(Прочтите Псалом 105)
«Аллилуия. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Кто изречёт могущество Господа, возвестит все хвалы Его?» (Пс. 105:1, 2).
Ясно, что тема псалма 105 отнюдь не в едкой критике Израиля за грехи, хотя восемь из этих грехов образуют основу песни. Главное — это Божья великая, несравненная, преображающая благодать. Его спасительная благодать ошеломительна для тех, кто видит ее. В этом мире нет ничего подобного ей. Дело в том, что Бог, к которому обращена просьба спасти Израиль, умеет прощать, исправлять и преодолевать вину. «Послужной список» Израиля свидетельствует о том, что народ был скорее кандидатом на уничтожение, нежели на восстановление. Только Бог всяческой благодати мог удовлетворить нужды такого непокорного народа.
В псалме самыми лаконичными средствами рисуется одна из ярчайших и вселяющих больше всего надежды картин неизбывной милости Божьей. В литанию бесконечных поражений Израиля вплетается воспевание атрибутов спасающей природы Бога.
В свете того, о чем псалмопевец молится в данном контексте, — как нам следует понимать Божью благодать?
ВО-ПЕРВЫХ, ЕГО БЛАГОДАТЬ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ВЕСЬ НАШ ГРЕХ
Его благодать, если дать ей волю, может удалить любой грех. Серьезность перечисленных здесь грехов трудно превзойти; отсутствие доверия, идолослужение, блуд, нетерпение, принесение в жертву детей, непокорность — вот только некоторые из них.
ВО-ВТОРЫХ, ЕГО БЛАГОДАТЬ БЕЗУСЛОВНА
Она достаточно сильна, чтобы преодолеть любую трудность; однако чтобы победить наши преступления, Божья благодать должна всегда быть в связке с нашей собственной верой, покаянием и послушанием. Бог не сможет спасти нас, если мы не будем сотрудничать. Спасение всегда бывает «благодатью… через веру» (Еф. 2:8, 9).
Когда народ израильский осознавал свою нужду и начинал молить Бога о милости, «Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их, и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей» (Пс. 105:44, 45). Израильтяне грешили и чувствовали на себе Его тяжелую наказующую длань; но они познали, что, когда они возвращались к Нему в раскаянии, готовые соответствовать Его требованиям, Он всегда протягивал им нежную руку прощения и общения.
В-ТРЕТЬИХ, У ЕГО БЛАГОДАТИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
В псалме это предназначение привязано к ключевому слову «но»: «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Своё» (Пс. 105:8).
Бог не милует нас, просто чтобы миловать грешников. Он искупает народ, чтобы сделать его Своим народом. Он спас нас, чтобы мы могли петь Ему хвалу и служить Ему в соответствии с Его предвечным определением. Псалмопевец молится: «Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твоё, хвалиться Твоей славой» (Пс. 105:47).
Павел пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:4-6).
В-ЧЕТВЕРТЫХ, ЕГО БЛАГОДАТЬ ПРИСНОСУЩНА
Она вечна; у нее неизмеримая долгота. Она происходит от вечного бытия Бога — неизменного, постоянного и бесконечного. Краеугольная истина относительно Божьей благодати состоит в Его долготерпении: «вовек милость Его» (Пс. 105:1). Каким Он был вчера, такой Он и сегодня; какой Он сегодня, таким Он будет и завтра. Он не только всегда готов помочь нам, Он также и всегда рядом со Своей милостью, чтобы простить нас. Павел сказал: «…Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:27 , 28). Наша физическая жизнь — в Его руках, а наша духовная жизнь скрыта в Его благодатном сердце.
Его благодать дивно доступна нам. Мы читаем: «Он призирал [«обращал внимание»; НРП] на скорбь их, когда слышал вопль их, и вспоминал завет Свой с ними…» (Пс. 105:44, 45). Бог откликается на наш вопль. Иисус сказал: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
Израиль знал, что Бог примет всякого обращающегося к Нему с покаянным и сокрушенным сердцем. Бог вечен и поэтому Он живет над временем, охватывая Своей благодатью и вчера, и сегодня, и всю вечность. Милость всегда была частью Его завета. Он обещал миловать и спасать Свой народ — прощая наше прошлое, поддерживая наше настоящее и предвосхищая наше будущее.
Израильтяне, по словам Павла, подали пример того, как не надо делать: «Не хочу оставить вас, братья, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питьё: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. [См. Чис. 25:1-9]. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:1-11).
Использование Павлом этих примеров звучит классическим предупреждением не отпадать от Божьей благодати. В конце своего перечня, он наставляет: «Поэтому, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). Данный псалом, при всех своих перечнях грехов Израиля, имеет совершенно иную направленность: он призывает читателя возрадоваться милости Божьей (Пс. 105:1). По сути, он говорит: «Если Бог мог исправить и поддержать Израиль — если Он мог взять этот грешный народ и очистить его, восстановить его и исцелить Своей благодатью, — тогда Он может спасти любого, кто этого захочет и проявит послушание». Всеохватность Его благодати, ее условие покаяния, ее духовное воздействие на предрасположенность и поведение и ее вечный характер должны вдохновить всех нас воскликнуть вместе с автором этого псалма: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века!» (Пс. 105:48).