Найти в Дзене
Культурный Шок

«Мне нравится сочинять свет»: 12 ноября Мастерская Петра Фоменко показывает премьерный спектакль по повести «Старик и море»

Его поставил молодой режиссер, выпускник мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев. Премьера - не только для московских зрителей. Для самого Шалаева - тоже: это первая его работа в московском театре. В ГИТИСе Шалаев поставил в качестве диплома «Бурю» Шекспира, в Петербурге в театре Комиссаржевской - «Белые ночи» по Достоевскому. И там, и там он показал отличные результаты и, кроме того, любовь к воплощению притчевого сказа и смысла на сцене. Следуя урокам своего учителя и законам Мастерской Бутусова, Шалаев работал над постановкой не только как режиссер, но и как художник. Получилось - и очень даже. В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус - каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия Шишкина, Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков, — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами

Его поставил молодой режиссер, выпускник мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев. Премьера - не только для московских зрителей. Для самого Шалаева - тоже: это первая его работа в московском театре.

В ГИТИСе Шалаев поставил в качестве диплома «Бурю» Шекспира, в Петербурге в театре Комиссаржевской - «Белые ночи» по Достоевскому. И там, и там он показал отличные результаты и, кроме того, любовь к воплощению притчевого сказа и смысла на сцене.

Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK
Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK

Следуя урокам своего учителя и законам Мастерской Бутусова, Шалаев работал над постановкой не только как режиссер, но и как художник. Получилось - и очень даже.

В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус - каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия Шишкина, Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков, — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Может, поэтому иногда нам сложно найти язык с художниками: в мастерской нам пытались воспитать свой собственный глаз,

- замечает Иван Шалаев.

Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK
Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK

С театральным «зрением» у него точно все в порядке. В итоге, говорит режиссер, на своем курсе занял он занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их.

И мне стало нравится сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идем через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому,

- признается Иван.

Именно такое понимание и воплощение света и пространства требует «Старик и море».

Рыбака Сантьяго, которого некогда с восхищением звали El Campeon, «чемпион», а потом просто «старик», теперь с опаской и сожалением называют salao, что означает «совсем невезучий». Ведь он 84 дня подряд возвращается из моря без улова. Рядом с ним - его верный ученик и помощник Манолин, мальчик, единственный, кто верит в то, что Старик необыкновенный.

Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK
Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK

«Невезучая лодка» лишь подогревает интерес к свершениям в ближайшем будущем, предчувствия которых уже витают в воздухе. И вот наконец наступает долгожданный момент – встреча с огромным марлином. И он заставляет рыбака вспомнить, как легко утратить звание чемпиона. И даже вернув его, потерять снова все. Кроме снов, в которых старик видит львов на африканском побережье и себя юного.

«Старик и море» – спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением. Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа,

- говорят в Мастерской.

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», - пишет Хэмингуэй и вслед за ним повторяют актеры. В этом и есть главная идея и повести, и всей самой жизни, что призывает нас держаться всегда, даже тогда, когда держаться больше нету сил. Потому что человека победить нельзя.

В спектакле заняты два актера Мастерской Фоменко – Анатолий Горячев и Владислав Ташбулатов.

«Отдохни хорошенько, маленькая птичка, – сказал он. – А потом лети к берегу и борись, как борется каждый человек, птица или рыба».

– эти слова знали наизусть почти все некогда и многие даже сегодня.

И эти слова остаются сегодня такими же важными и такими же современными, как в тот день, когда старый Хэм поставил последнюю точку в новой повести. Шалаев идеально передал настроение старика, соленый ветер моря, чувство опасности, веру юности и, главное, силу победы.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК