Найти в Дзене
Географический взгляд

По какому маршруту ехал первый грузовой поезд из России в Иран?

Сначала важно отметить, что история первого грузового поезда из России в иранский сухой порт Априн, по-видимому, стала одним из практических подтверждений работоспособности восточного маршрута международного транспортного коридора «Север — Юг». Детали же этого пути раскрываются постепенно. Так, еще в мае 2025 года Иран запустил новый мультимодальный хаб Априн. Он расположен на пересечении коридоров «Восток — Запад» и «Север — Юг» и, как правило, рассматривается как ключевой элемент для транзита. Интересно, что Априн создавался именно как логистическая точка, способная принимать крупные потоки контейнеров, и сейчас проект уже, можно сказать, выходит на плановые показатели. А вот в этом случае маршрут первого поезда был выбран по восточной ветке коридора. Поезд отправился с полигона Северной железной дороги (900 км к северу от Столицы), проследовал через территорию России, затем через Казахстан, затем Узбекистан и далее Туркменистан, где, фактически, соединился с линией, ведущей к иранск

Сначала важно отметить, что история первого грузового поезда из России в иранский сухой порт Априн, по-видимому, стала одним из практических подтверждений работоспособности восточного маршрута международного транспортного коридора «Север — Юг». Детали же этого пути раскрываются постепенно.

Так, еще в мае 2025 года Иран запустил новый мультимодальный хаб Априн. Он расположен на пересечении коридоров «Восток — Запад» и «Север — Юг» и, как правило, рассматривается как ключевой элемент для транзита. Интересно, что Априн создавался именно как логистическая точка, способная принимать крупные потоки контейнеров, и сейчас проект уже, можно сказать, выходит на плановые показатели.

А вот в этом случае маршрут первого поезда был выбран по восточной ветке коридора. Поезд отправился с полигона Северной железной дороги (900 км к северу от Столицы), проследовал через территорию России, затем через Казахстан, затем Узбекистан и далее Туркменистан, где, фактически, соединился с линией, ведущей к иранскому пограничному переходу Теджен — Серахс. Это прямое железнодорожное направление давно считалось наиболее устойчивым звеном сухопутного сообщения с Ираном. Еще в 2007 году был подписан договор о строительстве обходного участка в регионе, и хотя сроки неоднократно корректировались, маршрут в целом остается стабильным и работает более или менее регулярно.

Тем временем поезд вез 62 сорокафутовых контейнера с сульфатной целлюлозой. Транзит занял 13 дней, что, по правде говоря, для столь протяженного межрегионального коридора выглядит весьма конкурентоспособным. В некотором смысле это стало демонстрацией потенциальной скорости сухопутных поставок между Россией, странами Центральной Азии и Ираном. Между прочим, подобные рейсы обычно рассматриваются как тестовые, но здесь можно сказать, что это была уже полноценная коммерческая перевозка.

Варианты маршрута "Север-Юг" отмечены красным на карте
Варианты маршрута "Север-Юг" отмечены красным на карте

Далее важно отметить, что восточный маршрут — лишь один из трех вариантов, предусмотренных коридором «Север — Юг». Например, транскаспийский путь проходит через порты Астрахань, Оля и Махачкала. К примеру, еще в 2004 году была построена железнодорожная ветка к порту Оля. Западный маршрут ориентирован на направление Астрахань — Махачкала — Самур — Азербайджан, с выходом на строящуюся линию Астара — Решт — Казвин. На самом деле именно западное направление долго считалось главным претендентом на формирование постоянного грузового потока, но сроки его полной готовности сдвинулись к 2028 году.

В любом случае первый поезд, прибывший в Априн, стал частью системной работы «РЖД Логистики» по развитию технологичных сервисов в коридоре. Компания выступает номинированным оператором восточного направления и часто подчеркивает растущий интерес клиентов. Вероятно, именно такие рейсы позволят расширить географию поставок и укрепить транзитный потенциал региона.

Таким образом, маршрут первого грузового поезда из России в Иран прошел полностью по сухопутной восточной ветке через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Теджен — Серахс. Этот путь, по-видимому, становится ключевым. И, надеюсь, его дальнейшее развитие откроет новые логистические возможности на карте Евразии — для стран, путешествий и, конечно, экономики.