Куда поехать в отпуск, если уже 15 лет живешь в Африке? Конечно в Россию!
С 23 по 26 октября посетил с друзьями великий и суровый горный край - Дагестан. Хотя поездка и планировалась много заранее, но обстоятельства все же вмешались. 23-го с утра в Махачкале впервые объявили план "ковер" и наш рейс из Шереметьево был задержан часов на восемь.
Сначала мы позавтракали в бизнес-зале, затем пообедали, уже были готовы и поужинать, но объявили посадку.
Пишут что:
эти ворота были сооружены уже после окончания Кавказской войны и поэтому напрямую с Шамилем никак не связаны. А название "Шамилевские ворота" было дано императором Александром II во время его визита в Гуниб в 1871 году в знак уважения к имаму Шамилю.
Вкратце, о событиях тех лет:
В апреле 1859 года русскими регулярными частями была захвачена резиденция Шамиля — Ведено. К середине июня 1859 года были ликвидированы практически все центры сопротивления на территории Чечни. Шамиль с 400 верными мюридами вынужден был спешно отойти в дагестанский аул Гуниб.
Там он в ожидании осады занимает одноименную гору и старательно укрепляет все возможные подходы на ее вершину.
Периметр вершины горного плато достигал 20 км, для обороны которого у Шамиля было не больше 400 человек с 4 пушками. Среди защитников Гуниба были жители села, преданные Шамилю мюриды из других областей, а также некоторое число дезертиров из русской армии, составлявших, в основном, штат артиллерии.
Штурм плато начался 24 августа 1859 года.
К полудню практически вся гора была в руках штурмующих. Исключение составляли несколько построек в самом ауле, где укрылись Шамиль и 40 оставшихся в живых мюридов.
На горе продолжалась перестрелка в лесистых склонах, холмах около аула, в пещерах и оврагах. Некоторые мюриды скрылись в скалах и их везде пытаются найти.
Подойдя к аулу, от которого отделены глубоким оврагом, Шамиль там! Останавливаемся на лесистом холме. В аул брошено несколько бомб и кругом стоят на всех холмах и во всех оврагах 8. 000 войска. За нами в лесу стоит цепь, потому что мюриды ещё рыскают и скрываются по пещерам.
Предвидя окончание штурма на Гуниб поднялись генерал Барятинский и другие военачальники. К Шамилю, по его просьбе был направлен И. Д. Лазарев с предложением прекратить сопротивление. Шамиль, после диалога с Лазаревым сдался и отправился вверх на гору.
Очевидцем сдачи Шамиля был живописец Теодор Горшельт, написавший об этом картину. Горшельт изобразил как Барятинский встречал Шамиля, сидя на камне, в окружении своих подчинённых и горцев из числа присягнувших на верность России.
Командующий упрекнул Шамиля в том, что тот не принял предложений о сдаче ещё до штурма. Имам ответил, что во имя своей цели и своих приверженцев должен был сдаться тогда только, когда не останется никакой надежды на успех. Барятинский подтвердил свои прежние гарантии безопасности самому Шамилю и членам его семьи. Также, он сообщил, что Шамилю придётся отправиться в Петербург для ожидания дальнейшего решения императора о его судьбе. Вся беседа длилась не более нескольких минут. Вслед за этим Шамиль был сопровождён в военный лагерь на Кегерских высотах, откуда вскоре должен был отправиться вглубь России.
Дагестанские же исследователи Кавказкой войны и современники тех событий, единогласны во мнении, что имам Шамиль отправился на встречу с Барятинским для переговоров, в ходе которых был обманом пленён.
Шамиль, таким образом, принял предложение о мире. Условием сдачи имама было при этом то, что враги оставят его самого и его семью в стране ислама, [то есть в Дагестане]; отметим, что на Гунибе мучениками за веру пало к тому времени уже большое количество благородных, набожных, людей — и мужчин, и женщин. После того, однако, как повелитель правоверных Шамиль оказался в руках у многобожников, их проклятый салдар допустил вероломный обман. Изменив уговору, он отправил Шамиля вместе с его семьёй в Петербург.
Оставим правду искать историкам и отправимся дальше.
МИРА вам, здоровья и счастья!
пс. кроме моих в статье использованы снимки Макса, Николая и Антона