"Тициан,— пишет А.Н. Бенуа, — занимает по отношению к Джорджоне положение, аналогичное с тем, которое занимает Микеланджело по отношению к Леонардо. Он пришел после, он взял те средства и приемы, что были найдены и изобретены предшественником, но он ими воспользовался для своих целей, для своих мечтаний вполне свободно и самостоятельно, а целей и мечтаний Тициан находил в душе своей неисчерпаемое множество...".
"Если бы Тициан и Микеланджело, — заявлял в своем трактате о живописи их современник Паоло Пино, — были бы единым телом, то есть если бы к рисунку Микеланджело прибавить колорит Тициана, то такого художника можно было бы назвать богом живописи". Вряд ли это верно. Каждый из них достиг в своем непревзойденных высот, и прибавлять тут не имеет смысла. Какие же особенности дарования Тициана позволили ему в такой полной мере отобразить в своем творчестве грандиозность мироощущения? И почему великое обещание счастья, надежда на счастье составляли одну из основ его творчества? На эти и другие вопросы попробуем ответить в этой и последующих статьях.
Мини-словарик:
1. Колорит – художественная палитра произведения; гармоничное сочетание цветов, создающее эмоциональное и выразительное звучание картины.
2. Венецианская школа – направление итальянской живописи, сложившееся в Венеции и отличающееся особым вниманием к цвету, свету и декоративности.
3. Мифологический сюжет – тема произведения, основанная на образах и историях античной мифологии, часто используемая художниками Возрождения для передачи идеалов красоты.
Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.
Золотой век великого живописца
Солнечный гений Тициана согрел всю венецианскую живопись, и в его лучах созрели, расцвели многие замечательные таланты, которым он действительно служил знаменосцем, как сияющее увенчание художественного гения Италии. Точный возраст Тициана до сих пор не установлен. Умер он в 1576 году. А родился, по одним сведениям, в конце восьмидесятых, по другим — в конце семидесятых годов ХV столетия или даже раньше. Тициан Вечеллио родился в военной семье в горном городке Пьеве ди Кадоре, входившем во владение Венеции. Род его был старинным и влиятельным в этой местности. Проявив уже в раннем детстве влечение к живописи, он девяти лет был определен в мастерскую Джентиле Беллини, затем — Джованни Биллини. В этот период он сблизился с Джорджоне и испытал во многом его влияние. А после его преждевременной смерти стал общепризнанной главой венецианской школы и единственным в Венеции его последователем.
Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей Западной Европе. Папа Павел III вызывает Тициана в Рим, где уже зрелым мастером он знакомится с творениями Рафаэля и Микеланджело. Самый могущественный из тогдашних монархов, германский император Карл V приглашает его в Аугсбург, жалует ему графское достоинство и, позируя Тициану, будто бы поднимает кисть, уроненную художником. Его заказчиками в разное время были: испанский король Филипп II, французский король Франциск I, а также многие итальянские государи. В этот же период Тициан занимает официальный пост художника Венецианской республики.
Сохранилось частное письмо гуманиста Пришанезе, позволяющее и нам заглянуть на миг в приморский дом Тициана, где он жил после смерти горячо любимой жены, перенестись в атмосферу той эпохи, почувствовать роскошную жизнь Венеции первой половины ХVI столетия. "Я был приглашен, — пишет гуманист, — ...в прелестный сад мессера Тициана Вечеллио, художника, как все знают превосходнейшего... Были приглашены к Тициану некоторые из наиболее избранных умов, находившихся тогда в этом городе.
Прежде, чем сесть за стол, так как жар солнца, хотя место и было тенистым, ощущался еще очень сильно, мы провели время в созерцании живых образов великолепнейших картин, которыми был наполнен дом , и в разговорах о красоте сада, к большому удовольствию каждого.
Сад этот расположен на окраине Венеции, на берегу моря, так что оттуда виден прелестный островок Мурано и другие прекрасные места. Эта часть моря после захода солнца покрылась множеством гондол, наполненных прекрасными женщинами, и до полуночи там раздавались музыка и пение, звучали мелодии и различные инструменты, как бы аккомпанировавшие нашему веселому ужину... В это время пришел час ужина, который был столь же обилен, сколько превосходно сервирован, с изысканными блюдами и самыми дорогими винами..."
Итак, долгая, счастливая, роскошная жизнь среди самого изысканного, образованного общества, жизнь, целиком наполненная любованием красотой мира и прославлением этой красоты в великом искусстве живописи. По свидетельству венецианского теоретика искусства Дольче, Тициан был "великолепным, умным собеседником, умевшим судить обо всем на свете". Так содержание "Диалога о живописи" — главного труда Дольче - было во многом подсказано Тицианом.
Величайший испанский художник Веласкес так определял роль Тициана в искусстве: "...В Венеции — все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи, знаменосцем которой является Тициан". Творчество Тициана очень обширно: по количеству созданного оно превосходит творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, вместе взятых.
