⁉️ Уже подписаны на мой Telegram-канал?
Кто снял: Педро Альмодовар
В каком жанре снял: драма
Кого снял в главных ролях: Тильду Суинтон, Джулианну Мур
Премьера в мире: 02 сентября 2024 года
Сколько наснимал: 1 час 47 минут
“Комната по соседству” — драма Альмодовара, удостоенная “Золотого льва” на Венецианском кинофестивале. Фильм снят по мотивам книги Сигрид Нуньес “What Are You Going Through” (“Через что ты проходишь”).
О чём это было
В центре повествования – Ингрид (Джулианна Мур) и Марта (Тильда Суинтон). Когда то они вместе работали в журнале и были близкими подругами, но со временем их пути разошлись. Марта стала военным корреспондентом, и работа полностью поглотила всё её время и жизнь. Ингрид же стала писательницей. Казалось бы, что вновь может свести их вместе, когда практически ничего общего между этими женщинами не осталось, разве что кроме воспоминаний? Эпидемия последнего столетия — рак. У Марты — рак матки третьей стадии, неоперабельный, но поддающийся экспериментальному лечению. Ингрид немедленно решает навестить подругу в больнице, даже не подозревая о том, насколько близки они станут впоследствии.
Чуть подробнее поговорим о героинях
Марта (Тильда Суинтон) — военная журналистка, страдающая от неизлечимой болезни. То экспериментальное лечение ей помогает, но не так эффективно, как этого ждали. Постоянные перемены настроения, проблемы с ЖКТ, подводящая память — те побочные эффекты, с которыми Марте приходится сражаться каждый день. Как человек, побывавший не на одной войне, борьбу с онкологией она также сравнивает с войной. Если выиграешь — отлично, если проиграешь — значит, недостаточно боролся. Марта, в целом, персонаж любопытный. Когда смотришь на нее, слушаешь то, что она говорит, возникает ощущение того, что в своей голове женщина играет роль в фильме о себе самой же. Естественно, пребывая в главной роли. В ней много напускного — драмы, отчаяния, возвышенности, утонченности, начитанности — эти качества были бы отличным дополнением к Марте, если бы не лились из нее через край. Возможно, это побочное действие химиотерапии, но, сдается мне, что такой она была всегда. Человеком, которому до боли нужно быть в постоянном центре внимания, получать восхищенные взгляды и кивки одобрения, обладать теми самыми социальными “лайками”, в которых некоторые люди нуждаются гораздо больше других. Безусловно, Марта — умна, прогрессивна, напориста и знает, чего бы хотела получить от жизни. Когда говоришь с ней (в этом показательны эпизоды бесед с Ингрид, героиней Джулианны Мур), и обладательница рака третьей стадии приводит несокрушимые доводы к тому, что она решилась сделать, и почему ей нужна помощь, создается ощущение, что говорит с тобой не человек с присущими ему слабостями, а с оглушительной скоростью мчится бронепоезд, сметая на пути все возможные аргументы “против”. И всё это тоже вполне себе объяснимо — достаточно вспомнить, кем Марта проработала всю жизнь.
Ингрид (Джулианна Мур) — будто бы другая сторона Марты. Ласковая, эмпатичная, всецело понимающая боли других людей. Бесспорно, умная и амбициозная. Когда-то Ингрид решила, что станет писательницей, и это получилось у нее вполне неплохо. Очередная новая книга пользуется популярностью, автор не успевает раздавать автографы, дни и минуты расписаны поминутно — то одна поездка в Европу, то другая. Жизнь на чемоданах кого-то может и не привлекать, но уж точно не Ингрид. Ей всё это по душе: быть ни к чему и ни к кому не привязанной, жить в свое удовольствие, заниматься любимым делом, уметь быть счастливой и свободной тогда, когда сама этого хочет и считает уместным.
