Юсуф Салах ад-Дин аль-Айюби (также известный как Саладин) – самый известный политический лидер мусульман в истории. Он воевал с королями-крестоносцами, среди которых были: король Франции Филипп II Август и король Англии Ричард Львиное Сердце. Несмотря на то, что он создал много проблем христианскому миру, в Европе его образ очень "героизируется". В различных художественных произведениях или даже средневековых хрониках Саладин представляется как благородный враг, ему приписывают идеалы рыцарства, Данте Алигьери в своей "Божественной комедии" видел Юсуфа в Лимбе, вместе с Гомером, Цезарем, Сократом и другими добродетельными нехристианами.
Салах ад-Дин родился в Тикрите в 1137 году. В это время мусульмане Святой Земли (территория примерно между восточным побережьем Средиземного моря и рекой Иордан) были разрозненны как политически, так и духовно. В политическом плане силой, способной объединить Ислам, было государство Зангидов, бывшее частью Сельджукской империи, которая в это время трещала по швам. Имадеддин Занги в 1144 году осадил и захватил Эдессу, что привело к падению одноимённого графства. Позже, в 1146 году после гибели Занги, властвовать станет его сын Нур ад-Дин. В ответ на захват Эдессы был начат Второй Крестовый поход 1147-1149 годов. Этот поход оказался крайне неудачным. Он был плохо спланирован с самого начала, поэтому проблемы возникли ещё на этапе переброски войск в Святую Землю. Но даже когда армии Франции и Германии оказались там, они решили осадить Дамаск, который находился в союзе против их главного противника – Нур ад-Дина. В результате этой неудачной осады Дамаск добровольно перешёл на сторону последнего. В результате Нур ад-Дин только усилил свои позиции в Святой Земле.
Отец Салах ад-Дина, Айюб ибн Шади и дядя Асад ад-Дин Ширкух ибн Шади служили Нур ад-Дину. Ширкух был главным военачальником Нур ад-Дина. Поэтому, когда свергнутый визирь Фатимидского халифата (совр. территории Египта) Шевар ибн Муджир попросил поддержки у Нур ад-Дина, тот отправил в халифат Ширкуха, к которому присоединился и Салах ад-Дин. Так, в 1163 году Юсуф со своим дядей отправляются в Каир, свергают "оккупанта" и возвращают Шевара. Однако последний, вопреки договорённости с Нур ад-Дином, не стал платить ему дань и более того, сговорился с королём Иерусалимским Амори I о сотрудничестве против него. Поэтому в 1167 году Салах ад-Дин и Ширкух вновь вторгаются на территорию Фатимидского халифата. По началу компания идёт хорошо, удаётся выиграть сражение и занять без боя Александрию, так как жители открыли ворота. Однако эта компания заканчивается ничем: после осады Александрии, обороной которой командовал сам Салах ад-Дин, стороны договариваются об освобождении Александрии в обмен на выплаты и амнистию её жителям. Дружба королевства Иерусалим и Фатимидского халифата не продлилась долго, уже в 1168 году Амори I отправил войска в Бильбейс, после чего двинулся на Каир. Тогда уже фатимидский халиф аль-Адид снова обратился к Нур ад-Дину, а тот снова отправил Ширкуха в Египет. В 1169 году он вместе с Салах ад-Дином прибывает в Каир, а незадолго до этого Амори I его покинул, осведомлённый о их приближении. Тогда же Шевара арестовывает и казнит Салах ад-Дин с дозволения халифа. Ширкух занимает должность визиря, но не на долго. Вскоре он умирает, а визирем вместо него становится сам Салах ад-Дин. Новая должность ухудшает его отношения с Нур ад-Дином, а так же добавляет проблем связанных с безопасностью. На Юсуфа организовывается покушение, вслед за провалом которого следует бунт суданской гвардии, который тоже не возымел успеха. В 1171 году умрёт халиф Аль-Адид, а его место займёт Салах ад-Дин. Однако стать халифом он не мог, поскольку был суннитом и подчинялся другому халифу – аль-Мустади из Аббасидов. Поэтому Юсуф стал султаном Египта, фактически прекратив существование Фатимидского халифата шиитов. При этом Аббасидский халиф не имел реальной политической власти, а потому, хоть Салах ад-Дин (как и правители Империи Сельджуков и её осколков) был формально подчинён аль-Мустади, на деле вёл самостоятельную политику. В рамках этой самостоятельной политики у него обострился конфликт с Нур ад-Дином, которому он также был формально подчинён, хотя титул султана Египта уравнивал их политический вес. Разрешила этот конфликт только гибель Нур ад-Дина в 1174 году.
