Кинга знают не потому что талант, а потому что 88 изданных книг за 50 лет (романы, сборники, стихи, пьесы, комиксы и многое другое, в том числе и детская книжка). Разве это не убедительный аргумент в пользу бессмертной продуктивности? А теперь — честно: многие его вещи действительно круты, многие — репетиций больше, чем откровений. Книги ниже расставлены в хронологическом порядке с моей личной оценкой, что не оценено — с тем я не знаком (я не готов разбираться с комиксами).
И пара фактов о Стивене Кинге: 1900 изданий (на разных языках), более 100 книг и экранизаций (что-то снимали несколько раз) и почти 300 наград и премий, а еще и актером побывал.
Если я уже ответил на твой вопрос, будь любезен, пролистай до конца, поставь свой царский лайк, а если хочется копнуть подробнее про короля ужасов, то приготовься — букв будет много.
Как читать эту подборку:
кратко, колко, без жалости к спойлерам сюжета (но без крупных раскрытий). Оцениваю по 100‑бальной шкале: сюжет/персонажи/стиль/влияние. Рекомендации — кому книга зайдет лучше всего.
Художественные романы С. Кинга (хронология)
1974 — «Кэрри»
Про что: девочка с телекинезом и вечная школьная травля; кульминация в костюмированной мести.
Моя оценка: 78/100 — мощный дебют, свежая идея и искренний ужас, но местами наивно.
Кому читать: подросткам с темным чувством справедливости и всем, кто любит хоррор о травме и мести.
1975 — «Жребий Салема»
Про что: вампирская эпопея в маленьком городке; вампиры как метафора стареющей Америки.
Моя оценка: 82/100 — эпическое размахивание жанром, много персонажей и добрая доза политики.
Кому читать: любителям больших форм и социального хоррора.
1977 — «Сияние»
Про что: изолированный отель, семейное безумие и внутренний демон писателя.
Моя оценка: 95/100 — один из лучших психологических хорроров века; атмосфера без швов.
Кому читать: тем, кто боится собственных мыслей и ценит медленное нагнетание ужаса.
1978 — «Противостояние»
Про что: апокалипсис и баталии добра со злом в масштабах страны.
Моя оценка: 88/100 — эпическая, морально сложная и местами затянутая, но впечатляет.
Кому читать: любителям постапокалиптики и философских дуэлей.
1979 — «Мертвая зона»
Про что: мужчина с даром видеть будущее — и дилемма: вмешиваться или нет.
Моя оценка: 85/100 — сильная моральная проблематика и напряженное повествование.
Кому читать: тем, кто любит этическую драму под соусом мистики.
1980 — «Воспламеняющая взглядом»
Про что: подросток с огненным даром и последствия его открытий.
Моя оценка: 70/100 — интересная идея, но авторская мораль местами слишком очевидна.
Кому читать: фанам суперанекдотического хоррора.
1981 — «Куджо»
Про что: бешеная собака, маленький автомобиль и человеческая слабость.
Моя оценка: 74/100 — хрустально простая формула ужаса; эмоционально жестко.
Кому читать: тем, кто боится собак и замкнутого пространства.
1981 (сборник Кинга) — цикл оборотня (сборник)
Про что: рассказы про звериное начало в человеке.
Моя оценка: 68/100 — вариативность и несколько ярких вещей, но не всегда цельно.
Кому читать: любителям короткой формы и трансформаций личности.
1983 — «Кладбище домашних животных»
Про что: ничто не кладётся на месте: смерть, горе и ужасные последствия попытки вернуть любимых.
Моя оценка: 91/100 — мрачный, душераздирающий роман о потерях и табу.
Кому читать: тем, кто не боится плакать в хорроре.
1983 — «Кристина»
Про что: зловещий автомобиль, у которого, кажется, собственная воля.
Моя оценка: 71/100 — стильная ностальгия с пугающим предметом-антагонистом.
Кому читать: любителям ретро и автомобильных историй с приветом от зла.
1984 — «Глаза дракона»
Про что: фэнтези-сказка в антураже Кинга — королевские интриги и мрачная энергетика.
Моя оценка: 76/100 — интересный отход от хоррора, но не вершина жанра.
Кому читать: тем, кто хочет увидеть «мрачную сказку» от мастера ужасов.
