Найти в Дзене
ОТЭКО. Порт в Тамани

Что такое дедвейт и чем он отличается от водоизмещения?

Навалочный терминал ОТЭКО в глубоководном порту Тамань принимает суда дедвейтом до 220 тысяч тонн — эти гиганты нередкие гости у наших причалов. Но что такое загадочное слово «дедвейт»? Многие полагают, что это понятие равнозначно водоизмещению — но сегодня мы развенчаем этот миф. Представьте, что судно спущено на воду, прошло все испытания и скоро будет покорять водные просторы. Его водоизмещение на этом этапе называют порожним или чистым (Lightweight Tonnage, LWT). Это полный вес самого судна в состоянии, готовом к эксплуатации, но без каких-либо грузов, запасов или топлива. Например, сюда входит вес корпуса, двигателей, оборудования и даже мебели. Но чтобы отправиться в первый рейс, нужно загрузиться. И здесь есть ограничение — полное водоизмещение судна (Full Load Displacement, FLD). То есть его максимальный вес, при котором он может сохранять плавучесть. В полное водоизмещение включён как вес самого судна и постоянного оборудования, так и абсолютно всё, что на нём находится: не то

Навалочный терминал ОТЭКО в глубоководном порту Тамань принимает суда дедвейтом до 220 тысяч тонн — эти гиганты нередкие гости у наших причалов. Но что такое загадочное слово «дедвейт»? Многие полагают, что это понятие равнозначно водоизмещению — но сегодня мы развенчаем этот миф.

Представьте, что судно спущено на воду, прошло все испытания и скоро будет покорять водные просторы. Его водоизмещение на этом этапе называют порожним или чистым (Lightweight Tonnage, LWT). Это полный вес самого судна в состоянии, готовом к эксплуатации, но без каких-либо грузов, запасов или топлива. Например, сюда входит вес корпуса, двигателей, оборудования и даже мебели.

Но чтобы отправиться в первый рейс, нужно загрузиться. И здесь есть ограничение — полное водоизмещение судна (Full Load Displacement, FLD). То есть его максимальный вес, при котором он может сохранять плавучесть. В полное водоизмещение включён как вес самого судна и постоянного оборудования, так и абсолютно всё, что на нём находится: не только груз (например, уголь в трюмах), но и багаж экипажа, запасы провизии, топлива и другие нужные в пути вещи.

Разница между порожним и полным водоизмещением — и есть дедвейт (Deadweight Tonnage, DWT). То есть максимальный вес всего, что судно может принять на борт, помимо собственного веса.

Формула проста:

LWT + DWT = FLD

Кстати, с английского языка «дедвейт» переводится как «мёртвый груз». В этом контексте «dead» означает что-то инертное, неактивное. Согласны, англичане могли бы придумать и более оптимистичное название, но оно появилось ещё в XVII веке и сегодня считается уже устоявшимся термином.

В коммерческом судоходстве дедвейт делится на два вида:

• Полный (валовый) дедвейт (Deadweight All Tonnage, DWAT)

Это вес всех запасов, необходимых для рейса. В него входят:

- Полезный груз (ради доставки которого судно отправляется в рейс);

- Топливо для двигателей;

- Балластная и пресная вода;

- Провизия и запасы для экипажа;

- Команда и её багаж.

• Чистая грузоподъёмность (Deadweight Cargo Capacity, DWCC)

Это вес исключительно полезного груза, который судно может взять на борт в данном конкретном рейсе. Например, угля или железорудного концентрата.

И снова формула:

DWCC + Вес всех запасов для рейса = DWAT

Для фрахтователя и судовладельца это очень важные показатели. Фрахтователь платит именно за перевозку полезного груза, поэтому для него ключевой цифрой является DWCC. А в интересах судовладельца минимизировать вес запасов, чтобы максимизировать DWCC и заработать больше.

Поэтому дедвейт — не просто сухая техническая характеристика, а главный инструмент для расчета прибыльности рейса.

А о том, как суда делятся на классы по размерам и дедвейту, читайте в другом нашем посте.