Каков был посыл
“Комната по соседству” — помимо того, что довольно медитативное кино о жизни, смерти, человеческом достоинстве и силе поддержки, еще и мощное высказывание режиссера Педро Альмодовара о праве человека на достойную смерть. В фильме много рассуждений о моральных и юридических вопросах эвтаназии, бесед о “за” и “против”. Наверняка, в мире найдется много противников подобного, ведь, если сильно уйти в вопрос веры, религии и Бога, тут и сказать нечего — Бог дал жизнь, Богу ее и забирать. Но что если посмотреть на ситуацию с другой стороны? Человек прожил достойную жизнь: построил карьеру, самореализовался. Жил “правильно”, не нарушая никаких законов, не мешая остальным, шел своей дорогой, старался принимать правильные решения. Занимался здоровьем: ел здоровую еду, не злоупотреблял алкоголем и наркотиками. Возможно, даже бегал по утрам и не пропустил практически ни одной тренировки. У него здоровое сердце, легкие, сильные мышцы ног и рук. Вполне себе вероятно, что он за всем этим еще и успел родить детей. Правильных детей. Воспитанных, понимающих, что такое хорошо, и что такое плохо. И вдруг — рак. Чем он это заслужил? Если избегать досужих рассуждений о том, что всем дается по силам, что если что то дано — значит нужно достойно это вынести и прочего? А если достойно не получается? Если лечение не работает, и остаток жизни ты будешь вынужден провести в больничной кровати, не имея элементарной возможности самостоятельно сходить в туалет и поесть, не говоря о каких- то более сложных действиях?
Хорошо, не рак. Допустим, автомобильная авария, при которой человек теряет возможность ходить, говорить, действовать самостоятельно, а будет вынужден пролежать еще много лет с торчащими из него трубками?
Хорошо, не авария. Деменция, болезнь Альцгеймера. И еще куча другого, что тянет за собой плачевные последствия заболевания и огромный груз, ложащийся на плечи близких? Почему в этот момент нельзя выбрать возможность самостоятельного ухода? Я специально не лезла изучать вопросы законности, “за” и “против” эвтаназии, хотя уверена, что в ряде стран она разрешена.
Я не говорю о том, что это должно быть допустимо и разрешено повсеместно, нет. В момент рождения никому не должны вручать ту самую таблетку с разрешением воспользоваться ей тогда, когда человек сам посчитает нужным. Это перебор, это самоубийство. Но когда ситуация действительно поворачивается таким образом, что нельзя провести остаток жизни достойно, такой способ ухода просто обязан существовать и быть разрешённым. На мой взгляд, безусловно.
Отсылки к фильмам
Я в “Комнате по соседству” заметила пару любопытных отсылок к другим фильмам. Может это и не было задумано, но увидеть было приятно.
Отсылка 1
В одной из бесед Марты и Ингрид в парке, в которой они обсуждают Вирджинию Вулф — тут можно вспомнить фильм Часы / The Hours (2002) Стивена Долдри, в котором речь шла как раз о Вирджинии, а одну из главных ролей сыграла Джулианна Мур.
Отсылка 2
Беседа Марты и Ингрид в доме за ужином. Марта сообщает Ингрид о том, что у нее в ящике стола припрятаны успокоительные — их можно выпить, если Ингрид устанет от Марты, тогда станет полегче. Это напомнило сюжет фильма Всё ещё Элис / Still Alice (2014) Ричарда Глацера — в нем был эпизод, в котором героиня Джулианны Мур записывала себе, уже больной Альцгеймером, видео, в котором говорила о том, где спрятаны успокоительные, и нужно выпить их все.
Визуально кино отличается яркой цветовой палитрой — в нем очень и очень много ярких цветов, и в одежде, и в интерьере, и даже в природе. Альмодовар умело сочетает тяжелую тематику с юмором и сложными моментами, избегая депрессивного тона, а музыка Альберта Иглесиаса подчеркивает эмоциональную глубину повествования. “Комната по соседству” — фильм о принятии неизбежного, семейных отношениях, дружбе и поддержке, и , конечно же, о праве на достойный уход.
Рейтинг фильма по версии IMDb: 7.0/10
🙏 Поблагодарить автора за работу можно здесь