Найти в Дзене
Профессор Дум

Пр8: ЗОФ. Тема: Социальная философия.

Дисциплина Основы Философии Практическое занятие 8 Тема: «Социальная философия» Цель, вывод и основная часть
добавить (рисунок, схему, таблицу) Сделать в тетради для практических работ и сдать Вопросы: 1. Предмет и сущность социальной философии. 2. Функции социальной философии. 3. История социальной философии. Примерные варианты ответов посмотрите ниже, необходимо также добавить рисунки, графики... Аудиофайл тут. Компьютерная игра тут. Введение Социальная философия — это фундаментальный раздел философии, который изучает общество в его целостности, его структуру, закономерности развития, ценностные и смысловые основания. Если социология и другие общественные науки анализируют конкретные социальные процессы, то социальная философия задается самыми общими вопросами: «Что такое общество?», «Куда движется история?», «В чем смысл социальной справедливости?». Цель социальной философии — не просто описать, а понять и объяснить сущность социального бытия, выявить его универсальные принципы и

Дисциплина Основы Философии

Практическое занятие 8

Тема: «Социальная философия»

Цель, вывод и основная часть

добавить (рисунок, схему, таблицу)

Сделать в тетради для практических работ и сдать

Вопросы:

1. Предмет и сущность социальной философии.

2. Функции социальной философии.

3. История социальной философии.

Примерные варианты ответов посмотрите ниже, необходимо также добавить рисунки, графики...

Аудиофайл тут.

Компьютерная игра тут.

Введение

Социальная философия — это фундаментальный раздел философии, который изучает общество в его целостности, его структуру, закономерности развития, ценностные и смысловые основания. Если социология и другие общественные науки анализируют конкретные социальные процессы, то социальная философия задается самыми общими вопросами: «Что такое общество?», «Куда движется история?», «В чем смысл социальной справедливости?».

Цель социальной философии — не просто описать, а понять и объяснить сущность социального бытия, выявить его универсальные принципы и дать человеку ориентиры для осмысленного существования в обществе.

Основная часть — это анализ ключевых категорий (общество, государство, власть, культура), исследование функций и исторического развития социально-философской мысли.

Вывод социальной философии заключается в том, что общество — это не просто совокупность людей, а сложная, динамичная система, развивающаяся по определенным законам, понимание которых позволяет человеку и человечеству критически оценивать настоящее и ответственно строить будущее.

1. Предмет и сущность социальной философии.

Предмет социальной философии — это наиболее общие, фундаментальные основания общественной жизни. Она исследует:

  • · Общество как целостную систему: его структуру (индивиды, группы, институты), функции и взаимосвязи.
  • · Законы и закономерности общественного развития: что движет историей — идеи, экономика, великие личности или народные массы?
  • · Отношение общества и личности: проблема свободы и необходимости, прав и обязанностей, социализации индивида.
  • · Духовную жизнь общества: роль культуры, морали, религии, идеологии в функционировании социума.
  • · Ценности и смыслы социального бытия: что такое справедливость, равенство, свобода, прогресс? Являются ли они универсальными?
  • · Будущее человечества: проблемы глобализации, технологических вызовов (ИИ, биоинженерия), поиск путей устойчивого развития.

Таким образом, предмет социальной философии — это общество в его сущностных проявлениях и системных связях.

2. Функции социальной философии.

Социальная философия выполняет ряд ключевых функций, которые определяют ее практическую и мировоззренческую значимость:

1. Мировоззренческая: формирует целостную картину социального мира. Она помогает человеку понять, в каком обществе он живёт, каково его место в нем и как это общество устроено на самом глубоком уровне.

2. Методологическая: служит теоретической и методологической базой для других общественных наук (социологии, политологии, истории). Социальная философия вырабатывает общие подходы, категории и принципы анализа, которыми затем пользуются частные науки. (Например, теория социального конфликта К. Маркса стала методологической основой для целого направления в социологии).

