Когда кино закончилось и на экране пошли титры, я почувствовал, что меня крупно обманули.
Сильные фильмы и слабые фильмы
До "Минотавра" я смотрел несколько советских детективных телесериалов.
"Место встречи изменить нельзя", "Противостояние", "Следствие ведут Знатоки" - шедевры безо всяких разговоров. Я знаю их наизусть и готов пересматривать бесконечное количество раз.
"Профессия - следователь" снят отлично, актёрская игра также на высоте. Но вот к сюжету уже имеются вопросики. Главный герой Борис Антонов часто ведёт себя слишком неторопливо, даже заторможенно, не проявляет должной сообразительности и усидчивости. В сюжете много нестыковок и недосказанных моментов. Например, мы так и не узнали, кто конкретно расправился с Толей Крупаниным. Если главный антагонит Веня Лыкин - каким способом он это сделал?
"Визит к Минотавру" мне не очень понравился, и дело здесь совершенно не в личном отношении, а в объективных фактах, которые я сейчас постараюсь изложить.
Я смотрел этот телесериал около двух месяцев, настолько он казался скучным. В перерывах я посмотрел целых 3 телесериала и 2 полнометражных фильма.
- "Невский" - очень понравился;
- "Слово пацана" - понравился;
- "Хрустальный" - не понравился;
- "Союз спасения" - не понравился;
- "Деревенский детектив" - очень понравился.
И вот когда я всё это посмотрел, только тогда вернулся, наконец, к Минотавру и сумел-таки осилить его до конца.
Давайте препарируем эту картину, с объективной стороны.
Актёрская игра
Уровень довольно средний, и для СССР это удивительная редкость. Даже в неторопливом "Профессия - следователь" все играют блистательно. В "Визите к Минотавру" мне приглянулись Лев Борисов и Михаил Пуговкин. А вот Анна Каменкова, увы, на сей раз вообще никакая.
Сергей Шакуров и Владимир Самойлов сыграли на троечку. В споре Владимира Шарапова-Уварова (Самойлов) и Степана Мельника (Пуговкин) первый явно проиграл. А второй выиграл. Между тем, в сериале про подвиги советской милиции должно быть наоборот. Здесь режиссёр попросту не справился с задачей, из-за чего зритель скорее встаёт на сторону преступника и принимает именно его философию и жизненный подход, нежели философию Владимира Уварова. Который на самом деле Шарапов.
Что же касается главного антагониста Александра Филиппенко, он выглядел хорошо, но как-то слишком жеманно. Уже в первой же серии начинаешь догадываться, кто преступник.
И ещё, я не понял, почему на роль злодея Креста взяли не слишком узнаваемого Александра Яковлева?
Тогда ему должны были дать намного больше экранного времени (как Болтневу в "Противостоянии"). Раскрыть персонажа в полном объёме.
А он не раскрыт вообще. Как Крест пришёл в уголовники? Что у него в прошлом, кроме отсидки за старушку? Какая у него мотивация?
У Креста на экране всего несколько минут. В данном случае, нужно было звать кого-то более популярного, кого зритель бы реально боялся, кто мог бы достоверно изобразить преступника в небольшой отведённый ему временной отрезок.
Ну я не знаю, Леонида Филатова, например. Или кого-то вроде него.
Как в своё время Олег Даль в "Золотой мине". Времени на экране у него немного. Но КАК сыграл этот великий актёр!
Сюжет
В фильме множество сюжетных дыр. К сожалению, формат небольшой статьи на Дзен не позволяет здесь разобрать все, но давайте остановимся на главных.
Итак, в концовке своего романа братья Вайнеры (а с ними и режиссёр Эльдор Уразбаев) соединили целых ТРИ сюжета.
1. Из "Эры милосердия", где Студебеккер с Фоксом сбивает регулировщицу;
2. Из той же "Эры милосердия", где жертвой преступников становится Варя Синичкина. Как вы знаете, этот эпизод из экранизации вырезали;
3. Из "Следствие ведут Знатоки - До третьего выстрела", где в концовке молодой уголовник Виктор Лабазников наносит роковое ранение сотруднице милиции Тоне Зориной, которую играет та же самая Анна Каменкова. Финал там тоже пересняли, судьба героини осталась под вопросом (а в тексте говорится, что её жизнь заканчивается).
Вот это всё вместе и объединили. Тут вам и ДТП, и безвременный уход молодой сотрудницы, и снова Анна Каменкова играет милиционера, которую устраняют. Но нам не показали главного - следователь Елена Нечаева выжила или всё-таки нет?
