История шедевральной RPG эстонской студии ZA/UM
Мы уже рассказывали, как Larian Studios четверть века шла к успеху, а Hello Games почти десять лет восстанавливала репутацию после провального запуска No Man's Sky. Но есть пример студии, покорившей мир с первой попытки. Дебютную RPG эстонской ZA/UM считают одной из лучших игр в индустрии — наравне с Red Dead Redemption 2 и «Ведьмаком 3». Увы, это не уберегло разработчиков от массовых увольнений. Ниже — история создания культовой и многострадальной Disco Elysium.
Партия в D&D
История началась в Таллине в 2005 году. Вокалист рок-группы Ultramelanhool Роберт Курвиц искал вдохновение за партией в Dungeons & Dragons, но в собственном сеттинге — стимпанк с мото-каретами в атмосфере Великой французской революции. Именно тогда появился концепт Ревашоля.
Я познакомился с Робертом, когда мне было 17 лет. По городу ходили слухи о каких-то психах, которые играют в D&D, но не с эльфами и гномами, а в сеттинге стимпанка. Когда я увидел фото персонажей, изображения города, то сразу понял. О, черт, вот это тема.
Александр Ростов в интервью журналу GamesRadar+
Позже он познакомился с писателем Кауром Кендером — автором популярной в Финляндии 2000-х книги «День независимости». Кендер предложил Курвицу написать новеллу по мотивам его настолки: с Ревашолем и стимпанком. Книга вышла в 2013 году под названием «Sacred and Terrible Air» («Священный и страшный воздух»). К сожалению, продажи оказались ничтожно малы — всего тысяча экземпляров. Роберт впал в страшную депрессию и запил.
Гейм-дизайнеру потребовалось несколько лет, чтобы справиться с алкоголизмом самому, а затем помочь уже Кендеру также побороть зависимость. Вернувшись к нормальной жизни, писатель предложил воплотить идеи в настоящей видеоигре. Но это было рискованно из-за отсутствия опыта.
Я не хотел делать видеоигру. Я тогда думал: мы уже долго не можем чего-то добиться. Лучше я вернусь к спиртному.
Роберт Курвиц, создатель Disco Elysium
А потом Курвиц представил Ревашоль в виде изометрической RPG — и передумал. С этой идеей Роберт пошел к художнику Александру Ростову.
Помню, как я открыл ему дверь и впустил к себе. Он посмотрел прямо на меня и сказал: «Дружище, мы так много лажали. Давай налажаем и с этой видеоигрой».
Александр Ростов
Художник всегда поддерживал товарища в те моменты, когда тот терял веру в себя. И в этот раз согласился поработать вместе. Каур Кендер присоединился к команде в качестве продюсера. Так начал формироваться мир Disco Elysium, идеи легко приходили в голову.
Концепция была настолько понятной и ясной, что у меня не осталось никаких сомнений в проекте.
Каур Кендер, писатель
Пришлось продать Ferrari
Одних идей мало: для разработки собственной игры нужны деньги. На помощь пришел Каур Кендер — писатель продал Ferrari. По его словам, машина ранее принадлежала Дольфу Лундгрену («Рокки 4»).
Он [Дольф Лундгрен] купил эту Ferrari, потому что думал, что поедет на ней в Канны за наградой. Но награду он так и не получил, поэтому и продал.
Каур Кендер
Команда не тратилась на офис — Ростов и Курвиц работали в зале художественной галереи. А потом ZA/UM переехала в Великобританию. Местная группа British Sea Power взялась за саундтрек к игре, там же нашлись первые актеры для озвучивания. Они были нужны, так как выходцы из Восточной Европы не могли в достаточной мере повторить английский акцент.
Деньги на разработку собирали повсюду. Друзья, знакомые, родственники помогали эстонским энтузиастам воплотить мечту. А большую часть затрат на игру в итоге покрыл эстонский бизнесмен Маргус Линнамаэ.
На полученные деньги Роберт Курвиц вместе с Александром Ростовым наняли аутсорс-программистов по всему миру: от Польши и Румынии до Китая. В Эстонии не было опытных создателей игр, кроме тех, что делали мобильные игры. Так двое энтузиастов собрали 35 человек.
Вдохновлялись Маяковским, Репиным и Стругацкими
Источникам вдохновения Disco Elysium можно посвятить отдельный материал. ZA/UM черпала идеи из сериалов, компьютерных игр, живописи, литературы и музыки, из собственной жизни и истории постсоветской Эстонии. Взять хотя бы название студии — ZA/UM. Это прямая отсылка к русскому футуризму начала 20 века, литературному приему «заумь».