1984 — «Талисман» (в соавторстве с Питером Страубом)
Про что: мальчик и путешествие по параллельной Америке ради спасения матери.
Моя оценка: 83/100 — трогательное странствие, смесь фэнтези и хоррора.
Кому читать: любителям теплой, но странной истории о взрослении.
1986 — «Оно» (отозван с продаж согласно законодательству)
Про что: древнее зло и группа детей/взрослых, возвращающихся ради финальной битвы.
Моя оценка: 97/100 — амбициозно, страшно, удивительно человечно; одна из вершин Кинга. С ноября 2025 года отозвана с продажи и не может быть никому рекомендована.
Кому читать: фанатам эпической хоррор-семейной саги.
1987 — «Мизери»
Про что: писатель в заложниках у своей самой ярой поклонницы.
Моя оценка: 90/100 — клаустрофобный триллер о творчестве и фанатской одержимости.
Кому читать: писателям и тем, кто боится фанатиков (и ломателей коленок).
1987 — «Томминокеры»
Про что: загадочная сила и странные мутации в маленьком городке.
Моя оценка: 70/100 — идеи хороши, но реализация и концовка спорны.
Кому читать: любителям научно‑фантастического хоррора.
1989 — «Темная половина»
Про что: писатель и его «злой» двойник, материализация псевдонима.
Моя оценка: 84/100 — метафора творческого разлада; напряжение держит.
Кому читать: тем, кто интересуется психологией творчества и двойниками.
1991 — «Нужные вещи»
Про что: лавка, исполняющая желания — но за цену.
Моя оценка: 80/100 — притча о человеческих пороках с изящным злодеем.
Кому читать: любителям городских притч и сатиры на потребление.
1992 — «Долорес Клэйборн»
Про что: обвинение в убийстве и женщина, чья жизнь — целая легенда.
Моя оценка: 87/100 — жесткая женская психодрама, прекрасно написана.
Кому читать: любителям нюансированных портретов и судебных драм.
1992 — «Игра Джералда»
Про что: жена заперта в доме, муж умер — и начинается личный ад.
Моя оценка: 73/100 — компактный, но жесткий психологический хоррор.
Кому читать: тем, кто не боится клаустрофобии и семейных травм.
1994 — «Бессонница»
Про что: старение, видения и судьбоносные встречи в небольшом городке.
Моя оценка: 75/100 — философский, местами растянутый, но трогательный.
Кому читать: интересующимся мистикой и возрастной темой.
1995 — «Роза Марена» (Rose Madder)
Про что: побег от насилия и мистическая картина, которая становится порталом.
Моя оценка: 72/100 — сильная тема насилия над женщинами, фантастика — спорна.
Кому читать: тем, кто хочет драму про выход из брака с мистическим акцентом.
1996 — «Безнадега»
Про что: караульный пафос в тюрьме под прессом сакрального зла.
Моя оценка: 68/100 — напряжение есть, но эффект не тот, что в ранних работах.
Кому читать: поклонникам затяжного тюремного хоррора.
1996 — «Зеленая миля»
Про что: коридор смерти, чудо и человеческая жестокость; три повести в одной истории.
Моя оценка: 92/100 — сильная эмоциональная проза, слезы и вопросы о справедливости. Как минимум фильм посмотрите, Хэнкс прекрасен.
Кому читать: тем, кто любит сентиментальный, но мощный рассказ о добре и зле.
1998 — «Мешок с костями»
Про что: вдовец-писатель, дом с тайнами и любовная печаль.
Моя оценка: 86/100 — горестная история с мистикой и превосходной атмосферой.
Кому читать: тем, кто любит красиво написанный траурный хоррор.
1999 — «Буря столетия» (киносценарий)
Про что: шторм и секрет маленького острова.
Моя оценка: 70/100 — удачный сценарный формат; у Кинга всегда получается драматургия.
Кому читать: поклонникам катаклизмов и короткой сверхъестественной драмы.
1999 — «Девочка, которая любила Тома Гордона»
Про что: ребенок, потерявшийся в лесу, и фантазии о бейсболисте как спасителе.
Моя оценка: 78/100 — минимализм и концентрированное напряжение, не для всех.
Кому читать: любителям психологических испытаний на выживание.
1999 — «Сердца в Атлантиде»
Про что: лоскуты ностальгии и вторжения взрослого мира в детство; война как фон.
