- Миф 1. В ДВС масляный фильтр важнее воздушного
- Миф 2. Все фильтры одинаковые
- Миф 3. Заменить воздушный фильтр нужно только когда он выглядит грязным
- Миф 4. Если продуть фильтр, он ещё послужит
- Миф 5. Воздушный фильтр не влияет на расход топлива
Мифы о воздушном фильтре, о которых часто спорят и говорят
В двигателях внутреннего сгорания чистый воздух — залог стабильной работы и долговечности. Но вокруг воздушных фильтров витает множество впечатлений и упрощённых выводов. Разбираем 7 самых распространённых мифов и поясняем, где правда, а где миф.
✅Миф 1. В ДВС масляный фильтр важнее воздушного
Это распространенное заблуждение возникает из-за того, что роль моторного масла видна невооруженным глазом: оно непосредственно смазывает, охлаждает и очищает внутренние поверхности двигателя. Масляный фильтр, безусловно, жизненно важен для защиты этих узлов. Однако, ставя его на первое место, мы забываем о «первом рубеже обороны» — воздушном фильтре, главная задача которого — предотвратить катастрофический пылевой износ двигателя.
Что такое пылевой износ и почему он так опасен?
Воздух, который засасывает двигатель, — это не просто кислород. Это абразивная взвесь, состоящая из микроскопических частиц пыли, песка и сажи. По твердости эти частицы не уступают напильнику, а их размер зачастую меньше зазоров между идеально подогнанными деталями (поршневые кольца и стенки цилиндров, шейки коленвала и вкладыши).
Попадая в камеру сгорания, эта абразивная пыль действует как наждачная бумага. Она вызывает так называемый абразивный износ:
- Стенки цилиндров покрываются царапинами (задирами), что нарушает геометрию, ухудшает компрессию и приводит к прорыву газов в картер.
- Поршневые кольца и их канавки изнашиваются, снижается их способность уплотнять и отводить тепло.
- Подшипники скольжения (вкладыши) царапаются, что может привести к их провороту и заклиниванию двигателя.
Этот вид износа необратим. Никакое, даже самое дорогое и современное моторное масло, не может «восстановить» стертую металлическую поверхность. Масляный фильтр, конечно, борется с последствиями, отлавливая металлическую стружку, которая появляется в результате этого износа, но он не может предотвратить саму причину — попадание абразива извне.
✅Миф 2. Все фильтры одинаковые
Утверждение, что все воздушные фильтры одинаковы, — одно из самых распространенных и опасных заблуждений. На деле они существенно различаются по качеству материалов, конструкции и, как следствие, эффективности.
Ключевые различия кроются в деталях. Например, фильтровальная бумага в дорогих и качественных моделях часто армируется ультратонкими синтетическими волокнами. Это придает материалу дополнительную прочность и повышает пылеёмкость без увеличения сопротивления воздушному потоку.
Не менее важную роль играют пропитывающие смолы, составы которых у разных производителей отличаются. Качественной считается пропитка, которая надежно фиксирует волокна и не разбухает при попадании влаги. Благодаря этому фильтр даже в условиях высокой влажности не меняет своих свойств и не создает критического сопротивления для двигателя.
Наконец, на эффективность фильтрации напрямую влияют средний размер пор и их количество на единицу площади. Эти параметры определяют, какой размер частиц будет задержан и с каким сопротивлением воздух будет проходить через материал.
Таким образом, разница между фильтрами — это не только цена, но и срок службы, способность задерживать мельчайшую пыль, устойчивость к влаге и стабильность работы. Выбор неподходящего фильтра может привести к повышенному сопротивлению потоку, недостаточной подаче воздуха и, как следствие, к потере мощности двигателя и повышенному расходу топлива.
✅Миф 3: Заменить воздушный фильтр нужно только когда он выглядит грязным
Визуальный осмотр — ненадежный способ оценки состояния фильтра. Даже если снаружи он кажется чистым, внутри его поры могут быть уже забиты мельчайшими частицами пыли.
Почему нельзя полагаться на взгляд:
- Коварство невидимой пыли: Особенно сложно заметить светлую пыльцу или микроскопическую сажу, которые не меняют общий цвет фильтра кардинально, но серьезно засоряют его.