Разработчики зачитывались Хлебниковым, Туфановым и Гнедовым, вдохновлялись Владимиром Маяковским, Эмилем Золя и братьями Стругацкими, песнями Виктора Цоя, а также творчеством эстонского поэта Арви Сийга. Художники черпали идеи из работ Василия Кандинского, Ильи Репина и Рембрандта.
Авторы RPG обожают сериал «Настоящий детектив» и игры вроде Planescape: Torment и Baldur's Gate. По мнению Роберта Курвица, Fallout 1 и 2 первыми показали, что видеоигры могут быть искусством. Идея сделать главного героя детективом тоже возникла не просто так. Отец Каура Кендера работал следователем еще в Советском Союзе, что наложило отпечаток на жизнь писателя.
По теме:
Разработчики постарались отразить эстонскую реальность после распада СССР. Ревашоль — собирательный образ, в котором Америку совместили с культурой Восточной Европы. Бедная страна, потрясенная развалом единого государства.
Наше поколение формировалось распадом Советского Союза, а также Таллином и Эстонией 90-х: ужасное было время. Все это породило музыку, на которой мы выросли. С серьезной лирикой и концептуальной глубиной. Но Эстония уже не та, что прежде. Теперь это край неудачников. Мы создали Skype, стали электронными гражданами электронной столицы мира. Все лучшее осталось позади.
Александр Ростов
Первая демонстрация
Изначально игра называлась No Truce with the Furies, а местом действия должна была стать территория всего Ревашоля, а не только района Мартинез. Но эта задача оказалась неподъемной. Название поменяли на Disco Elysium. «Диско» — не только стиль в одежде главного героя, но и слово «изучать» на латыни.
Многие механики менялись вплоть до первых показов. ZA/UM хотела сделать глубокую RPG с интересными диалогами и последствиями решений игрока, которые напрямую отражаются на игровом мире.
Мы хотели, чтобы вы не замечали, что читаете текст. Это самый важный аспект создания интересных книг. Чтение нравится только тогда, когда ты не думаешь о процессе. Потому что чтение — это не весело. Никто, *****, не любит читать.
Роберт Курвиц
Первые показы игры прошли в 2017-м. Публика увидела необычный мир, ветвистые диалоги и детективный сюжет про копа-алкоголика. Спустя два года Disco Elysium вышла — и покорила всех фанатов RPG.
Триумф с первой попытки
Первая игра ZA/UM вышла 15 октября 2019 года и стала настоящим феноменом. Журналисты и геймеры называли Disco Elysium выдающейся RPG с доселе невиданным уровнем отыгрыша, отличным сюжетом, неповторимым дизайном и сеттингом.
Редко встречал такое затягивающее в себя место, как Ревашоль. Он стоит в одном ряду с красочным Континентом из «Ведьмака 3» и суровым Западом из Red Dead Redemption 2, хоть и меньше по размерам.
Саймон Карди, журналист IGN
Через несколько месяцев игра забрала несколько наград на The Game Awards 2019: «Лучшая RPG», «Лучшее игровое повествование», «Лучшая инди-игра» и «Лучший инди-дебют». Разработчики благодарили фанатов, друзей и родных за поддержку. А художник Александр Ростов, тем временем, вспоминал Маяковского и Виктора Цоя.
Хелен Хиндпере: «Хотим поблагодарить великих людей, которые помогли создать эту игру».
Александр Ростов: «Илья Репин, Владимир Маяковский, Виктор Цой».
Хелен Хиндпере: «Еще Маркса и Энгельса за образование в области политики. Спасибо!».
Disco Elysium не была лишена недостатков, но они касались не столько геймплея, сколько языкового барьера. Например, на релизе игру не локализовали во многих странах, в том числе и в России. Первым дополнительным языком стал китайский — геймеры из КНР остались в восторге от RPG, ее глубины и поднимаемых политических тем.
Издание The Final Cut исправило проблему. Руководителем отдела, который занимался финальной версией игры, стала Хелен Хиндпере — сценарист Disco Elysium. RPG перевели на разные языки, а персонажей полностью озвучили — в первой версии Disco Elysium большая часть реплик была представлена только текстом. Самую большую работу проделал джазовый музыкант Ленвал Браун — тот самый низкий голос рассказчика. Артист озвучил 350 тыс. слов из сценария, на что потребовалось 8 месяцев.
По различным данным, к 2025 году Disco Elysium разошлась тиражом в почти 3 млн копий. И это только на ПК. ZA/UM планировала продолжение, спин-оффы, настольные игры и даже полноценный сериал для ТВ. Та самая книга Курвица под названием Sacred and Terrible Air («Священный и страшный воздух») могла быть адаптирована в виде игры. Но мечтам не суждено было сбыться.
