Найти в Дзене

Обыкновенная смерть, театр Наций

«Обыкновенная смерть», театр Наций Режиссер - Валерий Фокин Как я провела вечер в прошлые выходные с Эльвирой Набиуллиной, Евгением Мироновым и другими прекрасными артистами.  Дело было в театре Наций на спектакле «Обыкновенная смерть». Да, та самая премьера.  Есть у меня ощущение, что любая премьера в Театре Наций, в главной роли которой бы значился Евгений Миронов - обречена на повышенный интерес и ажиотаж. Будто все остальные «переменные» не так критичны. И материал, и режиссер, и актеры. Ясное дело, что это будет не проходное, талантливое и соответствующее статусу. В этот раз к сотворчеству в качестве режиссера был приглашен Президент Александринского театра - Валерий Фокин, взявший в работу повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Эту позднюю повесть считают одной из вершин мировой психологической прозы, в которой с удивительной детализацией исследуется процесс умирания.. тела, и метания души.  Маля сцена превращается в зал ритуальных услуг (по стилистике мне почему-то н

Фото с сайта
Фото с сайта

«Обыкновенная смерть», театр Наций

Режиссер - Валерий Фокин

Как я провела вечер в прошлые выходные с Эльвирой Набиуллиной, Евгением Мироновым и другими прекрасными артистами. 

Дело было в театре Наций на спектакле «Обыкновенная смерть». Да, та самая премьера. 

Есть у меня ощущение, что любая премьера в Театре Наций, в главной роли которой бы значился Евгений Миронов - обречена на повышенный интерес и ажиотаж. Будто все остальные «переменные» не так критичны. И материал, и режиссер, и актеры. Ясное дело, что это будет не проходное, талантливое и соответствующее статусу. В этот раз к сотворчеству в качестве режиссера был приглашен Президент Александринского театра - Валерий Фокин, взявший в работу повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Эту позднюю повесть считают одной из вершин мировой психологической прозы, в которой с удивительной детализацией исследуется процесс умирания.. тела, и метания души. 

Маля сцена превращается в зал ритуальных услуг (по стилистике мне почему-то наполнило крематорий), работники выносят настоящий гроб не середину, заботливо расставляют живые букеты белых цветов в вазы, зрители являются не просто свидетелями, но у участниками действа. Собираются ближайшие родственники покойного - жена (Марьяна Спивак), дочь (Глафира Лебедева), ее жених (Ян Латышев), сестра (Елена Морозова), слуга Герасим (Никита Волков), сослуживцы (Кирилл Быркин, Антон Ескин, Владимир Белостоцкий), случайно забредший посторонний (Дмитрий Сердюк) и неизвестный человек (Владимир Калисанов), начинают читать молитву и вдруг из гроба поднимается Иван Ильич - Евгений Миронов. И это впечатляет. Не столько сам факт, сколько то, как это происходит. Никто не замечает, все продолжают свое скорбное дело. Плачут, причитают. Договариваются о висте на вечер… А в этот момент Иван Ильич будто осознает себя в пространстве и пытается понять, как он здесь оказался. И вот это первая невероятно крутая режиссерская находка-прием, которую я раньше не встречала. Вот «покойник» сидя в гробу, закрывают руки ушами и исчезает звук молитвопения, убирает руки - снова продолжается отпевание. И вот таким необычным образом происходит изменение POV (Point of View). Как в кино, ты вдруг начинаешь видеть всю картинку глазами главного героя. И здесь, благодаря такому вроде обычному приему, происходит такая неожиданная рекрусия. 

Второй неожиданный и сильный ход - появление двойника главного героя в исподнем. Идентичная маска, он не зеркалит движения, но выглядит, и двигается также, сохраняя ту же пластику и характерные паттерны. И это такая необычная и крутая роль, без слов, и даже без лица, которая большая актерская удача (Леонид Тимцуник). И этот двойник осуществляет иллюстрацию каких-то значимых воспоминаний Ивана Ильича, которыми он делится. Кроме него и его монологов, воспоминаний, откровений, текста практически ни у кого нет. Всего несколько фраз или даже слов рефреном повторяют близкие покойного в течение всего спектакля.  

Спектакль сдержанный, без форсирований, такой повествовательно-вовлекающий. За исключением сцены, в которой случатся макабрические пляски, с переодеванием всех присутствующих в костюмы, больше подходящие для оргии, этакая рейв-вечеринка, с протестным выливанием черной краски на стены и повсюду.. пятна от которой впрочем исчезнут так же, как и это наваждение. 

Финал я бы сказала открытый, я так и не возьмусь утверждать, с чем уходит Иван Ильич и с чем предлагают остаться зрителю. Пока нас отвлекают богатым столом на поминках и тостами, тело с покойником, находящееся на переднем плане, исчезает из гроба. 

Актерские работы превосходные. Евгений Миронов правда великолепен. Без всяких поправок на регалии. Вот прям в моменте смотришь и не оторваться. Прекрасно сделанная уникальная роль Тимцуником Леонидом. Доктор - Авангард Леонтьев - хорош, Владимир Калисанов в программке значится как неизвестный человек, который терпеливо, но безучастно наблюдает за происходящим, а потом показывая на часы говорит: «Пора». Я бы сказала, что это такое своеобразное прочтение Смерти. Марьяна Спивак не «была» толстовской Прасковьей Федоровной (до нее ей не хватало несколько десятков килограммов и уж очень она была молода и красива в «своем горе»), но так интересно было смотреть, немного в зеркало, где каждая современная женщина узнала бы немного себя (к сожалению). И я никак не могла избавиться от собственного стереотипного восприятия Никиты Волкова - как русской версии Серкана Болата (особенно когда он в фартуке на голое тело носил по сцене Ивана Ильича и его двойника). Но он к счастью, был не стереотипен и сделал хорошую работу, раскрыв всю суть души русского простого человека. 

Осторожно, двери закрываются, следующая остановка - «Площадь Ильича». Конечная, поезд дальше не идет,.. Вот так для меня выглядела «Обыкновенная смерть» Ивана Ильича в необыкновенной постановке Валерия Фокина с настоящим запахом ладана, который я по необъяснимым мне причинам, люблю. 

Спектакль идет 1,5 часа без антракта 

#театр #театрнаций #евгениймиронов #валерийфокин #марьянаспивак #леоиндтимцуник