Найти в Дзене

Что совершали жёны Израиля во славу его и можно ли этим восхищаться

При внимательном изучении истории Израиля становится ясно, что спасение еврейского народа нередко осуществлялось женщинами, прибегавшими к предательствам, убийствам и личной выгоде. Такие события преподносятся как героизм, вдохновляя художников создавать произведения искусства, наслаждаясь изображением аморальных поступков. Оправдание предательства Раав, женщина из Иерихона, известна своим участием в судьбе израильского народа во времена осады города. Когда израильские разведчики прибыли в город, она спрятала их в своём доме, помогая тем самым армии Иисуса Навина. Раав сделала этот выбор, поверив, что Господь отдаёт ханаанскую землю израильтянам. Её поступок считается проявлением веры, о чём свидетельствует упоминание её в Библии среди героев веры. Несмотря на то, что её действия фактически были предательством собственного народа, они воспринимаются положительно, демонстрируя важность личного убеждения и духовной мотивации. Возможно, помимо религиозных убеждений, Раав руководствовалась

При внимательном изучении истории Израиля становится ясно, что спасение еврейского народа нередко осуществлялось женщинами, прибегавшими к предательствам, убийствам и личной выгоде. Такие события преподносятся как героизм, вдохновляя художников создавать произведения искусства, наслаждаясь изображением аморальных поступков.

Артемизия Джентилески «Иаиль и Сисара» Фото из открытого доступа
Артемизия Джентилески «Иаиль и Сисара» Фото из открытого доступа

Оправдание предательства

Раав, женщина из Иерихона, известна своим участием в судьбе израильского народа во времена осады города. Когда израильские разведчики прибыли в город, она спрятала их в своём доме, помогая тем самым армии Иисуса Навина. Раав сделала этот выбор, поверив, что Господь отдаёт ханаанскую землю израильтянам. Её поступок считается проявлением веры, о чём свидетельствует упоминание её в Библии среди героев веры. Несмотря на то, что её действия фактически были предательством собственного народа, они воспринимаются положительно, демонстрируя важность личного убеждения и духовной мотивации.

Возможно, помимо религиозных убеждений, Раав руководствовалась также материальными соображениями, понимая преимущества сотрудничества с победителями. Тем не менее, библейская традиция фокусируется на её мужестве и доверии Богу, игнорируя возможные корыстные мотивы. Такой подход поднимает важные этические вопросы относительно оправданности предательства ради высшего блага или спасения жизни.

Тиссо Джеймс, "Блудница Раав из Иерихона и два шпиона". Фото из открытого доступа
Тиссо Джеймс, "Блудница Раав из Иерихона и два шпиона". Фото из открытого доступа

Месть Эсфири

В книге Эсфири описывается история, произошедшая примерно в V веке до нашей эры, когда еврейка Эсфирь стала женой персидского царя Артаксеркса. Воспользовавшись влиянием при дворе, она раскрыла заговор против евреев, организованный высокопоставленным чиновником Аманом. Царь согласился с обвинениями и позволил евреям защищаться, издав указ, позволяющий им расправляться с врагами, захватывать их имущество и уничтожать их семьи. За короткий период были убиты десятки тысяч человек, включая знатных особ, женщин и детей. Согласно тексту, десять сыновей Амана были казнены путём повешения.

Современный праздник Пурим основан на событиях, изложенных в книге Эсфири. Во время празднования звучит шум и грохот, символизирующие ненависть к Аману, а традиционное угощение напоминает уши повешенного врага.

День отмечается весельем, пирами и употреблением алкоголя, когда участники праздника достигают состояния опьянения, затрудняя восприятие разницы между проклятием Аману и похвалой Мардохею, другому ключевому персонажу истории.

Эта история вызывает дискуссии вокруг вопроса справедливости наказания и целесообразности массовых репрессий. Некоторые исследователи рассматривают книгу Эсфири как отражение исторического конфликта между евреями и соседними народами, а празднование Пурима отражает стремление к сохранению национальной идентичности и памяти о победе над врагом.

Другие критикуют празднество за пропаганду мести и насилия, особенно в свете современных межэтнических конфликтов.

Эсфирь обличает Амана Фото из открытого доступа
Эсфирь обличает Амана Фото из открытого доступа

История трагической любви

История Юдифи представляет собой классический пример жертвы ради общего блага. Ассирийский полководец Олоферн, возглавлявший армию, осаждавшую еврейский город Ветилу, закрыл все пути снабжения продовольствием и водой, подвергая население страданиям и смерти. Чтобы спасти соотечественников, Юдифь решается на отчаянный шаг: проникает в стан противника, притворившись женщиной лёгкого поведения, очаровывает Олоферна и вступает с ним в близкие отношения.

Постепенно между ними возникает взаимная привязанность, однако судьба распоряжается иначе: Юдифь вынуждена убить возлюбленного, ххххххх ему голову, и приносит этот страшный трофей горожанам. Узнав о смерти командира, армия отступает, освобождая Ветилу. Эта история иллюстрирует тяжесть выбора, стоящего перед человеком, вынужденным пожертвовать личным счастьем ради спасения близких.

«Изобретательная» Иаиль

Иаиль и Сисара Фото из открытого доступа
Иаиль и Сисара Фото из открытого доступа

Наиболее изобретательной в убийстве врага предстает Иаиль, супруга Хевера Кенеянина. Она заманила в свой шатёр бегущего от поражения в битве военачальника Сисару, пообещав защиту и напоив молоком. Пока Сисара спал, Иаиль воспользовалась моментом и нанесла удар прямо в висок врага, мгновенно лишив его жизни. Этим действием она способствовала поражению ханаанских войск и обеспечению независимости своего народа. История подчеркивает решительность и находчивость Иаили, сумевшей изменить ход битвы благодаря простой ловкости рук и готовности действовать решительно в экстремальной ситуации.

“Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости – и умер.” Суд. 4:21

В заключение

Женщины, упомянутые в Священном Писании, такие как Раав, Юдифь, Иаиль и Эсфирь, становятся героями и объектами восхищения за свои действия, направленные на спасение еврейского народа. Их поступки, включающие предательство, обман и убийство, расцениваются как проявления храбрости и самоотверженности.

В честь этих деяний учреждены праздничные дни, такие как Пурим, отмечаемый ежегодно евреями всего мира.

Вопрос о правильности такого подхода остается открытым. С одной стороны, эти истории демонстрируют силу женской инициативы и способности влиять на исход важных событий. С другой стороны, моральное оправдание насилия и манипуляций вызывает сомнения и требует глубокого размышления.