Слушайте, я тут на днях снова наткнулся на старую статью про Фрейда. И знаете, поймал себя на мысли, что мы все его идеи вроде как в деталях не помним, но живем в мире, который он во многом придумал. «Оговорка по Фрейду» — это же уже поговорка, а не научный термин.
В общем, мне захотелось по-простому, без занудства, разобраться что к чему. Ну, вы же знаете: психоанализ, бессознательное, Зигмунд Фрейд. Звучит умно и сложно. А на деле — одна из самых увлекательных и немного безумных теорий о том, что творится у нас в головах. Поехали?
Если честно, что это вообще такое?
Представьте, что ваше сознание — это актер, выхоленный и прилично одетый, который старательно играет роль на сцене. А бессознательное — это сумасшедший суфлер, который сидит в будке и орет ему в ухо какие-то дикие реплики: «Скажи ей это!», «Сбеги!», «Вспомни, как тебя в третьем классе дразнили!».
Актер пытается эти крики как-то облагородить, вплести в приличный диалог, но иногда суфлер перекрикивает. Получается оговорка. Или странный сон. Или ничем не обоснованная симпатия к одному человеку и дикая антипатия к другому.
Психоанализ, если уж совсем грубо, — это когда вы вместе с психологом начинаете подкрадываться к этой самой будке и подслушивать, что же там ваш суфлер бормочет. И главное — почему.
Три штуки, без которых Фрейда не понять
Ладно, теория. Но есть три столпа, на которых все держится. Я бы назвал их «внутренний бардак», «детские тараканы» и «психологическое каминг-аут».
Внутренний бардак, или кто в тебе живет
Фрейд считал, что в нас живут аж три личности. Не в смысле раздвоения, а как бы три постоянных собеседника.
- Оно (Ид). Это ваш внутренний Тарзан. Хочет жрать, спать, размножаться и получать кайф прямо сейчас. Принцип — «хочу и точка». Рациональность, приличия, логика — его враги.
- Я (Эго). Это вы сами, ваш внутренний менеджер. Задача — угодить Тарзану, но так, чтобы его не убили копьем и не посадили в тюрьму. То есть, найти соцприемлемый способ удовлетворить желания. Вечный балансир.
- Сверх-Я (Супер-Эго). А это — голос вашей строгой бабушки, учительницы начальных классов и всех социальных норм вместе взятых. Он только и делает, что говорит: «Нельзя! Стыдно! Ай-яй-яй!».
Жизнь среднего человека — это вечный спор между Тарзаном, менеджером и бабушкой. Устаешь просто от этого.
Детские тараканы, или где мы их подхватили
Фрейд был уверен, что все ключевые косяки закладываются лет до пяти. Он выделил стадии, и звучат они сейчас часто смешно, но в чем-то ведь правда.
- Оральная (до 1.5 лет). Все тащили в рот? Вот. Если младенцу не давали соску или, наоборот, затыкали рот чем попало, вырастает человек с «оральным характером». Это не диагноз, а тип: или вечный курильщик/жующий/болтун, или жутко саркастичный тип, который всех «кусает» словами.
- Анальная (1.5-3 года). Да-да, тот самый горшок. Здесь ребенок впервые сталкивается с понятиями «можно» и «нельзя», «отдай» и «оставь себе». Фиксация здесь рождает либо упрямого скрягу-педанта (все держит при себе), либо полнейшего неряху и транжиру.
- Фаллическая (3-5 лет). Тот самый Эдипов комплекс и комплекс Электры. Ребенок вдруг понимает, что есть папа и мама, и их отношения — это какая-то система. Пройти это нужно, чтобы научиться выстраивать здоровые отношения потом, во взрослой жизни.
Психологическое каминг-аут, или как мы обманываем сами себя
Чтобы не сойти с ума от внутреннего цирка, психика включает защиты. Они гениальны.
- Вытеснение. Просто взяли и забыли неприятное воспоминание. Не специально, а так, что и правда не вспомнить. Оно никуда не делось, просто прячется и делает свои темные дела.
- Проекция. Это когда твои собственные гадкие мысли ты приписываешь другим. «Я его ненавижу? Да нет, это он меня ненавидит!» Классика.
- Рационализация. Подбор красивого оправдания. Не «меня уволили за профнепригодность», а «я ушел с этой душной работы, чтобы найти себя».
- Сублимация. Лучшая защита! Превращаешь деструктивную энергию во что-то крутое. Писал злые комменты в интернете — сел и написал острый пост. Превратил злость в спорт. И так далее.
Как это выглядело на практике?
Представьте себе кабинет. Кушетка. Вы лежите и... говорите. Говорите все, что приходит в голову. Про детство, про сны, про ерунду какую-то. Это метод свободных ассоциаций. Считалось, что если говорить без цензуры, то ниточка сама приведет к чему-то важному.
А еще Фрейд обожал сны. Для него это была «королевская дорога к бессознательному». Все эти образы — не просто бред, а зашифрованное послание от самого себя.
Но самый главный фокус — перенос. Вы, сами того не замечая, начинаете относиться к терапевту как к отцу, матери, бывшему партнеру. И вот, разбирая эти живые, сильные чувства, можно добраться до корня старых проблем.
А сейчас-то это все зачем?
Критикуют его будь здоров. И за сексуализацию всего подряд, и за долгость, и за ненаучность. Во многом — справедливо.
Но лично я вижу его главный вклад в другом. Фрейд первый, кто заставил нас задуматься: а мы точно те, за кого себя принимаем? Он подарил нам сложность. Мы перестали быть просто существами, которые реагируют на стимулы. Мы стали людьми с глубоким, противоречивым и потаенным внутренним миром.
И знаете, после знакомства с его идеями начинаешь чуть менее категорично судить и себя, и других. Потому что понимаешь: у каждого в голове сидит свой собственный сумасшедший суфлер, который орет что-то свое.
Так что, как ни крути, а старина Зигмунд подарил нам целый новый язык для разговора о себе. И это, по-моему, гениально.