Если вам нужны готовые аргументы, а также список коротких произведений ко всем темам итогового, то читайте:
Итоговое сочинение уже совсем скоро, осталось меньше месяца, а значит, мы вышли на финишную прямую. Большинство моих ребят уже прочитали все нужные для аргументации тексты, мы с ним обсудили колоссальное количество тем и они могут практически на любую из них выдать произведение. Но есть такие темы из раздела №3, о которых мы говорим с ними в последнюю очередь. И все потому, что эти темы очень отличаются от основной массы и подход к сочинению по ним будет иной. В этой статье расскажу вам про два типа тем на итоговом сочинении, а также поделюсь алгоритмами, шаблонами и готовыми сочинениями по каждому типу.
Первый тип
Долго думала, как обозвать темы первого типа, ничего лучше чем «узкие» не придумала. Пусть условно будет так.
Итак, что я подразумеваю под узкими темами?
Это такие классические темы, которые содержат некий философский вопрос и которые ограничивают нас рамками этого вопроса. Они сразу очерчивают нам ту направленность, которая должна быть у произведений, приводимых в качестве примера.
Смотрите, к примеру, тема такая: «По каким признакам можно узнать настоящую любовь?». Этот вопрос нас сразу направляет в сторону произведений о любви. А вот другой: «Достоин ли преступник сочувствия?». Этот вопрос уже нас уводит в другую сторону – в сторону произведений о преступлениях. Наш выбор для таких тем довольно ограничен, поэтому я и называю их узкими.
Логика поиска аргументов для таких тем проста: мы начинаем искать произведения, где была какая-то ситуация из вопроса (настоящая любовь, преступление, изобретение и прочее). И исходя из содержания произведения так или иначе отвечает на данный нам вопрос. Тут все просто, это самая классическая схема.
Шаблон для первого типа
Шаблон у меня незамысловатый, но довольно универсальный и без кучи клише.
Пример сочинения по теме первого типа
Делюсь примером сочинения по теме «Заслуживает ли преступник сочувствия?».
Заслуживает ли преступник сочувствия? Я считаю, что да, так как любой преступник – это в первую очередь живой человек, который может осознавать свою вину и раскаиваться, а это как раз то, что достойно сочувствия. Докажу свои слова примером из литературы.
Вспоминается произведение А. Грина «По закону». Сюжет рассказа таков: однажды в порту между моряками произошла пьяная драка, в результате которой один ударил другого ножом. Раненый попал в больницу. К счастью, рана оказалась не слишком серьезной, моряк вскоре пошел на поправку. Но встал вопрос: как поступить с его обидчиком? По закону за нанесение вреда здоровью бедный моряк должен был отправиться на каторгу. Однако была и другая сторона медали: обидчик раскаивался. Более того, у него дома остались бы жена и дети. Каторжные работы за ошибку, которая не привела к смерти? Слишком жестоко – так считали все герои. Обо всем этом раненому поведал доктор, который его лечил. После этого нужно было решить, как поступить: по закону или по человечеству. Все ждали, что моряк выберет второй вариант, простит своего товарища и проявит сочувствие. «Пусть уж…по закону» - таков был его ответ. Рассказчик, который наблюдал все это, был разочарован, ведь он, как и все, был уверен в гуманности моряка, в том, что он примет другое решение. После этого случая он перестал считать моряков рыцарями и понял, что величие личности зависит не от профессии, а от выборов, которые совершает человек. Этот пример помогает понять, что преступник заслуживает сочувствия, если содеянное им не нанесло серьезного вреда и если он раскаивается.
Таким образом, бывают случаи, когда человек, совершивший преступление, достоит сочувствия. Конечно, каждый случай индивидуален, но в первую очередь нужно всегда оставаться людьми, а быть человеком – это быть гуманным по отношению к другим, даже к преступникам.
Второй тип
Раз уж темы первого типа мы обозвали «узкими», то темы второго типа логично назовем «широкими».
Эти темы встречаются в основном, даже, я бы сказала, только в разделе №3. И это темы про книги и литературу в целом. В чем их широта? В том, что они не ограничивают нас определенным направлением мысли, не задают философских вопросов, а скорее дают нам самим возможность выбрать направление и взять практически любое произведение.
Смотрите: «Способна ли книга сделать человека лучше?». Мы можем воспринять эту тему двояко:
1. Классический подход, как в первом типе: «Так, ага, мне нужны произведения, в которых описан герой, читавший книги и ставший от этого лучше, умнее и прочее. Возьму, к примеру «Свеча горела», там робот Максим учится литературе, читает и учит детей тому же. Еще могу взять Настю из «На дне», правда, там будет, скорее, контраргумент. А еще Джон Ив из «Зеленой лампы» тоже читал и благодаря книгам захотел стать врачом».
