Найти в Дзене
Фонтан искусства

Буше, Шарден, Ватто, Труа, Токке, Наттье, Фрагонар и Грёз: праздничный стиль Рококо в живописи Франции XVIII века.

Многогранный стиль Рококо занял главенствующее место в живописи Франции XVIII века. На смену прямым точным линиям пришли изысканные и лёгкие растительные орнаменты, соразмерность превратилась в живую непосредственность природы. Во время периода Регентства (1715-1723) государством управлял герцог Филипп Орлеанский - младший брат короля-солнце Людовика XIV. Период Регентства остался в памяти современников как непрерывный праздник. Филипп I, герцог Орлеанский. Портрет кисти Пьера Миньяра. 1650. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux. Стиль Рококо Излишество, легкомысленность, показная роскошь воплотились в искусстве в стиле рококо (фр. rocaille - разбитая раковина). Отличительные черты стиля: изысканность, элегантность, чувственность и грациозность, а также предпочтение легким и сентиментальным темам. В изобразительном искусстве доминировали мифологические, пасторальные и галантные сюжеты. Живопись стала декоративной, камерной. Художники выбирали приглушённые цвета. «Качели», 1767. Худож
Оглавление

Многогранный стиль Рококо занял главенствующее место в живописи Франции XVIII века. На смену прямым точным линиям пришли изысканные и лёгкие растительные орнаменты, соразмерность превратилась в живую непосредственность природы.

Во время периода Регентства (1715-1723) государством управлял герцог Филипп Орлеанский - младший брат короля-солнце Людовика XIV. Период Регентства остался в памяти современников как непрерывный праздник.

Филипп I, герцог Орлеанский. Портрет кисти Пьера Миньяра. 1650. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux.
Филипп I, герцог Орлеанский. Портрет кисти Пьера Миньяра. 1650. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux.

Стиль Рококо

Излишество, легкомысленность, показная роскошь воплотились в искусстве в стиле рококо (фр. rocaille - разбитая раковина). Отличительные черты стиля: изысканность, элегантность, чувственность и грациозность, а также предпочтение легким и сентиментальным темам. В изобразительном искусстве доминировали мифологические, пасторальные и галантные сюжеты. Живопись стала декоративной, камерной. Художники выбирали приглушённые цвета.

Лидирующее положение в искусстве занимало рококо. Но в стенах Академии живописи ещё культивировались традиции классицизма.

Художники Франции XVIII века

Для празднично-декоративной живописи времён Регентства известным мастером был Франсуа Буше (1703-1770). Творчество Буше отражает вкус своего века - это роскошь, очарование, весёлая безмятежность и наслаждение красотой. Гений декорации, мастер композиции - элегантной и идеально сбалансированной. Великолепно писал портреты и камерные сцены.

Совершенно противоположные идеалы показывал в своих реалистичных полотнах Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779). Яркий художник, который выразил новые художественно-эстетические ценности, в связи с появлением третьего сословия - делового буржуа. Герои его картин - парижские буржуа, городские жители и окружающий их быт. Это бытовые добродушные и очаровательные картины. При этом художник всегда проявлял высокое профессиональное живописное мастерство и замечательный вкус.

Ключевая фигура рококо, воплощение грации и поэзии Франции XVIII века - "художник галантных празднеств" Антуан Ватто (1684-1721). Его живопись изысканна, декоративная и яркая. Привлекательные герои Ватто - это фривольно-влюблённые парочки, у которых за лёгкой любовной игрой скрываются глубокие чувства. Мир Ватто - это меланхолия, скрытая за внешней фривольностью, атмосфера недосказанности. Его пейзажи - таинственно задумчивы и грустны. Ещё Ватто является величайшим рисовальщиком в истории искусства.

Величайшие портретисты Франции XVIII века: Франсуа де Труа (1645-1730) - известный портретист. Его портретные работы отличаются психологичной тонкостью и отказом от парадности. Луи Токке (1696-1772) - мастер портретного искусства. Соединил в своих работах рококо и реалистичность. Жак Марк Наттье (1685-1766) - художник, специализировавшийся на аллегорических портретах высшей знати. Яркий пример чистого рококо в портретных работах.

Эфирно-лёгкие, волшебно-меланхоличные полотна писал французский живописец Жак Оноре Фрагонар (1732-1805). Творчество Фрагонара часто называют прощальным фейерверком искусства XVIII века. Живописец "галантных празднеств" учился у Буше, Шардена. Фрагонар изображал праздную жизнь двора, сладострастные сценки, утехи, романтические парки с фонтанами и гротами.

Одним из самых значительных художников французской школы в XVIII является Жан Батист Грёз (1725-1805). Создал собственный стиль - сентиментальные мелодраматические жанровые сцены. "Нравственность на холсте" - так отзывался о картинах Грёза Дидро. В конце жизни Грёз не заметил как сменилась эпоха, а с ней и вкусы: пришёл неоклассицизм во главе с Жак Луи Давидом. В 1767 году Грёзу не дали выставить свою работу в академическом Салоне.

Читайте также:

Французская живопись XVI века.
Фонтан искусства9 июля
Французская живопись XVII века.
Фонтан искусства15 июля

Благодарю за прочтение! 😉

Если статья понравилась - ставьте 👍

Комментируйте - напишите слова поддержки каналу! 📝

Чтобы видеть новые публикации - подписывайтесь на Дзен канал "Фонтан искусства"!