Моя оценка: 83/100 — сборник новелл, пронизанных меланхолией и политическим акцентом.
Кому читать: тем, кто любит историю взросления на фоне истории страны.
2001 — «Ловец снов»
Про что: инопланетная угроза, дружба и детская отвага с военной подсказкой.
Моя оценка: 69/100 — хочет быть эпопеей, но выглядит перегруженным и несколько шариковым.
Кому читать: тем, кто любит смешивать бытовую дружбу с sci‑fi.
2001 — «Черный дом» (в соавторстве с Питером Страубом)
Про что: следователь и серия ритуальных убийств в мрачном городе.
Моя оценка: 81/100 — мрачный нео‑нуар, приятная совместная работа с интригой.
Кому читать: любителям криминального хоррора и городских мифов.
2002 — «Почти как бьюик»
Про что: короткая, теплая история о старых автомобилях и памяти.
Моя оценка: 74/100 — уютный, меланхоличный кусочек ностальгии.
Кому читать: тем, кто ценит короткие, душевные рассказы.
2005 — «Парень из Колорадо»
Про что: семейные тайны, сверхъестественное и детективная нитка.
Моя оценка: 71/100 — хорошая идея, но развязка несколько предсказуема.
Кому читать: тем, кто любит семейные саги с элементом мистики.
2006 — «Мобильник»
Про что: телефон как зло; серия коротких рассказов на тему современной паранойи. И да, он вышел 20 лет назад.
Моя оценка: 67/100 — сборник не для поклонников классического Кинга, экспериментален.
Кому читать: тем, кто интересуется социальной сатирой и короткой формой.
2006 — «История Лизи»
Про что: дневник женщины умирающей от рака и ее внутренний мир после трагедии.
Моя оценка: 79/100 — искренне и тяжело, но не всем по вкусу.
Кому читать: тем, кто ищет честную прозу о горе.
2008 — «Дьюма‑Ки»
Про что: мифология о демоне, заключенном в амулете, и последствия желания власти.
Моя оценка: 73/100 — энергично и мрачно, но не шедевр.
Кому читать: любителям фольклорно‑мистических историй.
2009 — «Под куполом»
Про что: город в невидимом барьере — социологический эксперимент и хоррор.
Моя оценка: 82/100 — масштабно и бодро; вторая половина местами затянута.
Кому читать: тем, кто ценит социальную аллегорию в жанре.
2011 — «11/22/63»
Про что: путешественник во времени пытается предотвратить убийство Кеннеди.
Моя оценка: 94/100 — мастерски смешаны история, романтика и моральные дилеммы.
Кому читать: любителям исторической альтернативы и длинного, увлекательного повествования.
2013 — «Страна радости»
Про что: молодой парень на летней работе в парке развлечений и странное убийство.
Моя оценка: 79/100 — легкая ностальгия с мрачно‑романтическим оттенком.
Кому читать: кто любит загадки и атмосферу американских парков.
2013 — «Доктор Сон»
Про что: пожилой Дэн Торранс борется с алкогольной зависимостью и новым злом.
Моя оценка: 88/100 — достойное продолжение «Сияния», взрослая и зрелая проза.
Кому читать: фанатам «Сияния» и тем, кто ценит проработанных персонажей.
2014 — «Мистер Мерседес»
Про что: детективный триллер о серийном преступнике и преследовании.
Моя оценка: 80/100 — строгий и динамичный детектив; Кинг играет по правилам жанра.
Кому читать: поклонникам криминала и нескучных сюжетов преследования.
2014 — «Возрождение»
Про что: церковная усыпальница, ритуалы и личная трагедия детства.
Моя оценка: 70/100 — жутко и быстро, но не особо глубокое.
Кому читать: тем, кто любит скользкие темы религиозного ужаса.
2015 — «Кто нашел, берет себе»
Про что: продолжение трилогии с Мистером Мерседес — одержимый читатель и писатель.
Моя оценка: 76/100 — крепкая серийная проза, не шедевр, но держит.
Кому читать: тем, кто начал серию и хочет продолжения.
2016 — «Пост сдал»
Про что: завершение трилогии «Мистер Мерседес» с элементами сверхъестественного.
Моя оценка: 78/100 — смешение триллера и финального аккорда с мистикой.
