Поскольку лунную аферу я разбираю с точки зрения кинооператора и показываю, что всё пребывание астронавтов на Луне снято в павильоне методом комбинированных кадров, то мне, как бы в противовес, недавно привели высказывание кинематографиста из Великобритании, Ховарда Берри, который, в отличие от меня, считает, что лунные кадры, и в частности, прямой эфир с Луны, невозможно подделать в студии.
Я прочитал эти неубедительные доводы Ховарда Берри (написанные им ещё в 2019 году, к 50-летию лунной аферы), и понял, что он даже не видел сам предмет обсуждения – не видел записей так называемых прямых репортажей с Луны. Статья, написанная им под диктовку НАСА – всего лишь попытка забросать обычного читателя некими техническими терминами и саркастическими фразами - и тем самым создать видимость доказательства. Но никакого доказательства в его фразах нет вообще.
Берри признаётся, что он не специалист в области космических полётов и он не инженер. Он - кинорежиссёр и лектор. Но, не являясь инженером, он почему-то заявляет: «я могу с уверенностью сказать, что отснятый материал было невозможно подделать».
Месяц назад у нас была статья про этого Х.Берри, где я показал, что он не разбирается в кинотехнике и не понимает, что полнометражный фильм, снятый на кинопленку, можно показать по телевизору целиком, без пауз.
А сейчас мы разберём его тезис о том, что в репортаже с Луны (речь идёт об "Аполлоне-11") якобы нет никаких склеек, что весь прямой эфир, все 143 минуты, сняты одним непрерывным планом телекамерой. По-видимому, Берри вообще не смотрел кадры прямого эфира, раз пишет фразы, не соответствующие действительности.
На самом деле весь репортаж с «Луны» состоит из небольших кусочков и сплошных склеек. И это при том, что съёмка (согласно легенде НАСА) производилась одной-единственной телекамерой без перерыва. Однако склеек там более, чем достаточно.
Выход первого астронавта на поверхность Луны фактически канонизирован. Все действия с момента включения телекамеры и до выключения её через 2,5 часа, описаны с точностью до секунды, внесены в космическую Библию, и текст изменению не подлежит.
В тот час, 21 июля 1969 года, когда по легенде НАСА, астронавты ступили на лунную поверхность, Луна находилась над Тихим океаном, и сигнал с Луны принимали радиотелескопы Паркс и Ханисакл Крик в Австралии и радиотелескоп на станции Голдстоун в Калифорнии (США). Советский Союз принимать сигналы никак не мог, поскольку для радиотелескопа, находящегося в Крыму, на другой стороне Земли, Луна была не видна, она находилась ниже линии горизонта.
- Глава первая. Стих первый. Ноль секунд – начало прямой трансляции с Луны, сигнал принимает радиотелескоп в Калифорнии. Изображение вверх ногами.
- Стих второй. 27 секунд. Изображение перевернулось, стало ногами вниз, но слишком тёмным.
- Стих третий. 1 минута 39 секунд. Хьюстон переключился на радиотелескоп из Австралии. Изображение стало светлым.
- Стих четвёртый. 2 минуты 20 секунд. Армстронг ступает на поверхность Луны.
5. Стих пятый. 4 минуты 42 секунды. Переключение на комплекс дальней космической связи Голдстоун в Калифорнии ( Goldstone Deep Space, GDS). Изображение негативное.
6. Стих шестой. 5 минут 36 секунд. Хьюстон переключается назад в Ханисакл Крик (HSK, Австралия).
7. Стих седьмой. 6 минут 49 секунд. Хьюстон переключается на Калифорнию.
8. Стих восьмой. 8 минут 51 секунда. Вновь переключение на станцию Паркс (PKS) в Австралии.
Конечно, НАСА как-то объясняет, почему при съёмке единственной камерой изображение так часто меняет то крупность, то яркость, то вдруг превращается в негатив, а начало прямого эфира так вообще – вверх ногами. Что было после начала прямого эфира, я процитирую по статье с хабра:
Когда на «Аполлоне-11» включили предохранитель ТВ-сигнала, исходный сигнал включили со станции Голдстоун. И он был вверх тормашками! Персонал просто забыл, что камера на лунном модуле лежит вверх ногами, и им надо включить специальный инвертер. Тридцать секунд операторы в Хьюстоне ждали, пока Голдстоун сообразит переключить один тумблер, но, не дождавшись, перевернули изображение уже у себя.
Затем операторы, согласно НАСА, выбирая лучший вариант показа, переключали вещание с одной станции на другую.
Попробуем посчитать, сколько же планов и “склеек” было в прямом репортаже, как его показал американский канал CBS. За “ноль” по времени принято самое начало прямой трансляции.
1. 00:00 – Начало трансляции, изображение перевёрнуто вверх ногами. Согласно легенде НАСА, сигнал принимает Калифорния, Голдстоун (США).
Начало "прямого эфира" было вверх ногами
2. 00:28 – Склейка. Изображение перевернули (изображение тёмное).
3. 01:39 – Склейка. Изображение стало светлым. НАСА объясняет это тем, что переключились на сигнал радиотелескопа Ханисакл Крик из Австралии. При этом мы отчетливо замечаем в этот момент "артефакты" - полосы вместо изображения, которых Ховард Берри почему-то не увидел.
4. 04:42 – Склейка. Переключили на негативное изображение (Согласно НАСА, это сигнал из Голдстоуна, Калифорния). Целую минуту мы видим только негатив.
5. 05:37 – Склейка. Появилось позитивное изображение.
6. 06:50 – Склейка. Изображение стало темнее.
