Найти в Дзене

Учителю на заметку: эффективные техники для мобилизации мышления детей

Мобилизацией внимания называют концентрацию на какой-либо цели. Без неё ученику сложно воспринимать учебный материал, а учителю приходится прилагать вдвое больше усилий. Как же захватить внимание ребят, привыкших к постоянной смене коротких “видосов” и скоростным компьютерным играм? Задача сложная, но вполне решаемая. Когда ребёнок полностью сфокусирован на учебной задаче, он выполняет её быстрее и качественнее. Умение управлять вниманием помогает замечать все нюансы новой темы, отделять главное от второстепенного, запоминать важные моменты. Кроме того, умение управлять вниманием улучшает настроение, делает ребёнка более спокойным. Замечено, что усидчивый ученик способен выполнять сразу несколько видов деятельности. Например, писать и комментировать, слушать и зарисовывать. Внимательность делает все психические процессы полноценными, даёт возможность полноценно воспринимать окружающий мир. И наоборот: неусидчивые дети с пресловутым “клиповым мышлением” быстрее устают, не справляются с
Оглавление

Мобилизацией внимания называют концентрацию на какой-либо цели. Без неё ученику сложно воспринимать учебный материал, а учителю приходится прилагать вдвое больше усилий. Как же захватить внимание ребят, привыкших к постоянной смене коротких “видосов” и скоростным компьютерным играм? Задача сложная, но вполне решаемая.

Почему мобилизация внимания так важна

Когда ребёнок полностью сфокусирован на учебной задаче, он выполняет её быстрее и качественнее. Умение управлять вниманием помогает замечать все нюансы новой темы, отделять главное от второстепенного, запоминать важные моменты. Кроме того, умение управлять вниманием улучшает настроение, делает ребёнка более спокойным.

Замечено, что усидчивый ученик способен выполнять сразу несколько видов деятельности. Например, писать и комментировать, слушать и зарисовывать. Внимательность делает все психические процессы полноценными, даёт возможность полноценно воспринимать окружающий мир.

И наоборот: неусидчивые дети с пресловутым “клиповым мышлением” быстрее устают, не справляются с многозадачной работой, мгновенно забывают сказанное или прочитанное.

Приёмы мобилизации внимания

Существует много эффективных способов, с помощью которых учитель может мобилизовать внимание учеников. Вот некоторые из них.

  • Вопросы и обсуждения — вовлечение учеников в дискуссию активизирует их мышление, заставляет обратиться к учебному материалу. (См. скриншоты слайдов из презентаций для 5 класса по теме “Лексика” )

Игровые элементы — головоломки и викторины мгновенно оживляют урок. (См. скриншоты слайдов из презентаций для 5 класса по теме “Синтаксис и пунктуация”)

  • Работа в парах или группах — совместная работа позволяет ученикам обмениваться идеями и поддерживать интерес.

Статью об организации групповой работы читайте здесь: https://dzen.ru/a/aNkNbvVNu1LQ6vOQ

  • Физическая активность — простая физкультминутка или задания с передвижениями по классу улучшают циркуляцию крови и, как следствие, стимулирует работу мозга. Кстати, можно проводить динамические паузы и при этом выполнять задания. О некоторых таких приёмах читайте на карточках.

Смена места — изменение посадки учеников (например, работа в разных зонах класса) освежает атмосферу и возвращает внимание.

  • Позитивное подкрепление — поощрение учеников за активное участие или правильные ответы создаёт мотивацию и поддерживает интерес к уроку. Много мотивирующих стикеров и значков вы найдёте в нашей дочерней группе ВКонтакте “Ненаглядные пособия”: https://vk.com/nenaglyadnye?z=album-222140310_303568180
  • Создание интересного контекста — привязка учебного материала к реальным жизненным ситуациям или интересным фактам делает его более привлекательным для учеников. (См. скриншоты слайдов из презентаций для 8 класса по теме “Двусоставные предложения”)

Эти приёмы можно комбинировать и адаптировать в зависимости от особенностей класса и тематики урока. Например, можно начать урок с работы-летучки, через 15-20 минут провести физкультминутку, а в время закрепления использовать игру.

Найти подходящую игру для урока можно здесь: раздел “Игры”

Хотите узнать больше интересных приёмов для работы с текстом? Покопайтесь в закромах нашей “Учительской мастерской”: здесь и здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.