Найти в Дзене
Филолог pro ЕГЭ

Какие бывают темы для итогового сочинения?

Оглавление

Если вам нужны готовые аргументы, а также список коротких произведений ко всем темам итогового, то читайте:

Итоговое сочинение уже совсем скоро, осталось меньше месяца, а значит, мы вышли на финишную прямую. Большинство моих ребят уже прочитали все нужные для аргументации тексты, мы с ним обсудили колоссальное количество тем и они могут практически на любую из них выдать произведение. Но есть такие темы из раздела №3, о которых мы говорим с ними в последнюю очередь. И все потому, что эти темы очень отличаются от основной массы и подход к сочинению по ним будет иной. В этой статье расскажу вам про два типа тем на итоговом сочинении, а также поделюсь алгоритмами, шаблонами и готовыми сочинениями по каждому типу.

Схематично покажу типы тем, о которых пойдет речь.
Схематично покажу типы тем, о которых пойдет речь.

Первый тип

Долго думала, как обозвать темы первого типа, ничего лучше чем «узкие» не придумала. Пусть условно будет так.

Итак, что я подразумеваю под узкими темами?
Это такие классические темы, которые содержат некий философский вопрос и которые ограничивают нас рамками этого вопроса. Они сразу очерчивают нам ту направленность, которая должна быть у произведений, приводимых в качестве примера.

Смотрите, к примеру, тема такая: «По каким признакам можно узнать настоящую любовь?». Этот вопрос нас сразу направляет в сторону произведений о любви. А вот другой: «Достоин ли преступник сочувствия?». Этот вопрос уже нас уводит в другую сторону – в сторону произведений о преступлениях. Наш выбор для таких тем довольно ограничен, поэтому я и называю их узкими.

Логика поиска аргументов для таких тем проста: мы начинаем искать произведения, где была какая-то ситуация из вопроса (настоящая любовь, преступление, изобретение и прочее). И исходя из содержания произведения так или иначе отвечает на данный нам вопрос. Тут все просто, это самая классическая схема.

Шаблон для первого типа

Шаблон у меня незамысловатый, но довольно универсальный и без кучи клише.

Шаблон для узких тем.
Шаблон для узких тем.

Пример сочинения по теме первого типа

Делюсь примером сочинения по теме «Заслуживает ли преступник сочувствия?».

Заслуживает ли преступник сочувствия? Я считаю, что да, так как любой преступник – это в первую очередь живой человек, который может осознавать свою вину и раскаиваться, а это как раз то, что достойно сочувствия. Докажу свои слова примером из литературы.

Вспоминается произведение А. Грина «По закону». Сюжет рассказа таков: однажды в порту между моряками произошла пьяная драка, в результате которой один ударил другого ножом. Раненый попал в больницу. К счастью, рана оказалась не слишком серьезной, моряк вскоре пошел на поправку. Но встал вопрос: как поступить с его обидчиком? По закону за нанесение вреда здоровью бедный моряк должен был отправиться на каторгу. Однако была и другая сторона медали: обидчик раскаивался. Более того, у него дома остались бы жена и дети. Каторжные работы за ошибку, которая не привела к смерти? Слишком жестоко – так считали все герои. Обо всем этом раненому поведал доктор, который его лечил. После этого нужно было решить, как поступить: по закону или по человечеству. Все ждали, что моряк выберет второй вариант, простит своего товарища и проявит сочувствие. «Пусть уж…по закону» - таков был его ответ. Рассказчик, который наблюдал все это, был разочарован, ведь он, как и все, был уверен в гуманности моряка, в том, что он примет другое решение. После этого случая он перестал считать моряков рыцарями и понял, что величие личности зависит не от профессии, а от выборов, которые совершает человек. Этот пример помогает понять, что преступник заслуживает сочувствия, если содеянное им не нанесло серьезного вреда и если он раскаивается.

Таким образом, бывают случаи, когда человек, совершивший преступление, достоит сочувствия. Конечно, каждый случай индивидуален, но в первую очередь нужно всегда оставаться людьми, а быть человеком – это быть гуманным по отношению к другим, даже к преступникам.

Второй тип

Раз уж темы первого типа мы обозвали «узкими», то темы второго типа логично назовем «широкими».

Эти темы встречаются в основном, даже, я бы сказала, только в разделе №3. И это темы про книги и литературу в целом. В чем их широта? В том, что они не ограничивают нас определенным направлением мысли, не задают философских вопросов, а скорее дают нам самим возможность выбрать направление и взять практически любое произведение.

Смотрите: «Способна ли книга сделать человека лучше?». Мы можем воспринять эту тему двояко:

1. Классический подход, как в первом типе: «Так, ага, мне нужны произведения, в которых описан герой, читавший книги и ставший от этого лучше, умнее и прочее. Возьму, к примеру «Свеча горела», там робот Максим учится литературе, читает и учит детей тому же. Еще могу взять Настю из «На дне», правда, там будет, скорее, контраргумент. А еще Джон Ив из «Зеленой лампы» тоже читал и благодаря книгам захотел стать врачом».

