Когда бывший парк Пионеров ( позже Детский парк) в Курске обнесли оградой и закрыли на реконструкцию, думаю, у многих курян (и у меня в том числе) защемило сердце. Любая перестройка связана с потерями. Мы испугались, что такие знакомые нам с детства статуи - зверюшки, сказочные персонажи, пионеры, после обновления парка не вернутся на свои места. Но обошлось!
Конечно же, вымостили дорожки плиткой - это самая любимая курская "народная забава". Обновили освещение. Оборудовали две детские площадки, стадион. Установили большой экран, и организовали места перед ним.
В начале парка расположили стенд с историей парка.
Что ещё порадовало. Восстановили фигуры пионеров при входе, утраченные давным-давно; а главное, вернули старое название парка. За что отдельное спасибо.
Иду по центральной аллее и встречаю абсолютное новшество: Колобка, похожего на большой смайлик. Автор сего изделия: Василий Церетели - внук Зураба Церетели. Ну вот, и Курск приобщился к большому искусству!
Он сюда "прикатился" от ног памятника сидящему В.И. Ленину. Смешно получилось: "Я от бабушки ушёл, я от дедушки (Ленина) ушёл..."
Колобок-то здесь почему? Пришлось вернуться ко входу в парк с информационными стендами, и там нашлось объяснение. Оказывается Колобок имеет курские корни. Стыдно признать, я этого не знала. Курянка Екатерина Алексеевна Авдеева (1789-1865 гг.) - первая познакомила читающую Россию с этим всем известным персонажем народной сказки. И не только с ним.
Её девичья фамилия: Полевая. Родилась она в нашем городе в семье курского купца А.Е. Полевого. Потом семья переехала в Иркутск. В Сибири родились её младшие братья: Ксенофонт и Николай - впоследствии тоже литераторы. В Сибири семья прожила долго. Поэтому, наверное, первая изданная книга Е.А. Авдеевой-Полевой называется "Записки и замечания о Сибири" (1837 год).
Но Екатерина Алексеевна в Курск возвращалась ещё, так что курская жизнь ей хорошо знакома. Вторая книга "Записки о старом и новом русском быте" (1842 год) для нас, курян, особенно интересна. В неё входит семь этнографических статей. И среди них "Воспоминания о Курске". Это оттуда взяты цитаты: " Курск можно назвать садом России, откуда везут плоды в Москву, Петербург, Одессу... Трудно поверить дешевизне плодов... Что считается роскошью в столицах и требует издержек и трудов, в Курске вещь самая обыкновенная: это цветоводство. Многие цветы, бывши однажды посажены, растут, не требуя никакого присмотра..."
Потом ею были собраны и оформлены народные сказки. Какие из них курские, а какие сибирские, трудно сказать.
Но широкая известность пришла всё же к Е.А. Авдеевой-Полевой после издания её кулинарной книги.
Стала читать о семье курских купцов Полевых ещё и, между прочим, наткнулась на сведения, что отец Е.А. Авдеевой курянин Алексей Полевой после переезда в Иркутск основал первую фаянсовую фабрику в Восточной Сибири. После слов "фаянсовая фабрика" я сделала стойку, как собака, взявшая след. Знаю только одно фарфоровое предприятие в тех местах: Хайтинская фабрика фарфора. Но оно как-то ассоциировалось у меня с династией Переваловых, местных жителей. Неужели выходец из Курска умудрился приложить руку к фаянсовому производству? С удивлением узнала, что курский купец, и правда, стоял у истоков Хайтинского фарфора. Если коротко, дело было так.
1. Первыми были братья Курсины, которые разведали запасы белой глины. Хотели её применить, но уехали работать на Императорский фарфоровый завод. Это было аж в 1800-м году.
2. Далее обычно пишут, что в 1805-1807 годах "иркутский купец Алексей Евсеевич Полевой устроил собственную фарфоро-фаянсовую фабрику". Но мы-то уже знаем, что он - курянин, а в Иркутске работал вместе с предприимчивым купцом Григорием Ивановичем Шелиховым (тоже интереснейшая личность и тоже наш земляк) - они стояли у истоков организации Российско-Американской торгово-промысловой компании. В Иркутске А. Полевой числился иногородним купцом 2-й гильдии. Он приобрёл загородный дом с участком под Иркутском на реке Ушаковка. И в 1807-м году организовал фаянсовое производство прямо на территории своей усадьбы.
3. Но дело шло плохо. И в 1811-м году производство и усадьба были отданы за долги купцу Солдатову.
4. У Солдатова фабрику купил купец Сыропятов.
5. А вот ему сырьё - белую глину, доставляли крестьяне Переваловы из деревни Узкий Луг. А так как и у Сыропятова дела шли неважно, он им сильно задолжал. И фабрику пришлось отдать за долги братьям Переваловым. Во как!
6. Далее начинается известная история Хайтинского ФЗ. Правда, Переваловы перенесли фабрику из бывшей усадьбы А. Полевого в другое место - поближе к месторождению белой глины, на речку Хайтинку, пос. Мишелёвка, Иркутской области. Что и обеспечило, видимо, им успех. И обычно датой образования Хайтинского ФЗ называют 1869-й год.
Но тем не менее это совместный последовательный труд всех предыдущих владельцев (в том числе и нашего земляка) легли в основу сибирского фаянса и фарфора. Кстати, изделия Хайтинского ФЗ очень даже неплохи: фарфор белый, тонкий, а рисунок чаще всего имеет неповторимый местный колорит.
Вот так у меня всегда. Начала с обновлённого парка Пионеров в Курске и "Колобка", а "прикатилась" к Хайтинскому ФЗ.