Правительство России утвердило масштабный план дорожного строительства на ближайшие пять лет. Документ предусматривает реализацию 380 проектов строительства и реконструкции дорог, что значительно превышает показатели предыдущих лет. Транспорт и логистика — важные составляющие экономики, и принятый план еще раз подчеркивает необходимость развития этой сферы для государства. О деталях рассказывает Лев Мазараки, глава инвестиционно-промышленной группы «Стилобат».
Как отметил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, развитие транспортной инфраструктуры является основой для повышения экономической активности регионов и укрепления территориальной связанности страны. Уже по итогам 2025 года в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» планируется построить и обновить около 26 тыс. километров дорожной сети.
Особое внимание в рамках нацпроекта уделяется не только новому строительству, но и приведению в порядок дорог муниципального значения, а также поддержанию дорожной сети в хорошем состоянии в условиях растущей интенсивности движения и грузопотока. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, усилия будут сосредоточены не только на магистральных направлениях, но и на социально значимых маршрутах, ведущих к больницам, школам и спортивным объектам, а также на поэтапном обновлении опорной сети дорог. Вся эта работа направлена на повышение качества жизни населения и социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
Параллельно с масштабным строительством и ремонтом происходит активная цифровая трансформация отрасли. Внедрение передовых технологий, включая искусственный интеллект и информационное моделирование, нацелено на повышение эффективности и обеспечение стабильности работы всей системы дорожного хозяйства. Как подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Новиков, отрасль движется по пути создания новой строительной экосистемы, которая подразумевает автоматизацию и информатизацию процессов во всех сферах дорожной деятельности. Такой подход представляется логичным и отвечающим современным вызовам. Интеллектуальные транспортные системы уже созданы в 65 городах и 50 субъектах Российской Федерации, а более 10,5 тыс. постов и станций осуществляют мониторинг трафика и состояния дорог.
Стратегические коридоры и разгрузка городов
Особое внимание будет уделяться развитию ключевых транспортных артерий. Среди знаковых инициатив — проекты по развитию коридоров «Россия» и «Север — Юг». Кроме того, запланировано продолжение автомобильной дороги М-12 «Восток» и строительство обходов крупных городов. К примеру, северный обход Астрахани, включающий мост через Волгу, позволит сократить путь через реку в два раза и освободить улицы города от транзитного транспорта.
Подобные проекты призваны не просто решить локальные проблемы, но и стать частью глобальной стратегии по усилению роли России в международной логистике. Ярким примером здесь служит создание Международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» — важного транзитного маршрута, соединяющего страны Каспийского региона, Персидского залива, а также Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Безусловно, развитие этого коридора создает возможность для двусторонних перевозок по более коротким и экономически выгодным путям.
Потенциал МТК «Север — Юг» огромен. По оценке Марата Хуснуллина, грузопоток по этому направлению к 2030 году может вырасти до 35 млн тонн. В дальнейшем, когда коридор заработает на полную мощность, путь от Усть-Луги до иранского порта Бендер-Аббас сократится с 30–45 дней до 15–20. Такое существенное сокращение времени в пути создаст преимущество для российских экспортеров.
Не менее важна и региональная составляющая плана. Федеральные средства в размере 361,7 млрд рублей позволят выполнить работы на 143 объектах. Среди них — «Западный мост» в Твери, который разгрузит центр города от транзитных грузовых потоков, и мостовой переход через Волгу в Волгоградской области, также являющийся частью коридора «Север — Юг».
Экономический эффект: от логистики к инвестициям
Качественная дорожная сеть напрямую снижает издержки бизнеса: топливные затраты, расходы на ремонт автопарка, время доставки товаров. Это делает российские компании более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Строительство обходов крупных городов и развитие пограничной инфраструктуры снимает логистические «пробки», которые годами мешали росту товарооборота.
Цифровизация дорожной отрасли вносит значительный вклад в экономический эффект. Ключевыми приоритетами являются рост производительности труда, оптимизация процессов на всех стадиях строительства и ремонта, а также сокращение производственного цикла. Это повышает рентабельность подрядных организаций за счет автоматизации и снижения издержек, а также прозрачность всей дорожной деятельности. В долгосрочной перспективе совершенствование дорожной сети оказывает стимулирующее воздействие на смежные отрасли, позволяет создавать новые рабочие места, повышает инвестиционную привлекательность территорий. Системный подход к модернизации дорожной сети, несомненно, будет способствовать достижению поставленных экономических целей. Планомерно формируется новая логистическая география, в которой Кавказ, Каспий и Черноморский бассейн становятся центрами притяжения экономических интересов.
Таким образом, масштабная государственная программа дорожного строительства представляет собой стратегические инвестиции. С точки зрения экономической целесообразности, реализация этой программы выглядит оправданным и необходимым шагом для укрепления конкурентоспособности страны. В перспективе подобный подход позволит не только снизить логистические издержки, создать более комфортную среду для жизни, но и заложит стабильный фундамент для экономического роста, основанный на эффективных транспортных артериях и международных коридорах. А главное — развитие дорожной сети окажет существенный позитивный эффект на приток инвестиций и развитие бизнеса в российских регионах.