Кому читать: тем, кто хочет закрыть сюжетные линии и не боится фантастики.
2017 — «Спящие красавицы» (в соавторстве с Оуэном Кингом, это Сын Стивена, если что)
Про что: женщины засыпают в отдельном мире; мужчины остаются с последствиями.
Моя оценка: 85/100 — феминистский гипербол, мощная идея с социальными последствиями.
Кому читать: тем, кто интересуется гендерными экспериментами в жанре.
2018 — «Чужак»
Про что: серийное убийство, логика и мистицизм сталкиваются в одном деле.
Моя оценка: 86/100 — удачный гибрид детектива и сверхъестественного; держит интригу.
Кому читать: фанатам «современного Кинга» — детективного, но мрачного.
2019 — «Институт»
Про что: дети с даром похищены и испытываются в темной организации.
Моя оценка: 84/100 — динамично, эмоционально и с сильной темой эксплуатации.
Кому читать: тем, кто любит истории про детей‑героев и бюрократическое зло.
2021 — «Позже»
Про что: мальчик видит смерти и расследует темные секреты; подзаголовок — криминал плюс мистика.
Моя оценка: 77/100 — компактный, с ноткой нуара и ностальгии.
Кому читать: любителям коротких, но теплых мистических историй.
2021 — «Билли Саммерс»
Про что: киллер с моралью: только «праведные» задания.
Моя оценка: 83/100 — криминальная проза с философским оттенком и неожиданной душой.
Кому читать: ценителям антигероев и драматичного джентльмена‑убийцы.
2022 — «Сказка»
Про что: мальчик находит мир за заколоченной дверью — эпическое фэнтези с мраком.
Моя оценка: 80/100 — амбициозно и по‑детски искрено; не всем зайдет смесь сказки и ужаса.
Кому читать: любителям современных фэнтези с налетом хоррора.
2023 — «Холли»
Про что: Холли Гибни возвращается (персонаж из серии про Мистера Мерседеса), снова расследование.
Моя оценка: 78/100 — надежный современный триллер с харизматичной героиней.
Кому читать: поклонникам Холли и тщательных детективов.
Романы под псевдонимом Ричард Бахман (да, такое тоже было)
1977 — «Ярость»
Про что: подростковая агрессия и школа как разрядник.
Моя оценка: 62/100 — резкий, провокационный, лучше читать с оглядкой — псевдоним был взять не зря.
Кому читать: исследователям ранней, более жесткой манеры Кинга.
1979 — «Долгая прогулка»
Про что: милитаристский конкурс на выживание — аллегория потребления и власти. Ее недавно экранизировали, не очень удачно как по мне.
Моя оценка: 85/100 — холодная, сильная антиутопия.
Кому читать: тем, кто любит жесткое будущее и моральные эксперименты.
1981 — «Дорожные работы»
Про что: мелкая бюрократия, превратившаяся в наказание на всю жизнь.
Моя оценка: 66/100 — сила в форме, не во всем содержимом.
Кому читать: любителям гротеска и сатиры.
1982 — «Бегущий человек»
Про что: состязание на выживание в теле‑шоу; политическая сатира.
Моя оценка: 79/100 — остро, быстро и предельно цинично.
Кому читать: поклонникам жанра «панем» до появления «Голодных игр».
1984 — «Худеющий»
Про что: необычный эксперимент по омоложению тела — с неожиданными побочными эффектами.
Моя оценка: 68/100 — шок‑фокус, не самая глубокая из историй.
Кому читать: любителям телесного хоррора.
1996 — «Регуляторы»
Про что: зеркальное продолжение «Блейза»/«Глаза дракона» в стиле мегапереплетения.
Моя оценка: 74/100 — зловещая, хаотичная и местами блестящая.
Кому читать: поклонникам ранних жестких экспериментов Кинга.
2007 — «Блейз»
Про что: пересмотренная версия ранней работы Бахмана — преступная драма с элементами трагедии.
Моя оценка: 70/100 — ностальгия и текст, вылеченный временем.
Кому читать: тем, кто хочет увидеть истоки мастерства.
Цикл «Темная Башня» (включая межсерийные тексты)
0.1 — «Смиренные сестры Элурии»
Про что: небольшая связанная с Башней история — мистические сестры и их путь.
Моя оценка: 68/100 — дополняет мир, но сам по себе слабее основной эпопеи.
Кому читать: фанатам «Темной Башни», собирающим пазл вселенной.
1982 — «Стрелок» (1)
Про что: странник‑стрелок в мире‑пересечении вестерна и фэнтези.
Моя оценка: 88/100 — стильная смесь жанров и сильный старт цикла.
Кому читать: тем, кому нравится гибрид вестерна и темного фэнтези.
1987 — «Извлечение троих» (2)
Про что: продолжение пути стрелка с командой и мистическими заданиями.
Моя оценка: 80/100 — расширение мира, сложнее и глубже.
Кому читать: тем, кто готов к длинному путешествию.
1991 — «Бесплодные земли» (3)
Про что: мрачные земли, моральная борьба и тернистые решения.
Моя оценка: 82/100 — зрелое середина цикла с сильными сценами.
Кому читать: фанатам эпических, медленных построений.
1997 — «Колдун и кристалл» (4)
Про что: ретроспектива детства стрелка; смесь мифа и личной трагедии.
Моя оценка: 85/100 — эмоционально насыщенная и важная часть канона.
Кому читать: тем, кто хочет понять мотивации главного героя.
2012 — «Ветер сквозь замочную скважину» (4.1)
Про что: вставная сказка, объясняющая детали мировоззрения.
Моя оценка: 73/100 — любопытный, но не ключевой текст.
Кому читать: тем, кто любит дополняющие рассказы.
2003 — «Волки Кальи» (5)
Про что: экспансия повествования, битвы и новые враги.
Моя оценка: 78/100 — эпичность есть, но сюжет растянут.
Кому читать: тем, кто дошел до середины и не сдается.
2004 — «Песнь Сюзанны» (6)
Про что: эмоциональная драма и развязка отношений в преддверии финала.
Моя оценка: 80/100 — глубокие личные сцены и подготовка к концу.
Кому читать: тем, кто ценит проработку персонажей.
2004 — «Темная Башня» (7)
Про что: финал с попыткой подытожить бесконечное путешествие.
Моя оценка: 75/100 — спорный финал: для одних — шедевр, для других — разочарование.
Кому читать: людям, готовым принять странную, мета‑развязку.
Авторские сборники (короткие формы)
1978 — «Ночная смена»
Про что: коллекция страшных рассказов про рабочие смены и ночные кошмары.
Моя оценка: 80/100 — классика короткой формы, много хитов.
Кому читать: тем, кто любит страшные короткие истории.
1982 — «Четыре сезона»
Про что: четыре новеллы о жизни, смерти и необычном в обыденном.
Моя оценка: 77/100 — разнообразие, качество выше среднего.
Кому читать: ценителям короткого и хорошего.
1985 — «Команда скелетов»
Про что: сборник с мистическими и криминальными элементами.
Моя оценка: 72/100 — интересные эксперименты, но неоднородно.
Кому читать: тем, кто любит сюрреал и неожиданные повороты.
1990 — «Четыре после полуночи»
Про что: ночные видения и неясный страх в четырех рассказах.
Моя оценка: 74/100 — атмосферно, компактно.
Кому читать: любителям поздней ночи и коротких страхов.
1993 — «Ночные кошмары и фантастические видения»
Про что: антология с хорошим балансом хоррора и фантастики.
Моя оценка: 78/100 — достойно, местами первоклассно.
Кому читать: чтобы пробежаться по разным граням Кинга.
2000 — «Секретные окна»
Про что: сборник, в который входят рассказы о писательстве и его теневой стороне.
Моя оценка: 75/100 — интересен для писателей и их мучений.
Кому читать: молодым авторам, страдающим перфекционизмом.
2002 — «Все предельно»
Про что: жанровая смесь; короткие, но острые вещи.
Моя оценка: 71/100 — не все одинаково хороши, но есть жемчужины.
Кому читать: любителям побродить по разным стилям.
2008 — «После заката»
Про что: поздние рассказы, полные тёмного юмора и иронии.
Моя оценка: 74/100 — приятно и слегка опасно.
Кому читать: тем, кто любит короткие, сжатые удары.
2009 — «Стивен Кинг идет в кино»
Про что: истории, идеально подходящие для экранизаций.
Моя оценка: 76/100 — кино в литературе и наоборот.