Появляются разводы.
7. 08:52 – Склейка. Изображение было тёмным, стало светлым. Изменился масштаб (!).
8. 26:11 – Склейка. Изображение перевернулось вверх ногами. Якобы за долю секунды телекамеру сняли с лунного модуля и повернули ручкой вниз, укрепив на выносном штативе. Изображение вверх ногами.
9. 26:37 – Склейка. Изображение повернулось на 180 градусов.
10. 29:09 – Склейка. Необъяснимая засветка всего кадра. Темнота на 11 секунд. И вновь засветка. Опять темнота.
11. 29:30 - Склейка. Выход из затемнения. Изменилась крупность.
12. 33:04 – Камера качается. Изображение то пропадает, то появляется.
13. 33:25 – В кадре только ноги (вверх ногами).
14. 33:35 – Темнота. Начало "лунной прогулки" с камерой в руках. Видно только нерезкое размытое пятно в перемодуляции. Это колышащееся пятно мы видим в течение 2-х с половиной минут.
15. 36:30 – Появляется нечто похожее на лунный модуль. Увод кадра на бессмысленное световое пятно. 3 минуты мы видим опять только размытое пятно.
16. 41:00 – Телекамера перестала болтаться. Общий план.
17. 43:05. Кадры поползли снизу вверх.
Склейка. Появилась шкала тонов от чёрного до белого. Откуда на Луне взялась эта шкала? Более чем на 10 секунд пропал звук.
В кадре появляется синее поле.
Затем цветные артефакты по краям:
18. 43:10 – Изображение после нескольких миганий восстанавливается, затем из светлого становится тёмным. Начинается установка флага.
Кто-то бегает и перекрывает камеру.
19. 0:53:26 Начинается разговор с Президентом Никсоном. Хотя на камере стоит дискретная оптика с фиксированным фокусным расстоянием, тем не менее, с помощью зума (откуда он взялся?) изменяют масштаб, немного отъезжают, чтобы второй актёр, изображающий астронавта, вошёл в кадр.
20. 0:55:29 Появляются артефакты и исчезают: то кадр не в рамку, то вертикальные помехи.
21. 0:56:03 Опять не в рамку.
22. 1:01:35. Что-то высветлилось, потом пропало.
23. 1:04:25
24. 1:09:16
25. 1:15:22
26 1:20:31
27. 1:34:22 Разнообразные полосы в течение 10 секунд.
28. 1:43:23 – Склейка. 19 тёмных кадров с помехами.
Появилось изображение. Оно стало светлее.
29. 1:54:43 Помехи. Ничего не видно, кроме горизонтальных полос. Появляется изображение.
30. 2:01:01 – Опять помехи. Изображение восстанавливается.
31. 2:01:30 – Опять помехи. Изображение восстанавливается.
32. Через минуту – опять помехи.
33. 2:18:23 – Проходит 16 минут и опять – помехи.
34. 2:19:38 – Через 3 минуты снова появляются помехи.
Весь "прямой репортаж" сопровождается то и дело возникающими артефактами – помехами, засветками, затемнениями, искажениями кадра, появлением межкадровой черты, нарушением трекинга по нижней части кадра и т.п. - их очень много, но автор статьи об этом даже и не знает.
Если применить это к фильму ... продолжительностью 143 минуты (именно столько длится видео с «Аполлона-11»), то потребуется шесть с половиной бобин.
Затем их нужно было бы соединить. Стыки, перенос негативов и печать — а также, возможно, зернистость, пылинки, волоски или царапины — мгновенно выдали бы подделку. Ни один из этих артефактов не присутствует, а значит, фильм был снят не на плёнку. -
так пишет Берри.
Мы насчитал более 30 мест, где есть или могут быть склейки, а вот автор не увидел ни одной. Наверное, он даже и не смотрел запись прямого репортажа “Аполлона-11”. Наверное, ему не хватило терпения и выдержки, или жаль было тратить два c половиной часа своего времени на просмотр утомительных мутных видеокартинок, где с трудом можно найти людей в скафандрах. Скорее всего, он подписал, не глядя, статью, написанную кем-то в НАСА.
Мы его понимаем: смотреть 2,5 часа на размытые световые пятна и на еле передвигающихся карликов невыносимо тяжело.
Вот и ссылка на "прямой эфир с Луны", как его показал телеканал CBS. Вместе с кадрами имитации посадки корабля (съёмка макетов в павильоне) и кадрами из симулятора в павильоне (где показано начало выхода) общая длительность репортажа составляет 2 часа 42 минуты (162 мин). Через 20 мин 30 сек после начала видеоролика показано, как в симуляторе откидывается боковая панель, на которой укреплена видеокамера, и в 22 мин 09 сек начинается непосредственно сам "прямой эфир с Луны". Смотрите и получайте удовольствие. Надеюсь, что через 2 часа просмотра вы догадаетесь, почему зритель США больше не захотел смотреть "прямые эфиры с Луны" следующих "экспедиций".
Надеюсь вы обнаружите и без моей подсказки "визуальные артефакты" (их там немеренное количество), которых не заметил Ховард Берри. Говорить с его стороны, что в записи нет артефактов и склеек - это больше, чем глупость. Это фальсификация.
Хотя я допускаю, что Берри может и не на столько глуп, а просто посмотрел современную версию "прямого эфира", отреставрированную, обработанную нейросетями, тщательно вылизанную и, возможно, раскрашенную.
Хотя, в 2019 году, когда появилась его статья, активного применения нейросетей ещё не было. Что же он тогда смотрел в отличие от меня, какой "прямой эфир"?
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!