Найти в Дзене
Pop Heaven

Божественное вмешательство: Rosalía – Lux

Испанская музыка редко появляется в моём блоге, но пройти мимо Розалии невозможно. Она уже стала самой успешной местной артисткой в Испании, а её второй альбом попал в список лучших альбомов Rolling Stone. Свою карьеру она начинала с популяризации фламенко, которое она смешивала с поп-музыкой и хип-хопом, потом перешла к рэггетону, а теперь неожиданно представляет роскошный и более классический Lux.

Эта пластинка должна стать синонимом изобилия: Розалии аккомпанирует Лондонский симфонический оркестр, поёт она на тринадцати языках, включая японский, латинский и украинский, и с иностранными текстами ей помогали работать Justice и Шарлотта Генсбур. Здесь нет ни одного момента, в котором артистка сдерживала себя, и на фоне современной одержимости минимализмом и излишней стилизацией это пышное барокко очень выделяется.

После прослушивания у меня сложился образ галереи в королевском дворце где-нибудь в Италии или Испании, украшенной золочёнными рельефами, картинами и фресками с библейскими сюжетами – всем, что любили собирать богачи лет триста назад, чтобы показать свой статус и образование. Но теперь этот дворец стал музеем, и в этой галерее выставляют современное искусство, лаконичное и простое: белые квадраты на холстах, в которых посетитель сам должен увидеть смысл.

Это сокрытие смысла на фоне очевидной роскоши получилось на альбоме из-за текста на множестве языков. Невозможно понять всё, о чём поётся, а значит, у артистки не было задумки, что мы обязательно должны её понимать – вместо этого лучше чувствовать и позволять музыке направлять себя.

В этой же воображаемой галерее я увидел преемственность в искусстве: инструменты и техники меняются, но идеи остаются всё теми же. На Lux снова встречаются вечные темы божественного и земного, и Розалия говорит об отношения с Богом и отношениях романтических. Например, о своём бывшем на La Perla.

И речь совсем не о той преемственности в современной музыке, которую мы привыкли слышать, когда артисты берут сэмплы из клубных хитов 90-х, ретро-синты из 80-х, или пытаются изобразить диско 70-х и фолк-рок 60-х. Розалия не ищет самую удачную поп-формулу в ностальгии, чтобы гарантировать коммерческий успех.

Единственным поп-хитом на альбоме можно назвать Berghain, и даже он вызывает ассоциации совсем не с классикой рока и поп-музыки, а с оперой, Вивальди и в конце немного с Каньё Уэстом. Каждый куплет поётся на своём языке, в своём темпе и в своей октаве, но их связывает цепляющий хук, спетый хором. Песня разбавила хит-парады и на несколько дней даже задержалась в десятке самых популярных треков мира на спотифае – первое такое достижение и для Бьорк и для Ива Тумора. Учитывая, что в англоязычных странах ничего на чужих языках не принято слушать, это очень большое достижение, и возможно даже «божественное вмешательство», как утверждает Бьорк в своей секции.

Среди более классических треков вступление Sexo, Violencia y Llantas, божественная Mio Cristo Piange Diamanti или Sauvignon Blanc с шикарным развитием.

Поп-элементы встречаются достаточно часто, чтобы не оставалось сомнения, что Розалия всё ещё поп-артист. Но эти элементы никогда не кажутся основными, а лишь добавляют актуальности вечным формам и темам. Например, на Reliquia с неожиданным всплеском инородной перкуссии в конце, или совсем не хрупкая Porcelana с самыми агрессивными синтами на всём альбоме и лёгкими вайбами трэпа.

Послушать альбом на ютубе | споти | apple music

Lux звучит дорого, но блеск и помпезность не затмевают саму артистку, и со всеми величественными классическими элементами ей удаётся быть не претенциозной, а страстной и искренней.

Это тот альбом, который я буду заставлять слушать всех своих комментаторов с жалобами, что сейчас не записывают хорошую музыку и новое поколение уже деградировало. Правда, они и тут найдут, на что пожаловаться, в отличие от мировых критиков, которые щедро поставили 98/100 и поместили альбом в тройку самых лучших релизов в истории metacritiс. Не буду от них отбиваться и поставлю 5/5.

-2

______________________

Читайте также на моём канале:

______________________

Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!