2. Широкий подход: «Так, ага, тема про книги. Вспомню-ка, какие книги учат нас чему-то хорошему? «Чудесный доктор» учит быть милосердными, «Зеленая лампа» учит никогда не сдаваться и быть упорным на пути к цели, «Ребята, полюс!» тоже учить не сдаваться. Возьму как раз две последние, они имеют похожую «мораль». Отлично, скажу, что книга делает человека лучше и вот, например, меня эти две книги замотивировали, научили, как нужно идти к целям, благодаря им я стал лучше».

Думаю, гипотетические рассуждения гипотетического ученика помогли вам понять особенность тем такого типа. Мы можем здесь не только упираться в поиск произведений, где происходят события по теме, но и перевести тему на себя, начать говорить о себе, о том, как МЕНЯ книга делает лучше и какая это книга. И тут уже выбор огромен, бери любую подходящую, направления могут быть очень разные. Тут и про любовь можно, и про милосердие, и про совесть, и про целеустремленность и про многое другое.

Некоторые из широких тем в целом предполагают только такой личный подход с переводом темы на себя. Например, такие темы: В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему? Какие книги Вам особенно интересны?

Тут уже напрямую сказано, что от ученика требуется говорить о себе и о влиянии книг на именно него.

Я бы назвала эти темы свободными, потому что они позволяют взять практически любое произведение, которое ученик читал.

Такие широкие темы обычно идут в конце списка предложенных тем в КИМе (5 и 6 темы), потому что, как я уже сказала, относятся к разделу 3.

Шаблон для второго типа

Тут уже немного сложнее, так как нет совсем универсальных подводок, нужно смотреть на конкретную тему и не бояться говорить про себя, то есть что-то типа: «Я понял…, я прочитал…, меня впечатлило…, я бы хотел…».

Даю примерный шаблон, но еще раз повторю, что его надо видоизменять под темы.

Шаблон для широких тем.
Шаблон для широких тем.

Пример сочинения по теме второго типа

Делюсь сочинением на тему: «Способна ли книга сделать человека лучше?».

Есть множество интересных и захватывающих книг. Многие из них делают людей лучше, ведь литература – это кладезь вдохновляющих историй, советов, мудростей, которыми может воспользоваться читатель. Например, читая произведения о достижении целей, человек может вдохновиться на свершения и понять, что для этого требуется. Приведу пример такого произведения.

Вспоминается произведение А.Грина «Зеленая лампа». Главный герой, Джон Ив, попал в тяжёлое положение: приехав в Лондон искать работу, он столкнулся с кризисом безработицы и оказался на улице, вынужденный голодать. Его спас случай: богач Стильтон, случайно наткнувшийся на него у ресторана, захотел подшутить над бедняком. Он предложил сделку: Джон Ив снимет квартиру и будет каждый вечер зажигать у окна зеленую лампу, а за это будет получать от богача деньги. Хоть это и было сделано ради смеха, Ива это спасло. Он получил жилье и возможность развиваться. Он начал читать книги, которые были в квартире, и заинтересовался медициной. У него появилась цель – стать врачом. Ив узнал в библиотеке, что нужно изучить для этого. Хоть список предметов был внушительным, он не испугался. Ив усердно учился, готовился к экзаменам при помощи своего соседа-студента, поступил в университет и в итоге действительно стал уважаемым хирургом. Эта история показала мне, что при должном желании и упорстве можно достичь любой цели. Прочитав эту книгу, те, кто мечтает о чем-то, казалось бы, недостижимом и боится начать действовать, возможно, станут более решительными и наконец-то добьются своих целей.

Таким образом, благодаря книгам человек действительно может стать лучше, он может понять важные истины, научиться чему-то новому и полезному и начать жить иначе, делать другие, более мудрые и правильные выборы.

Вывод

Очень немногие школьники вообще доходят до разбора широких тем, многие в целом останавливаются на работе всего лишь над одним тематическим разделом, не касаясь двух остальных. Я убеждена, что это в корне неправильно и опасно. Откуда нам знать, какая попадется тема, к примеру, в первом (самом легком, по мнению многих) разделе? А вдруг будет что-то эдакое, что не успели разобрать и к чему нет аргументов? Что делать тогда?

Я уверена, что чем больше РАЗНОПЛАНОВЫХ произведений ученик прочитает, тем легче ему будет, ведь все разделы по-своему интересны и в каждом из них есть легкие темы, ведь эта легкость идет не от самой темы, а от того, есть ли у вас аргумент к ней или нет.

Ладно, что-то я ушла от темы :).

Итак, широкие темы – это классно, это лазейка, в которую знающие ученики могут пролезть и написать прекрасное сочинение практически на свободную тему.

В дополнение к статье поделюсь списком широких тем в своем тг-канале по ссылке.

А если вам нужны готовые аргум