- Загрязнение изнутри: Основная масса загрязнений накапливается в глубине фильтрующего материала, где их не видно. Пропускная способность фильтра падает гораздо раньше, чем это становится заметно невооруженным глазом.
Единственный надежный ориентир — регламент производителя. Следуйте предписанным интервалам замены, основанным на пробеге, времени или условиях эксплуатации (например, в пыльном климате или при высокой температуре).
Последствия игнорирования: Пропуск сроков замены ведет к ухудшению динамики разгона, повышению расхода топлива и, что самое опасное, риску проникновения абразивных частиц в двигатель.
✅ Миф 4. Если продуть фильтр, он ещё послужит
Продувая фильтр можно получить кратковременное увеличение пропускной способности. Однако считать продувку способом продления срока службы — опасное заблуждение.
Важно понимать:
- Если и продувать, то только сухим воздухом (например, компрессором с осушителем) и рассматривать это исключительно как временную меру в безвыходной ситуации.
- Продувка может временно снять часть поверхностной пыли, но микрочастицы намертво остаются внутри волокон фильтрующего элемента, ускоряя его разрушение.
- Пылесосить фильтр практически бесполезно. Ни один бытовой пылесос не способен создать такое разрежение воздуха, как сам двигатель, который, по сути, является мощным воздушным компрессором и ДВС в работе "заберёт" воздух через фильтр с гораздо большей силой, чем это может сделать даже промышленный пылесос .
В большинстве случаев продувка фильтра ни чего не дает и только создает иллюзию решения вопроса , тем самым излишне изнашивание двигателя , увеличивая расход дорогого топлива и меняя температурный баланс двигателя .
Правильный подход — всегда заменять фильтр на новый в соответствии с регламентом производителя или при обнаружении видимых дефектов.
✅ Миф 5: Воздушный фильтр не влияет на расход топлива
На самом деле, влияние — прямое и существенное. Забитый фильтр создает сопротивление воздуху, нарушая оптимальное соотношение топлива и воздуха. В результате двигатель начинает «задыхаться»: теряется мощность, а для поддержания мощности он вынужден сжигать больше топлива.
Простой пример: Даже потеря 5% мощности — это величина, которую за рулем почувствует только опытный водитель. А грязный воздушный фильтр как раз и «крадет» у двигателя эти самые 5-10% мощности и прибавляет их к вашему расходу топлива. Регулярная замена фильтра — простой способ вернуть двигателю заводскую эффективность.
Как выбрать правильный воздушный фильтр
- Следуйте регламенту. Ориентируйтесь на рекомендации производителя вашего авто.
- Обращайте внимание на бренд , сейчас в России зарегистрировано более 300 наименований торговых марок под которыми продаются все виды фильтров, в 95% они изготовлены в Китае и качество их заказчик из России не может контролировать , нет компетенции , нет физической возможности и по сути нет нужды .
- Проверяйте комплектацию. Она должна соответствовать нормам завода изготовителя автомобиля .
На что обратить внимание при выборе
Среди множества брендов выделяется «НЕВСКИЙ ФИЛЬТР» — это премиальный производитель с безупречной репутацией.с собственной лабораторией . Два завода Невского фильтра уделяют особое внимание контролю качества и тестированию материалов на всех этапах, что гарантирует надежную работу фильтров в любых, даже экстремальных условиях.
Вывод
Мифы вокруг воздушных фильтров широко распространены, но их развенчание помогает сделать правильный выбор и поддерживать двигатель в оптимальном состоянии. Важно помнить, что воздух — не менее значимый элемент топливной смеси, чем масло, и качественный фильтр обеспечивает чистоту воздуха и долговечность двигателя. Регулярная замена в рамках регламента производителя и выбор качественных фильтров помогут сохранять мощность, экономию топлива и надёжность вашего авто.
НЕВСКИЙ ФИЛЬТР - это эксперт в вопросах фильтрации , читая подготовленные нами материалов вы если и не станете тонким специалистом , но точно будете владеть темой .
Больше информации , сайт НЕВСКОГО ФИЛЬТРА nevsky-filter.ru