Идём дальше. Где-то в середине телесериала у Нечаевой и Тихонова начинаются романтические отношения до того, что они даже проводят вместе ночь. А дальше что? Эта линия полностью прерывается, не получая никакого развития. Как будто авторы фильма просто забыли показать, как будут развиваться отношения Станислава Павловича и Елены Сергеевны. Или, наоборот, забыли удалить их совместную ночёвку при финальном монтаже. Если честно, ни в какие ворота.
Действие фильма происходит в 1986 году. Валентину Гафту в это время был 51 год, но выглядел актёр даже несколько моложе. Я бы ему дал лет 47 - 48. Ладно, пусть 51. Скажите, как он мог давать концерт в осаждённом Ленинграде в 7 лет?! Во время просмотра "Визита к Минотавру" этот факт сильно резанул. Уже потом я узнал, что книга Вайнеров, оказывается, написана на 15 лет раньше. Хорошо, ну так нашли бы какого-нибудь более возрастного актёра, которому в 1942 году было бы уже лет 25.
На следователя Тихонова произошло покушение в его собственном подъезде. Крест выстрелил (по-моему, дважды) и убежал. На месте преступления остались пули и гильзы. Экспертиза где? Найти Креста по оружию было бы значительно легче. Этот момент вообще никак не раскрыт, как будто эксперты не работали с пулями. Очень сильное упущение авторов фильма.
Я привёл только несколько примеров, но таких "лакун" в телесериале множество.
Монтаж
На мой вкус, линию со Страдивари следовало бы вырезать. Она очень сильно утяжеляет восприятие фильма, буквально топит его. Почему Страдивари играет тот же актёр, что и следователя Тихонова - Сергей Шакуров? Такой приём уместен в гениальной "Собаке Баскервилей", поскольку сэр Хьюго - предок Стэплтона. А в "Визите к Минотавру" данный ход к чему? Антонио Страдивари родственник Тихонова что ли?
После удаления сюжета про Страдивари, остальной материал нужно было перемонтировать, сократив до двух часов. И вот тогда кино бы смотрелось. Его и в кинотеатрах можно было бы показывать. Основная беда картины - она слишком затянута. Вот возьмем, к примеру, сцену приезда Мельника в следственный комитет.
Скажем, в "Невском", если на экране показывают, что преступника куда-то везут, значит непременно либо с ним что-то случится в дороге, либо кто-то попытается его отбить. А в "Визите к Минотавру" какую конкретно смысловую нагрузку несёт данный план? Плёнку освоить? Добить до нужного хронометража?
И таких кусочков влеплено в фильм не один десяток.
Он просто очень плохо смонтирован.
Вспоминаются "Джентельмены удачи" с их ИДЕАЛЬНЫМ монтажом или "Следствие ведут Знатоки" с очень хорошим.
Слабенький фильм
О том, что фильм "Визит к Минотавру" слабенький, ярко говорит, к примеру, такой ход. В квартире у скрипача Льва Полякова на стене висит картина. К сожалению, мне не удалось точно найти, что это за полотно, но надеюсь, вы сейчас подскажете.
После демонстрации картины, нам показывают её отражение в советской Москве 1987 года.
Приём не нов. Он напрямую взят у Тарковского из его "Зеркала", где присутствует визуальный ряд, снятый со знаменитой картины Питера Брейгеля "Охотники на снегу".
Вот только у Тарковского самой картины Брейгеля в фильме нет. Как нет её и у Андрея Звягинцева в "Нелюбви". Там также присутствует визуальный ряд из "Охотников", и он имеет совершенно конкретный смысл - участники поискового отряда Лиза Алерт ищут пропавшего мальчика Алёшу.
Эти 2 фильма ("Зеркало" и "Нелюбовь") сделаны для умных зрителей.
А Эльдор Уразбаев сначала демонстрирует нам древнюю картину, а затем - ту же самую картину в современной ему Москве, то есть буквально всё разжёвывает и в рот кладёт. Ход довольно низкохудожественный.
Вам нравится фильм "Визит к Минотавру"? Если да, пишите, чем именно. Надеюсь, что в комментариях возникнет уважительная, аргументированная дискуссия. Я ведь старался излагать свои мысли предельно взвешенно и корректно.
Добавлю, что сегодня я постарался сделать умный авторский разбор интересного фильма. Если текст будет много негатива, возвращаюсь к актёрским подборкам вроде "В каком возрасте были актёры "Девчат", когда снимали фильм". И вам приятнее, и мне спокойнее.