После смерти Нур ад-Дина государство Зангидов досталось его малолетнему сыну – ас-Салиху. Однако началась смута, и он не смог в 11 лет заменить своего отца. Этим воспользовался Салах ад-Дин. Он назвал себя защитником ас-Салиха, после чего начал военную компанию против разрозненных земель Зангидов. Сначала он идёт по Сирии, где города сами открывают перед ним ворота. В Дамаске он объявил себя регентом ас-Салиха и отправился в Алеппо. Осада города шла с 1174 по 1175 годы, завершившись из-за покушения на Салах ад-Дина со стороны ассасинов, лидером которых тогда был Рашид ад-Дин Синан (также известный как Аль-Муалим). Далее начинается война с правителем Мосула, который не признавал Юсуфа своим сюзереном. Параллельно с этим в 1176 году Салах ад-Дин начинает осаждать Масьяф (участие в которой можно принять в игре Assassin's Creed: Revelations). Осада длилась не долго, а после неё Салах ад-Дин договорился с Аль-Муалимом о прекращении вражды. Окончательно объединить регион Юсуф смог только в 1183 году, спустя 2 года после смерти ас-Салиха.
После фактического объединения Ислама на Святой Земле главными противниками Салах ад-Дина стали рыцари-крестоносцы. Самым неприятным из таких был Рено де Шатильон, который ещё с 1181 года (смерти ас-Салиха) начал всячески провоцировать Юсуфа. Рено хотел ограбить священный город мусульман – Мекку. Надо сказать, что его планы на Мекку и, находящуюся там святыню Кааба, были, мягко говоря, дерзкими. Салах ад-Дин даже желал отомстить Рено за оскорбление своей веры. В 1187 году Юсуф объявляет джихад, собирая армию мусульман со всех земель, подконтрольных ему. Вторым по важности событием этого похода стала битва при Хаттине, где Салах ад-Дин разгромил войска крестоносцев. Итогами этой битвы стало пленение множества влиятельных крестоносцев, разгром их войска и захват Истинного креста. После этой битвы многим было предложено обратиться в ислам или быть казненным. Среди тех, кто получил это предложение был и Рено де Шатильон, который, естественно, остался христианином. После этой битвы города сдавались Салах ад-Дину один за другим. Тут берёт начало добродетель Юсуфа, которой позже будут восхищаться в Европе. Он занимал города, но не устраивал там резни христиан, лишь устанавливая относительно мирно свою власть и отпуская (порой без выкупа) пленников. Иерусалим сдаётся Салах ад-Дину также без боя, а потому его взятие обходится без кровопролитий и разрушений христианских святынь. За христианское же население требуют выкуп в размере: 10 динар за мужчину, 5 за женщину и 2 за ребёнка, при этом сам Юсуф выкупает большое количество людей.
Новости о падении Иерусалима в Европе восприняли весьма радикально. Был начат Третий Крестовый поход за предводительством Фридриха Барбароссы (умершего не дойдя до Святой Земли), Ричарда Львиное Сердце и Филиппа Августа. Третий Крестовый поход шёл с 1189 по 1192 годы. Самым важным его событием стала осада Аккры 1189-1191 годов. Салах ад-Дин не смог удержать Аккру. После взятия города у Ричарда I появилось большое число пленников, которых тот планировал обменять на пленников Салах ад-Дина. Сделка сорвалась, что обернулось казнью всех пленных из гарнизона Аккры. После осады Аккры Филипп Август покинул Ричарда и уехал со Святой Земли. Английский король пытался вернуть Иерусалим, однако так и не смог этого сделать. Этот Крестовый поход был удачнее предыдущего. По его итогам христианам разрешили совершать паломничество в Иерусалим, а также вернули некоторые территории под контроль королей-крестоносцев. Однако события после осады Аккры сложились в пользу Салах ад-Дина, а поэтому назвать этот поход успешным не получится. Затем Юсуф отправляется в Дамаск, где завещает после его смерти раздать имущество бедным и похоронить его без роскоши. Умрёт великий полководец в 1193 году.
За время своего правления Салах ад-Дин аль-Айюби успел объединить Ислам на Святой Земле, вернуть Иерусалим, разбить армии королей-крестоносцев и запомниться своим врагам в качестве "рыцаря Востока" и человека которому было не стыдно проиграть в битве.