Обещающие счастье женские образы маэстро
Многолетний путь в искусстве приводит художника к поиску идеала величественной и умиротворенной красоты, присущей всему Возрождению и воплощенной в таких картинах, как "Св. собеседование", "Саломея", "Молодая женщина за туалетом" , "Венера и Адонис", "Диана и Калипсо" и др.
Художник называл многие свои мифологические картины стихотворениями. Не дает ли это название ясно понимать, что эти произведения — не что иное, как фантазия поэта, в которой вместо мелодичных стихов, гармонично сливаются линии, формы и краски.
В тициановских Мадоннах нет ничего религиозного. В них нет ни изящества, ни нежности и наивности, присущих Мадоннам итальянских мастеров. Они все —великолепные создания, сильные, здоровые, жизнерадостные и гордые своей красотой.
При этом особое, пристальное внимание Тициан уделял женскому образу в его неповторимости и многообразии. Никто в живописи до и после Тициана не воспел с таким вдохновением, как он, сияющую красоту женщины, пленительную, полуденную красоту, как бы олицетворяющую и лучезарную красоту самой Венеции, и всю радость бытия, все земное счастье.
В своей флорентийской "Венере" ("Венера Урбинская") он как бы раскрывает глаза "Венере" Джорджоне...и мы видим влажный взор влюбленной женщины, обещающей большое счастье. Это обещание озаряет все женские образы, созданные Тицианом. "Любовь земная и любовь небесная" — аллегорическая картина, исполненная светлой, упоительной жизнерадостности, одна из первых работ Тициана, знаменующих возможность такого блаженного и щедрого счастья.
Современная ей "Флора" выражает тот же высокий идеал, ту же чистую юную радость. Как нежен теплый розовый тон открытого плеча богини цветов, какой подлинно божественный момент — рука ее в сочетании с прозрачной белизной рубашки и светлым бархатом тяжелого облачения.
Тициановский натурализм оставался всегда благородным и изящным. Ни одна из многочисленных женских фигур, написанных этим художником, ни по своим формам, ни по своим позам не оскорбляет чувства нравственности и благопристойности. В самых даже смелых композициях великий мастер сохраняет уважение к своему искусству.
Его "Даная" понравилась суровому Микеланджело, который не удостоил бы даже взглядом произведение сомнительной нравственности. Тициан обладал античным пониманием красоты: для него красивое обнаженное тело представляло не что иное, как гармоничное совершенство форм и прекрасное зрелище, какое природа могла показать человечеству.
Надо иметь очень испорченное воображение, чтобы найти соблазнительной и чувственной его "Магдалину", несмотря на то, что художник прикрыл ее только золотистыми волосами.
Высшее увенчание идеала тициановской красоты — картина "Венера перед зеркалом", написанная Тицианом уже в зрелом возрасте. Пожалуй такого великолепия еще не достигала до этого кисть художника. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. Богиня любви в обличии златовласой венецианской красавицы являет нам совершеннейший образ самой любви, самой неги. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Сколько тепла, ласки, бесконечно милой и трепетной, во взгляде богини... сколько радости приносит нам этот лик и вся эта неповторимая красота, созданная живописью.
А вот другой женский образ, тоже созданный Тицианом в этот период — "Девушка с фруктами", быть может портрет его дочери Ливинии. Красота женщины и роскошь природы, золото неба и золото парчи — и какая величественность в повороте головы, во всем облике этой цветущей венецианки. Каким радостным и великолепным покоем, покоем от силы, от полного наслаждения жизнью дышит вся картина. Великое обещание счастья, надежда на счастье и это полное наслаждение жизнью составляют одну из основ творчества Тициана.
История и предания называют имена нескольких женщин, служивших Тициану моделями для его произведений. Это — Виоланта, его возлюбленная, Донна Цецилия, его жена, венецианка удивительной красоты, дочь Ливиния и еще одна женщина, о которой нет никаких сведений, но которую предание считает, быть может ошибочно, его любовницей; она позировала ему для его знаменитой "Венеры Урбинской".
В следующих выпусках мы продолжим рассматривать творчество величайшего живописца. Познакомимся с известными работами мастера, созданными им в лучшие годы его жизни, а также с теми произведениями, которые до сих пор остаются малоизвестными.
Надеемся, что с нами вы узнаете много нового о величайшем художнике, овладевшим стихией цвета и давшим миру самое радостное, торжественно праздничное искусство!
Дополнительные материалы:
1. Алтаев Ал. Впереди веков. Историческая повесть из жизни Леонардо да Винчи (1958)
2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).
3. Морозова О. В, Яйленко Е. В., Геташвили Н. В. Леонардо, Рафаэль, Тициан (2015).
4. Муратов П. П. Образы Италии (1999).
Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видеоролики об искусстве.