Шутки шутками, но наверняка ни Мэри Шелли, ни ее спутники на вилле Диодато во время дождливого лета 1816 года даже представить себе не смогли бы, насколько их полушутливый мини-конкурс повлияет на культуру в последующие годы. Хотя, конечно, Мэри Шелли за одну ночь не написала весь роман про ожившее чудовище Виктора Франкенштейна, но ее наброски вскоре воплотились в отдельную книгу, которая хоть и получила не самые восторженные оценки от критиков того времени, но позволили писательнице выйти из тени своего именитого мужа Перси Шелли. Тем не менее, с годами интерес к роману не только не угас, но и превратил его в культурный стандарт страшной истории, за которую почти сразу взялись кинематографисты, как только первые студии начали снимать не короткометражки, а полноценные фильмы с сюжетами, насколько это было возможно в те годы. "Франкенштейн" был не раз экранизирован, но культовый статус он получил благодаря Джеймсу Вейлу, который не только вознес к славе Бориса Карлоффа, но и из фильмов категории "Б" создал настоящую классику кино, выдержавшую испытание временем. После этого кто только не пытался воплотить эту историю на свой лад, добавляя некое авторское видение. Среди режиссеров вообще наблюдается всплеск интереса к классическим романам каждые 15-20 лет. Кеннет Брана в 1994-м году поставил одну из лучших версий, которая по своей готической мрачности не уступала самому Тиму Бертону, а Роберт Де Ниро ухитрился воплотить неожиданно трагический образ недопонятого существа, которого бросили в жестокий мир, даже не объяснив, как жить в нем. Учитывая, что сценаристом выступал Фрэнк Дарабонт, один из лучших сценаристов-адаптаторов произведений Стивена Кинга, то в его версии "Франкенштейн" получился наиболее близок к тексту, но со своей еще более трагичной историей. Лента неплохо собрала по миру, хотя в американском прокате почти провалилась. Тем не менее, активно к новой версии романа Шелли вернулись лишь спустя 20 лет ("Ван Хельсинг" все же к роману никакого отношения не имел, кроме одного из героев), "Я, Франкенштейн" был еще тем кринжем. В 2025-м году свою версию решил выпустить мастер хоррора Гильермо Дель Торо вместе с "Нетфликс", премьера состоялась в прошедшие выходные, минуя основной прокат. Сегодня обсудим, какой получилась новая версия культового романа и смог ли Дель Торо привнести что-то свое. ПОЕХАЛИ!
История начинается без изменений сначала, ведь главный герой - истощенный и измученный Виктор Франкенштейн вновь оказывается на Северном полюсе, пытаясь догнать (впрочем, безуспешно) свое создание. В полубессознательном виде его находят моряки застрявшего во льдах судна и относят к себе на борт. Параллельно с этим они впервые сталкиваются с самим монстром, которого вообще не берут пули, несмотря на очень худой вид, тот оказывается почти марвеловским супергероем, способным даже трясти в разные стороны корабль. Лишь правильный выстрел помощника капитана отправляет монстра под лед в дальнее плавание. В это время изможденный Виктор приходит в себя, чтобы поведать капитану жуткую историю всех тех событий, что привели его сюда.
На этот раз Виктор живет в абьюзивной семейке, где мать хоть и адекватная, но постоянно страдает от своего именитого мужа-хирурга, который женился ради наследства, особенно никого не любит, а от сына требует послушания, автоматизма и идеального исполнения любого действия. Когда рождается младший брат Виктора, их мать не выдерживает родов и не выживает. Появившийся ребенок Уильям немного смягчает нрав сурового отца, который также через некоторое время уходит. Спустя годы Виктор - выдающийся хирург, которого мы застаем... во время очередного раунда сбора инвестиций. Несмотря на прорыв, в рамках которого Виктор при помощи электричества оживляет на время части умерших людей, его называют шарлатаном, и лишь сделавший себе состояние на продажах оружия Генрих Гарландер соглашается финансировать его работы, тем более, что его племянница Элизабет - это невеста Уильяма. Франкенштейн создает свое творение, но став создателем, он теряет свою человечность, поэтому на повестку встает вопрос, кто из них двоих больший монстр: заблуждающийся ученый или его творение?