Корпорация сильнее творчества
Как и в случае с источниками вдохновения, про скандал вокруг разработчиков Disco Elysium и студии ZA/UM можно написать отдельный материал — настолько ситуация спорная. После ошеломительного успеха внутри компании начались конфликты.
В 2022 году, когда стартовала работа над сиквелом, Курвиц, Ростов и Хиндпере обвинили боссов ZA/UM в мошенничестве и отмывании денег. Руководство, в свою очередь, понизило троицу основателей в должности, а потом и вовсе уволила. Начались судебные разбирательства из-за авторских прав.
Параллельно с этим скандалом из ZA/UM увольняли и рядовых сотрудников, студия отменила сиквел, а позже и спин-офф под названием Locust City. Один из сценаристов Disco Elysium, Арго Туулик, из-за судебных разбирательств вовсе остался без средств к существованию.
Разработчик покинул ZA/UM и основал Summer Eternal для создания духовной наследницы Disco Elysium. Ради этого он пошел на невыгодную сделку с бизнесменом Риазом Мулой. Инвестор стал торговать именем Туулика как автора RPG для привлечения денег, а после попытался забрать Summer Eternal себе. Все это со слов сценариста, разумеется.
Арго Туулик выступил против отъема студии, и Риаз Мула подал в суд, чтобы все же заполучить Summer Eternal. Сценарист Disco Elysium потратил все сбережения в попытках отстоять свои права, но остался без средств к существованию и крыши над головой. Туулик уверен, что за Риазом Мулой стоят руководители ZA/UM, которые не хотят, чтобы бывшие разработчики Disco Elysium создавали подобные игры.
Сценаристу удалось справиться с тяжелой ситуацией и сохранить студию благодаря помощи фанатов. Он планирует и дальше бороться с бывшими боссами, чтобы вернуть Disco Elysium изначальным создателям. А вот Курвиц, Ростов и Хиндпере проиграли суд против ZA/UM из-за отсутствия доказательств мошенничества. Все бывшие разработчики RPG уверены: у них украли доброе имя и целую студию.
Наше время
Все ответственные за успех Disco Elysium ушли делать собственные игры. ZA/UM выжимает последние соки из именитой RPG и продает на своем сайте одежду и аксессуары по мотивам. Например, мусорный пакет за... 15 тысяч рублей. А еще удаляет старые интервью разработчиков.
Параллельно ZA/UM работает над Zero Parades: For Dead Spies и гордо подписывает RPG словами «от авторов Disco Elysium». Геймеры не оценили трейлер и назвали его «бездушной подделкой». Голос рассказчика из Disco Elysium вместе с разработчиком Мартином Луигой работают над игрой в духе приключений Гарри Дюбуа — Hopetown. Их команда Longdue пополнилась бывшими сотрудниками Bungie и Rockstar Games.
Бизнесмен Маргус Линнамаэ, который помог разработчикам Disco Elysium инвестициями на начальных этапах, вместе с продюсером Кауром Кендером и другими бывшими сотрудниками ZA/UM основал Dark Math Games и создает Tangerine Antarctic.
Вышеупомянутый Арго Туулик опубликовал манифест с призывом бороться против коррупции и корпораций, которые мешают разработчикам создавать игры и крадут интеллектуальную собственность. В октябре 2025 года бывший сценарист ZA/UM анонсировал Red Rooster — RPG в духе Disco Elysium. Ее подробности раскроют летом 2026 года.
Роберт Курвиц, Александр Ростов и Хелен Хиндпере тоже создают свою наследницу Disco Elysium. Троица основала студию Red Info и получила инвестиции от китайской NetEase в размере $10 млн на разработку неанонсированной игры. К команде присоединился легендарный Крис Авеллон — создатель Planescape: Torment, Fallout 2 и New Vegas.
Курвиц чувствовал, что Disco Elysium была проектом всей его жизни. Когда он лишился франшизы, то переживал, что идеи закончились. Я считаю, что это чушь. Роберт слишком креативен, чтобы просто перестать что-то создавать или полагаться только на одну идею.
Крис Авеллон, создатель Planescape: Torment
Вот так завершилась история Disco Elysium — но не ее создателей. Они продолжают творить и не оставляют попыток бороться за то, во что верят.
«Весь мир балансирует на лезвии ножа. Это игра истрепанных нервов. Тебя подталкивают цифры и карательные меры: боль, неприятие, неоплаченные счета. Ты можешь играть, а можешь залезть под лодку и сгинуть, обратиться морской солью или стаей чаек. Твоим врагам это «понравится». Или же ты можешь драться. Единственный способ победить наперекор судьбе — продолжать драться», — цитата из Шкафчика мыслей в Disco Elysium.