3. Критическая: подвергает рефлексии и критическому анализу сами основы общества — его идеологию, политические режимы, моральные нормы и культурные стереотипы. Она задает неудобные вопросы и заставляет сомневаться в «самоочевидных» вещах.

4. Ценностно-ориентирующая (аксиологическая): анализирует и предлагает систему социальных ценностей (справедливость, свобода, солидарность). Она помогает обществу и человеку определять цели и идеалы развития.

5. Прогностическая (эвристическая): на основе выявленных закономерностей социальная философия строит модели возможного будущего, предупреждает об опасностях и указывает на потенциальные пути развития. (Например, антиутопии Дж. Оруэлла или О. Хаксли — это философско-прогностические модели).

6. Интегративная: стремится объединить данные всех общественных наук в единую, синтезированную картину социального мира, преодолевая узкую специализацию.

3. История социальной философии.

Историю социальной философии можно условно разделить на несколько крупных этапов:

1. Античность.

  • · Платон: В диалоге «Государство» разработал первую в истории модель идеального справедливого государства, основанного на строгой иерархии (правители-философы, стражи, ремесленники). Общее благо ставил выше личного.
  • · Аристотель: В «Политике» провозгласил, что «человек есть общественное животное (zoon politikon)». Анализировал реальные формы правления (монархия, аристократия, полития и их извращенные формы — тирания, олигархия, демократия). Считал, что государство — это естественное образование для достижения благой жизни.

2. Средневековье и Возрождение.

  • · Августин Блаженный: В работе «О граде Божьем» предложил концепцию двух градов — «Града Земного» (греховного светского общества) и «Града Божьего» (духовной общины верующих). История понималась как божественный промысел.
  • · Никколо Макиавелли: В трактате «Государь» отделил политику от морали. Ввел понятие «stato» (государство) как самостоятельный организм, для сохранения власти в котором правитель может использовать любые средства («цель оправдывает средства»).

3. Новое время и Просвещение

  • · Томас Гоббс: считал, что в «естественном состоянии» человек человеку волк («bellum omnium contra omnes»). Чтобы выжить, люди заключили «общественный договор» и создали государство-«Левиафана» с абсолютной властью.
  • · Джон Локк: развил теорию общественного договора, но считал, что государство создается для защиты естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность). Заложил основы либерализма.
  • · Жан-Жак Руссо: В труде «Об общественном договоре» провозгласил: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах». Идея «общей воли» (volonté générale) как основы подлинного народного суверенитета.

4. Немецкая классическая философия.

  • · Г.В.Ф. Гегель: разработал учение об «объективном духе», который последовательно реализуется в праве, морали, семье, гражданском обществе и государстве. Государство, по Гегелю, — это «шествие Бога в мире», высшее воплощение разума в социальной жизни.

5. Марксизм и пост классическая философия (XIX-XX вв.).

  • · Карл Маркс и Фридрих Энгельс: создали теорию исторического материализма. Ключевой тезис: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Движущей силой истории является борьба классов за средства производства. Общество проходит в своем развитии общественно-экономические формации.
  • · М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель: заложили основы современной социологии. Вебер, например, связал развитие капитализма с «протестантской этикой», а Дюркгейм ввел понятие «социальной солидарности» и «аномии».

6. Философия XX-XXI веков

  • · Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас): Критика «общества потребления», массовой культуры и технократического разума.
  • · Постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр): Критика «великих метанарративов» (прогресс, революция). Анализ власти как диффузной структуры, пронизывающей все общество. Концепция «симулякра» — копии, не имеющей оригинала.

Заключение

Таким образом, социальная философия, пройдя долгий исторический путь от размышлений Платона об идеальном государстве до сложных теорий современности, остается жизненно важной дисциплиной. Ее цель — понять природу общества; основная часть — это непрерывный диалог о его структуре, развитии и ценностях; а вывод состоит в том, что без глубокого философского осмысления социальных процессов человечество рискует потерять ориентацию в стремительно меняющемся мире. Она учит нас не только описывать социальную реальность, но и критически оценивать ее и ответственно строить.