратного проекта, не реализовав его даже наполовину...
Выходит на арену Герман Греф
В случае с появлением новой дойной коровы в виде горнолыжного курорта "Манжерок" высокопоставленные мошенники Республики Алтай, видя, что деньги у них снова закончились, а объект далёк от завершения, придумали новый ход: они предложили войти в число акционеров проекта Сбербанку.
Судя по всему, искусство презентации - лучшее, чему научились иллюзионисты от власти, потому что им таки удалось выбить большие деньги у Германа Грефа, под смешные, кажется, всего десять процентов акций. Вероятней всего они просто в разы увеличили на бумаге стоимость существующих активов. Но вот прошёл всего-то годик, и Герман Греф спросил с акционерного предприятия свою часть прибыли. А задумка, по жуликоватой привычке, естественно и состояла в том, чтобы прикарманить половину сбербанковских денег, пустив вторую половину на строительство более приличного подъёмника. Этот новый подъёмник и показали Грефу, по сложившейся схеме напевая ему о будущей несметной прибыли, если всё тот же Греф продолжит выделять деньги на развитие курорта. Но... не на того нарвались.
Герману Грефу было достаточно беглого взгляда, чтобы оценить, что вложенная им сумма явно превышает объём освоенных средств, а никакого вливания со стороны других акционеров попросту нет. Свечку я не держал, но думаю, что Герман Оскарович просто поставил другим участникам проекта ультиматум: либо Сбербанк получает назад свои деньги с кредитными процентами и выходит из числа строителей курорта, либо все остальные акционеры за символические миллионы продают свои доли в бизнесе Грефу.
Поскольку попытка развести Грефа на бабло не удалась, а других финансов на развитие курорта у инициаторов проекта не осталось, им пришлось согласиться с условием передачи Сбербанку полного контроля над развитием территории горнолыжного комплекса Манжерок...
В конце рассказа я всё-таки ещё раз повторюсь, что всё вышеизложенное с одинаковой степенью вероятности можно считать художественным вымыслом с призрачной тенью минолётного впечатления или синтетическим продуктом реалий и творческого воображения. Тем более, что явных доказательств моих слов становится всё меньше: недавно Герман Греф скупил бревенчатые гостиницы чиновников и... барабанная дробь... и снёс их бульдозерами...
(Продолжение следует)