2. Широкий подход: «Так, ага, тема про книги. Вспомню-ка, какие книги учат нас чему-то хорошему? «Чудесный доктор» учит быть милосердными, «Зеленая лампа» учит никогда не сдаваться и быть упорным на пути к цели, «Ребята, полюс!» тоже учить не сдаваться. Возьму как раз две последние, они имеют похожую «мораль». Отлично, скажу, что книга делает человека лучше и вот, например, меня эти две книги замотивировали, научили, как нужно идти к целям, благодаря им я стал лучше».
Думаю, гипотетические рассуждения гипотетического ученика помогли вам понять особенность тем такого типа. Мы можем здесь не только упираться в поиск произведений, где происходят события по теме, но и перевести тему на себя, начать говорить о себе, о том, как МЕНЯ книга делает лучше и какая это книга. И тут уже выбор огромен, бери любую подходящую, направления могут быть очень разные. Тут и про любовь можно, и про милосердие, и про совесть, и про целеустремленность и про многое другое.
Некоторые из широких тем в целом предполагают только такой личный подход с переводом темы на себя. Например, такие темы: В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему? Какие книги Вам особенно интересны?
Тут уже напрямую сказано, что от ученика требуется говорить о себе и о влиянии книг на именно него.
Я бы назвала эти темы свободными, потому что они позволяют взять практически любое произведение, которое ученик читал.
Такие широкие темы обычно идут в конце списка предложенных тем в КИМе (5 и 6 темы), потому что, как я уже сказала, относятся к разделу 3.
Шаблон для второго типа
Тут уже немного сложнее, так как нет совсем универсальных подводок, нужно смотреть на конкретную тему и не бояться говорить про себя, то есть что-то типа: «Я понял…, я прочитал…, меня впечатлило…, я бы хотел…».
Даю примерный шаблон, но еще раз повторю, что его надо видоизменять под темы.
Пример сочинения по теме второго типа
Делюсь сочинением на тему: «Способна ли книга сделать человека лучше?».
Есть множество интересных и захватывающих книг. Многие из них делают людей лучше, ведь литература – это кладезь вдохновляющих историй, советов, мудростей, которыми может воспользоваться читатель. Например, читая произведения о достижении целей, человек может вдохновиться на свершения и понять, что для этого требуется. Приведу пример такого произведения.
Вспоминается произведение А.Грина «Зеленая лампа». Главный герой, Джон Ив, попал в тяжёлое положение: приехав в Лондон искать работу, он столкнулся с кризисом безработицы и оказался на улице, вынужденный голодать. Его спас случай: богач Стильтон, случайно наткнувшийся на него у ресторана, захотел подшутить над бедняком. Он предложил сделку: Джон Ив снимет квартиру и будет каждый вечер зажигать у окна зеленую лампу, а за это будет получать от богача деньги. Хоть это и было сделано ради смеха, Ива это спасло. Он получил жилье и возможность развиваться. Он начал читать книги, которые были в квартире, и заинтересовался медициной. У него появилась цель – стать врачом. Ив узнал в библиотеке, что нужно изучить для этого. Хоть список предметов был внушительным, он не испугался. Ив усердно учился, готовился к экзаменам при помощи своего соседа-студента, поступил в университет и в итоге действительно стал уважаемым хирургом. Эта история показала мне, что при должном желании и упорстве можно достичь любой цели. Прочитав эту книгу, те, кто мечтает о чем-то, казалось бы, недостижимом и боится начать действовать, возможно, станут более решительными и наконец-то добьются своих целей.
Таким образом, благодаря книгам человек действительно может стать лучше, он может понять важные истины, научиться чему-то новому и полезному и начать жить иначе, делать другие, более мудрые и правильные выборы.
Вывод
Очень немногие школьники вообще доходят до разбора широких тем, многие в целом останавливаются на работе всего лишь над одним тематическим разделом, не касаясь двух остальных. Я убеждена, что это в корне неправильно и опасно. Откуда нам знать, какая попадется тема, к примеру, в первом (самом легком, по мнению многих) разделе? А вдруг будет что-то эдакое, что не успели разобрать и к чему нет аргументов? Что делать тогда?
Я уверена, что чем больше РАЗНОПЛАНОВЫХ произведений ученик прочитает, тем легче ему будет, ведь все разделы по-своему интересны и в каждом из них есть легкие темы, ведь эта легкость идет не от самой темы, а от того, есть ли у вас аргумент к ней или нет.
Ладно, что-то я ушла от темы :).
Итак, широкие темы – это классно, это лазейка, в которую знающие ученики могут пролезть и написать прекрасное сочинение практически на свободную тему.
В дополнение к статье поделюсь списком широких тем в своем тг-канале по ссылке.
А если вам нужны готовые аргум