Конечно, это по своей стилистике типичный фильм Дель Торо, правда, снятый с нетфликсовскими ограничениями. Тут насилие очень аккуратное, почти мультяшное, нет эротизации образов. Да, работа художника, постаравшегося передать не только готический дух книги, но и прибавив в фильм ярких красок, вполне заслуживает одобрения, даже несмотря на большинство CGI-задников, частично снимали в действительно красивых местах. Яркая картинка и крепкая операторская работа - визитные карточки Дель Торо. При этом, очень странная и почти выпяченная псевдотехнологичность (Виктор оживлял не просто при помощи молнии, а с применением целой батареи футуристично выглядящих энергетических установок) сразу дает впечатление искусственной накачки авторской отсебятиной.
Создание ученого - это странная смесь зомбака из "Я - легенда" и Инженера из "Прометея", который не очень-то и приветствует своего создателя, при этом, легко раскрываясь перед другими людьми. В версии Дель Торо Существо выступает в роли такого "доброго дикаря", который в отличие от погрязшего в своих грехах и дурных мыслях создателя, выступает большим человеком, чем сам Франкенштейн. Если тонкая работа Де Ниро показывала, как Существо наполнялось злостью, когда его все боялись и угнетали, лишь слепой старик смог ему дать немного человеческого и научить простым вещам, чтобы Существо могло хотя бы задаться вопросом, для чего его создали. Тем не менее, после смерти старика Существо не учится быть человеком, оно ставит собственные эгоистические желания во главу угла, заставляя Виктора превращаться в такого же озлобленного монстра после потери близкого человека.
Тут же Существо - какой-то нытик и нюня, который и сам не понимает, чего хочет. Он контактирует с Элизабет, которая видит в нем человека, чуть ли не влюбляется в нее, а потом сразу бежит при пожаре, прячась на ферме у слепого крестьянина. Там Существо учится всему и хочет отомстить своему создателю - а почему? Да потому что Виктор - сам скотина, каких поискать. Злой, эгоистичный, его побаивается собственный брат, а его невеста Элизабет - почти в открытую ненавидит. Уже на уровне этого конфликта повествование сбивается и нет понимания, зачем вообще Существу понадобилась пара. А последующее противостояние "хорошего" Чудика и психопата Виктора кажется почти идиотским. Добавив новых героев и структурно изменив акценты персонажей, Дель Торо не добивается какого-либо адекватного иного видения.
Фильм идет 2 с половиной часа и он катастрофически растянут, все более-менее значимые события сдвинуты на последний час, а драматическая составляющая не заставляет сопереживать героям. История вроде и идет по канону, но многочисленные новые персонажи ее откровенно тормозят, в этом плане особенно смешно наблюдать за страдающим венерическими болезнями героем Вальца, который явно поддерживает левую повесточку в части критики оружейных магнатов, но его герой со своими мотивациями не успевает нормально раскрыться, ведь ему суждено очень тупо выпилиться. Из таких несуразностей и состоит фильм. Вроде и можно было расширить арку персонажа, но из-за нелепых скачков сценария получается скомканное впечатление от всех этих тщетных попыток усилить историю авторскими нововведениями.
Джейкоб Элорди действительно неплохо играет Существо и ухитряется перетянуть одеяло на себя у чрезвычайно экспрессивного, но нелепого Оскара Айзека. Хотя и есть претензии к игре Мии Гот и Феликса Камеррера, в принципе, они сильно не раздражали и смотрелись вполне органично, особенно на фоне идиотского персонажа Кристофа Вальца, уже второй раз за год пытающегося играть в очередной "переосмысленной" классике.
Гильермо Дель Торо, конечно, не опустился до откровенного трэшака, как в этом году получилось у Люка Бессона с "Дракулой", но его версия страдает рядом невнятных сюжетных поворотов, излишними персонажами, совершенно неудачно переиначенным акцентом противостояния героев, и все это на фоне стерильности картинки и злоупотреблением CGI. Даже внешний вид Существа не приводит в трепет, а создает ощущение, будто Элорди ошибся съемочной площадкой и на самом деле играет в очередных "Чужих" от Ридли Скотта с играющими на дудочках роботами.
Конечно, репутация Дель Торо делала ему рекламу как только он объявил о работе над фильмом: "Франкенштейн" попал в основную программу Венецианского кинофестиваля, где и состоялась мировая премьера, получил высокие отзывы от критиков, а выпуск на стриминге лишил его вопросов от недовольных продюсеров, из серии "почему наш 120-миллионный бюджет не окупился?"
Тем не менее, хотя эта лента в разы лучше бессоновского "Дракулы", это не самый обязательный ремейк, который определенно проигрывает версии 1994 года от Кеннета Браны, страдает затянутостью и странной интерпретацией ряда персонажей. Смотреть ли его? На один раз сойдет, но это не лучшая работа Дель Торо. Итоговая оценка - 5 баллов из 10.
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.