Захоронен Иван Яковлевич Корейша, этот знаменитый юродивый 19 века на погосте возле храма Ильи пророка в Черкизово.
Первое упоминание о селе Черкизово относится еще к 14 веку, названое по имени владельца боярина Андрея Серкизова , сына татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана. Андрей Иванович Серкизов, будучи Коломенским воеводой,погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле.
Храм же в селе построил уже следующий владелец Илья Озаков. Он тоже был выходец из Золотой Орды , добровольно принявши православие .Построил он каменный храм в честь своего небесного покровителя Илии пророка.
В 60-ых годах 14-ого столетия Илья Озаков продает свое имение святителю Алексию, Московскому митрополиту , который приобретает Черкизово на "свое сребрецо", то есть келейные деньги. По завещанию Алексия Черкизово было передано Чудову монастырю в Кремле и стало вотчиной монастырской.
В середине 18-ого века храм становится приходским, вокруг него формируется погост, который является в настоящее время самым древним кладбищем Москвы. Храм красиво смотрится со стороны прудов
Главный вход на территорию храма .Справа, напротив церковного киоска, видна уже ограда могилы Корейши.
Единственное знаменитое здесь захоронение - юродивого Ивана Яковлевича Корейши . Оно сразу справа от главного входа .
Вот такое богатое оформление могилы: мрамор и кованое железо, сверху шатер.
Внутри чисто как в храме, даже есть икона Василия Блаженного ( по-моему именно его: было неловко долго стоять и фоткать , так как сзади была небольшая очередь зайти и поставить свечку).
Рядом с иконой краткая биографическая справка Корейши . Она гласит следующее. Ниже я привожу полный текст биографии, перемежая его фото окрестностей.
"Родился Иван Яковлевич Корейша (а по некоторым источникам Корейш) в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября по старому стилю) 1783 года. При крещении был наречен Иоанном в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он был третьим сыном священника села Инькова Поречского уезда Смоленской губернии Якова Корейши, поступившего в духовное звание из дворян.
Сначала учился Иван Яковлевич в Смоленской семинарии, затем в духовной академии. Окончив курс и не пожелав принять сан священника, он был определен учителем в Смоленское духовное училище. С юности искал он уединения, изучал Священное Писание, любил духовные книги.
Послужив некоторое время на преподавательском поприще, Иван Яковлевич оставил звание учителя как отвлекающее его от духовных занятий и стал ходить по богомольям с целью поклонения русским святыням. Побывал в Соловецком монастыре, в Киеве, в Ниловой пустыни у преподобного Нила Столобенского. Нилова пустынь всегда славилась чудесами от нетленных мощей преподобного Нила, а в XVIII веке была одной из самых посещаемых в мире. Святая обитель являлась хранительницей высоких духовно-нравственных традиций. В течение трех лет Иван Яковлевич трудился вместе с братией, исправно исполнял все возлагаемые на него послушания, но неожиданно тяжело заболел. Когда по его просьбе больного поднесли к раке с мощами Нила Столобенского, то он сразу же получил исцеление. Помогли глубокая вера и сила молитв к этому святому.
Возблагодарив преподобного Нила за чудесное исцеление, Иван Яковлевич решился покинуть мир. По возвращении в Смоленск он вновь приступил к своей преподавательской деятельности, но вскоре жизнь в кругу людей и мирская суета стали ему в тягость и он предпочел оставить учительство. Но, не желая обидеть своих учеников и их родителей, которые уважали его за честное и добросовестное отношение к своим обязанностям, Иван Яковлевич «притворился как бы помешанным и стал проявлять в действиях своих юродство».
Скоро Корейша нашел средство, которое помогало ему бороться с нарушающими его покой нежеланными гостями: он поселился на огороде в заброшенной бане, налепив на ее наружной стене шокирующее многих объявление. В нем говорилось о том, чтобы все без исключения приходящие к нему люди входили не иначе как ползком на коленях под натянутой веревкой. Понятно, что далеко не каждому удавалось выполнить такое требование. Одних это оскорбляло, другие не хотели рвать и грязнить одежду и потому уходили. А Иван Яковлевич каждое утро начинал с пения псалмов.
В 1817 году разоблаченный им по прозорливости богач выместил на Иване Яковлевиче свою злобу: по его доносу юродивого признали буйно помешанным (с диагнозом «помешался от чрезмерного чтения книг», т.е.
попросту «слишком умный»!) и препроводили в Москву в Преображенскую психиатрическую больницу.
