Найти в Дзене

Снял дверь с петель в комнате сына-подростка

Пётр был уверен: его метод воспитания — самый действенный. Когда его 15-летний сын Максим начал закрываться в своей комнате, отец воспринял это как личное оскорбление. — Максим! Опять закрылся? Что ты там прячешь от отца? — стучит отец в дверь сына. — Пап, я просто хочу побыть один. — Ты там и так один! Закрываться зачем? Что-то запрещённое там делаешь? Скрываешь что-то? В другой ситуации Максим хлопнул дверью и щёлкнул замком в момент, когда отец отчитывал его за беспорядок в комнате: — Если тебе не нравится, то и не заходи сюда! В один прекрасный день, вооружившись инструментами, Пётр снял дверь с петель. «Вот так! Теперь посмотрим, что ты будешь делать!» — торжествующе объявил он, демонстрируя своё «достижение» жене. О своём педагогическом методе мужчина с гордостью рассказывал друзьям, поделился им и на родительском собрании. Он правда поверил в то, что поступает правильно. Разумеется, это никак не помогло ни в утверждении власти отца, ни в укреплении их взаимоотношений с сыном. М
Оглавление

История одного «педагогического подвига»

Пётр был уверен: его метод воспитания — самый действенный. Когда его 15-летний сын Максим начал закрываться в своей комнате, отец воспринял это как личное оскорбление.

— Максим! Опять закрылся? Что ты там прячешь от отца? — стучит отец в дверь сына.

— Пап, я просто хочу побыть один.

— Ты там и так один! Закрываться зачем? Что-то запрещённое там делаешь? Скрываешь что-то?

В другой ситуации Максим хлопнул дверью и щёлкнул замком в момент, когда отец отчитывал его за беспорядок в комнате:

— Если тебе не нравится, то и не заходи сюда!

В один прекрасный день, вооружившись инструментами, Пётр снял дверь с петель. «Вот так! Теперь посмотрим, что ты будешь делать!» — торжествующе объявил он, демонстрируя своё «достижение» жене.

О своём педагогическом методе мужчина с гордостью рассказывал друзьям, поделился им и на родительском собрании. Он правда поверил в то, что поступает правильно.

Разумеется, это никак не помогло ни в утверждении власти отца, ни в укреплении их взаимоотношений с сыном. Максим всё чаще стал бывать вне дома, ночевать предпочитал либо у друзей, либо всё с теми же друзьями в заброшке, когда погода позволяла.

Нарушение личных границ и психическое расстройство

— Пока ты живёшь в нашем доме, ты будешь жить по нашим правилам! — так отец заявил 13-летней Кате.

«Жить по правилам» означало что родители могут в любой момент без стука заходить к девочке в комнату, распоряжаться её вещами. Кате было запрещено вешать шторы на окна, чтобы отец, когда выходит на балкон курить, мог заглянуть и убедиться что девочка не делает ничего плохого.

Был ли у Кати иной выбор, кроме как уйти в серьёзное расстройство личности, в мир, где тревоги были настолько сильными, что нарушение границ меркло на их фоне?

Видимо, нет, потому что психопатия не заставила себя долго ждать. Раз уж она не может защитить свои границы физически, она будет делать морально: любая вещь в её комнате стала вызывать у неё страшную тревогу, она перестала пользоваться одеждой, мебелью, письменными принадлежности. Постепенно расстройство распространилось на всю квартиру: посуда, средства гигиены, электроника...

Сейчас Катя проходит курс лечения в психиатрической больнице.

У нас нет выбора

-2

Иногда нарушение границ - это не выбор, а необходимость.

16-летний Филипп жил в двухкомнатной квартире с мамой и бабушкой. Бабушка располагалась в маленькой комнате, мама же с Филиппом занимали комнату побольше.

Не просто так говорят про двух хозяек на кухне, что им не ужиться вместе. Так и в этой семье мама и бабушка постоянно находили возможность поругаться. Филипп же чётко ощущал тревогу, возникающую в момент повышения женских голосов, но ничего не мог с этим поделать.

Финансы семьи не позволяли ни снять другую квартиру, ни расширить имеющуюся. Поэтому Филипп пытался справляться подручными средствами: отделял свою зону занавесками, полками, но ужас, накатывающий на него, когда вся семья была в сборе, никуда не уходил.

Так парень пришёл к обсессивно-компульсивному расстройству, выражавшемуся преимущественно в мытье рук (что свойственно ОКР, возникающему в следствие нарушения личных границ).

Мораль историй

Эти три истории очень похожи. Все они — про нарушение границ. Мы, взрослые, порой забываем вовремя отделиться от ребёнка. Мы не понимаем, что он уже не так сильно нуждается в нас, а все наши попытки до сих пор «менять ему памперс» бессмысленны.

И вот три главных вывода, которые можно сделать, наблюдая подобные ошибки родителей:

  • Гордость не должна стоять выше здравого смысла.
  • Уважение к личным границам — основа здоровых отношений.
  • Иногда признание ошибки — это проявление настоящей силы.

Помните ли вы случаи, когда родители входили в вашу комнату без стука? Как вы на это реагировали?

Как родители относились к вашему желанию побыть наедине с собой? Принимали ли они это?

Были ли у вас вещи или места, которые считались исключительно вашими?