Кому читать: фанатам экранизаций и визуального нарратива.
2010 — «Тьма, и больше ничего»
Про что: лучшие поздние рассказы о темных углах человеческой души.
Моя оценка: 77/100 — сильные короткие работы, зрелый Кинг.
Кому читать: тем, кто хочет попасть в меланхолию и страх за пару часов.
2015 — «Лавка дурных снов»
Про что: социально‑тревожный сборник о желаниях и расплате.
Моя оценка: 79/100 — свежие идеи и хорошая форма.
Кому читать: тем, кто хочет современной, умной страшилки.
2020 — «Будет кровь»
Про что: рассказы зрелого Кинга о насилии, семье и личной тьме.
Моя оценка: 75/100 — достойный сборник, не шедевр.
Кому читать: лояльным читателям, готовым к мрачным темам.
Документальные и практические произведения Кинга (да, и такое тоже)
1981 — «Пляска смерти»
Про что: документальное расследование эпидемии недуга (некнижный тревожный репортаж).
Моя оценка: 70/100 — интересный интонационный отход от художественной прозы.
Кому читать: людям, интересующимся настоящей жизнью автора.
2000 — «Как писать книги»
Про что: мемуары‑практикум о ремесле писателя. Цитаты от туда видели все.
Моя оценка: 90/100 — ценнейший практикум для начинающих; честно и без мантр. Проблема в том, что это книга. Современные писатели считают, что они не должны ничего читать, увы.
Кому читать: всем, кто хочет писать и не боится честных советов.
2004 — «Болельщик» (в соавторстве со Стюартом О’Нэном)
Про что: фанатская преданность и мир спортивного безумия.
Моя оценка: 68/100 — нишевый текст, интересен фанатам спорта и личной истории.
Кому читать: фанатам автора и спортивной биографии.
Короткая аналитика и рекомендация новичкам
- Если вы новичок: начните с «Сияние» — сразу поймете, за что Кинга ценят.
- Если хотите не только страх, но и плотный сюжет: «11/22/63», «Зеленая миля», «Доктор Сон».
- Хотите криминал и меньше мистики: трилогия «Мистер Мерседес».
- Любите эпопеи с элементами фэнтези: «Темная Башня» (но будьте готовы к разной плотности текста).
- Для короткого удовольствия: подборки «Ночная смена», «Лавка дурных снов».
Бонус: стихи Стивена Кинга (внезапно, да?)
Это уже не такой известный факт, хотя и не секрет. Поэт из него так себе, но это и не похоже на грамотную работу с аудиторией, как минимум по началу, хотя бы потому, что первый его стих был опубликован за 2 года до первой книги. Стихи оценивать я не берусь, просто перечислю.
- Хэрристон Стэйт Парк, 1968
- Тёмный человек, 1969
- Мозг Донована, 1970
- Тишина, 1970
- Бруклин в августе, 1971
- В ключевых аккордах зари, 1971
- Она уснула, в то время как..., 1971
- Беременная, 1971
- Неисправимый говорит, 1971
- Оуэну, 1985 (Да-да, вероятного всего сыну, но никто не подтверждал)
- Заклятие параноика, 1985
- Дино, 1994
- В основном старики, 2009
- Церковь из костей, 2009
- Томми, 2010
Примечательно, что стихи для Кинга словно отдушина, писал ровно тогда, когда надо. Некоторые опубликованы в его же сборниках, некоторые в студенческих журналах. Я не изучал его биографию в деталях, хотя, вероятно, есть логическое объяснение этих поэтических периодов, и, несомненно, наличие сборника «Неизданное ранее» говорит о том, что с читателями и фанатами он явно умеет работать, даже в кризисные времена (набрать аудиторию из журнала 18+ в 2009, когда жанр крови и оголенных девиц был на пике, чертовски смело и гениально).
Кинг — не только бренд «страшилок». Он — писатель, который экспериментировал, промахивался и попадал, вырастая в настоящую мануфактуру историй. Да, 88 изданных книг за 50 лет — это аргумент, но не единственный: в этом ворохе жемчужины, которые и делают его значимым.
Не всегда талант определяется идеей — иногда его создает упорство. Кинг доказал: писать много — тоже искусство. Но настоящая его сила — умение сделать так, чтобы вам захотелось вернуться ночью в темную комнату и дочитать до конца.