Эта история стала началом его крестного пути. Корейшу заключили в темное подвальное помещение и приковали к стене цепями. Так враг рода человеческого пытался отомстить Ивану Яковлевичу за его чистую жизнь. Больше сорока лет продолжалось его заточение. Но именно благодаря столь печальному факту его биографии, И.Я. Корейшу узнал мир. За советом к нему в сумасшедший дом ехали люди всех сословий и со всей России.
В течение продолжительного пребывания Ивана Яковлевича Корейши в Преображенской больнице ее капитал, благодаря заведенному порядку брать с каждого приходящего по 20 копеек на улучшение быта больных, составил несколько тысяч рублей. Причем с бедных по просьбе Ивана Яковлевича за вход не брали. Между ними он делил все ему приносимое. С богатых тоже денег не брал, но желавшим пожертвовать ему молча указывал на общую кружку.
Доктор Саблер, занявший место старшего врача Преображенской больницы в начале двадцатых годов, разрешил свободный вход к нему в любое время для всех посетителей, которых приходило ежедневно до 60 человек. Стены комнаты Ивана Яковлевича были увешаны иконами, перед которыми стоял посеребренный подсвечник, пожертвованный кем-то из посетителей, так что сама комната была похожа на часовню.
Угоднику Божию заранее был открыт Господом день смерти, поэтому своим посетителям он говорил, чтобы приходили к нему в праздник Воздвижения Креста Господня - 27 сентября (14 сентября по ст. ст.), а это, как оказалось впоследствии, был девятый день после его кончины. Умер Иван Яковлевич 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) 1861 года в день памяти Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Незадолго до этого Иван Яковлевич дважды приобщался Святых Христовых Таин, был соборован и тихо скончался. Из последних его слов многочисленные посетители, его окружавшие, услыхали: «Не плачьте, Ангел надо мною».
Тело раба Божия Иоанна пять дней не хоронили. так как несколько обителей Москвы и Смоленска хотели похоронить его у себя. Братия Покровского монастыря и отец архимандрит рады были предать земле тело И.Я. Корейши и даже приготовили у себя могилу, но высшим церковным начальством было принято другое решение. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), который уважил просьбу родной племянницы почившего, его решили похоронить в Москве, в ограде храма пророка Божия Илии в Черкизове.
Как при жизни Иван Яковлевич привлекал к себе множество людей, так и сейчас на могилу к нему приходят его многочисленные почитатели. Они с благодарностью приносят цветы, молятся. Многие получают помощь и утешение в житейских и семейных нуждах, в скорбях и болезнях, исцеление от различных недугов, в том числе неизлечимых, освобождении от пагубных страстей, включая алкоголизм и наркозависимость".
Все, официальная биография от церкви закончена, далее опять мой текст.
Почему в Черкизово похоронен Корейша? Недалеко, в двух остановках на автобусе , на улице Матросская тишина находится до сих пор та самая психиатрическая больница, в которой содержался Иван Яковлевич.
На фото главный корпус Преображенской психиатрической больницы (1808 г., 1876 г.,1899 г., арх. И.А. Селехов, А.А. Мейнгард, Л.И. Васильев).Сейчас она носит имя В.А. Гиляровского .
Это была первая в Москве специализированная психиатрическая больница. Автором проекта больницы был губернский архитектор Иван Селехов, помощник архитектора Матвея Казакова.При мне туда заехала скорая помощь:
В Преображенской больнице работали несколько выдающихся русских психиатров. Но их известность далеко уступает славе одного из пациентов - юродивого, провидца и предсказателя Ивана Яковлевича Корейши. Он прожил здесь более 40 лет. У стен «доллгауза» собирались толпы желающих узнать свое будущее, в основном женщины, и требовали свидания с Корейшей.
Популярность И.Я.Корейши настолько была велика, что даже писатели не обошли его стороной. Но в основном это конечно в юмористическом ключе.Ссылку на Корейшу можно прочитать у В.А.Островского , Лескова .
Сейчас Корейшу почитают как исцелителя. Молодые и старые идут и просят о наболевшем.
И напоследок еще достопримечательности на Матросской тишине.
Во-первых знаменитый изолятор, который вплотную примыкает к территории больницы. Видно, как здание постепенно надстраивалось вплоть до эксплуатируемой крыши.
Во-вторых, жилые дома начала 1929-ого года в стиле конструктивизма:
Мы с вами прогулялись в окрестностях храма Илии пророка в селе Черкизово , заглянули к Ивану Яковлевичу Корейше и затем посмотрели долггауз, или психиатрическую Преображенскую больницу, в которой прожил около 40 лет Корейша. Надеюсь, информация была для вас интересной.