Коллеги-родители, продолжаю серию кейсов об использовании нейросетей в учебе. Сегодня — биология. Мой сын изучает предмет по учебнику «Биология. 7 класс» под редакцией В.В. Пасечника, 2025г.
Что минимально можно сделать с помощью, например, Deep Seek:
- составить краткий конспект в табличной форме, чтобы проверить пересказ ребенка;
- составить словарь понятий на основе терминологии учебника;
- составить ответы на вопросы, которые приведены перед параграфом, чтобы обсудить с ребенком;
- составить ответы на вопросы после параграфа, для проверки того, как ребенок понял материал;
Разбираем на основе § 10 «РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА».
Краткий конспект в табличной форме
Определения терминов «Запомните»:
· Эволюция – процесс исторического развития живой природы.
· Палеонтология – наука, изучающая многообразие организмов, существовавших в прошлые геологические эпохи.
· Палеоботаника – раздел палеонтологии, изучающий ископаемые остатки древних растений.
· Риниофиты – первые наземные растения, ставшие родоначальниками более высокоорганизованных групп высших растений (папоротников, хвощей, плаунов). Все вымерли.
Ответы на вопросы «Вспомните»:
1. Какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение?
В настоящее время господствующее положение на Земле занимают покрытосеменные (цветковые) растения.
2. Как изменялся мир растений в процессе исторического развития?
Мир растений изменялся в направлении от простых форм к сложным, от водного образа жизни к наземному, от размножения спорами к размножению семенами.
Ответы на вопросы «Проверьте себя»:
1. На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно?
На основании данных палеонтологии и палеоботаники. Изучение ископаемых остатков и отпечатков в земной коре показывает, что в древних слоях встречаются только остатки водорослей, в более молодых – папоротников и голосеменных, а в самых молодых – покрытосеменных.
2. Где появились первые живые организмы?
Первые живые организмы появились в воде древнего океана.
3. Какое значение имело появление фотосинтеза?
Появление фотосинтеза привело к:
· Возможности создания органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии.
· Накоплению кислорода в атмосфере, что изменило ее состав и позволило развиться более сложным формам жизни.
· Разделению организмов на автотрофов и гетеротрофов.
4. Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?
Переходу способствовали горообразовательные процессы, которые привели к поднятию суши, обмелению и высыханию многих водоёмов.
5. Какими были первые наземные растения?
Первыми наземными растениями были риниофиты.
6. Какие древние растения дали начало папоротниковидным, а какие – голосеменным растениям?
· Папоротниковидным, хвощам и плаунам дали начало риниофиты.
· Голосеменным дали начало древние семенные папоротники (вымершая группа папоротниковидных).
7. Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям перед споровыми? В чём выражается это преимущество?
· Особенности: Наличие цветка и плода, защищающего семена; двойное оплодотворение.
· Преимущество: Надежная защита семян, эффективное привлечение опылителей, разнообразие способов распространения семян (с помощью плодов), что обеспечило широкое расселение и занятие господствующего положения.
Ответы на вопросы «Подумайте!»
Подтверждение: Изменение климата – мощный фактор эволюции. Например, в теплом и влажном климате господствовали споровые растения (папоротники, хвощи), которые образовывали леса. Когда климат стал суше и холоднее, эти леса вымерли, а им на смену пришли более приспособленные к новым условиям голосеменные, а затем и покрытосеменные растения.
Ответы на задания «Моя лаборатория»
Задание: Рассмотрите рисунок 43. Опишите основные этапы развития растительного мира.
Основные этапы развития растительного мира:
1. Зарождение жизни и фотосинтеза: Возникновение первых организмов в воде. Появление фотосинтеза у древних бактерий и водорослей.
2. Водоросли: Господство в воде одноклеточных, а затем и многоклеточных водорослей. Появление полового размножения.
3. Выход на сушу. Риниофиты: Появление первых наземных растений – риниофитов.
4. Высшие споровые растения: Расцвет папоротников, хвощей и плаунов в теплом влажном климате. Образование каменного угля.
5. Семенные растения:
· Голосеменные: Появление семени, независимость оплодотворения от воды. Возникли из-за изменения климата на более сухой.
· Покрытосеменные (Цветковые): Появление цветка и плода. Двойное оплодотворение. Завоевание господства на Земле.
Выделение ключевых этапов:
На мой взгляд,можно выделить три главных переломных этапа:
1. Выход растений на сушу (от водорослей к риниофитам).
2. Возникновение семенных растений (от споровых папоротников к голосеменным).
3. Появление цветка и плода (от голосеменных к покрытосеменным).
Каждый из этих этапов был связан с принципиальными новшествами, которые позволяли растениям осваивать новые среды обитания и более эффективно размножаться.
А вы используете ИИ в учебе? Делитесь опытом в комментариях!
Не забывайте подписываться и ставить лайки!
#нейросети #нейросетидляродителей #нейросетивобразовании