Найти в Дзене

История менеджмента, как науки

История менеджмента, как науки, неразрывно связано с развитием промышленности и сопутствующим им изменениям в экономической теории. Если вспомнить первобытный общинный строй можно установить, что он характеризовался низким уровнем промышленности и малыми технологическими операциями, связанными с производством того, что на тот момент можно было бы произвести: глиняная посуда, стеклянные бусы и элементарные орудия труда. Все это было под силу для изготовления одним человеком. В редких случаях небольшой круг посвященных, в том числе для обучения, допускались к выполнения мелких операций. С развитием промышленности росла специализация людей, отдельно появлялись профессии кожевенников, плотников, кузнецов и прочих ремесленников. Качественным переходом здесь можно фиксировать момент, когда ремесленник уже не занимался добычей сырья, а получал его или в качестве давальческого сырья, либо приобретал отдельно, т.к. его специализация приносила ему больший доход. Процессы производства оптимизиров

История менеджмента, как науки, неразрывно связано с развитием промышленности и сопутствующим им изменениям в экономической теории. Если вспомнить первобытный общинный строй можно установить, что он характеризовался низким уровнем промышленности и малыми технологическими операциями, связанными с производством того, что на тот момент можно было бы произвести: глиняная посуда, стеклянные бусы и элементарные орудия труда. Все это было под силу для изготовления одним человеком. В редких случаях небольшой круг посвященных, в том числе для обучения, допускались к выполнения мелких операций.

С развитием промышленности росла специализация людей, отдельно появлялись профессии кожевенников, плотников, кузнецов и прочих ремесленников. Качественным переходом здесь можно фиксировать момент, когда ремесленник уже не занимался добычей сырья, а получал его или в качестве давальческого сырья, либо приобретал отдельно, т.к. его специализация приносила ему больший доход.

Процессы производства оптимизировались и в свою очередь они привели к т.н. промышленной революции, стал появляться новый класс служащих – рабочие. Причем производство фабрик становилось все более и более быстрым, а рост числа рабочих начинал происходить экспоненциально.

К началу 20-ого века укрупнение производств стало приводить к появлению первых монополий, что характеризовало уже огромные масштабы производства. Страны стали все больше конкурировать между собой, а дефицит управляющих кадров становился ощущаться все более болезненно, учитывая, в том числе, глобальный характер производства. Соответственно можно констатировать и фиксировать, что монополисты, а вместе с ними и все человечество, столкнулись с новым дефицитом, причем в виде человеческого ресурса, а именно отсутствие необходимого количества квалифицированных руководителей.

В предшествующих монополистическому характеру производства класс руководителей не имел соответствующего образования, и был самовоспроизводим. У капиталиста были сыновья, у сыновей были уже свои сыновья, родственники, ближайшие друзья и так далее. Таким образом формировался т.н. круг первых, которым можно было доверять рычаги управление на разных уровнях.

Соответственно с ростом производства и его объема производственники столкнулись с тем фактом, что количество родственников стало катастрофически не хватать. И вот в истории человечества возник момент, что для управления наемными сотрудниками нам становятся необходимы также наемные сотрудники, которые бы могли бы управлять этими же наемными сотрудниками, причем профессия эта должна быть относительно массовой.

Как это часто бывает в классических естественных науках, таких как физика или математика, можно фиксировать, что вначале люди используют то или иное физическое явления, а потом пытаются дать ему соответствующее объяснение с точки зрения науки. То же самое произошло с теорией управления. Так, в частности, в общем и целом, теория государственного строительства и набора соответствующих руководящих служащих к началу 20 века носила уже массовый характер и строилась уже не по принципу какого либо кумовства, пановства или знакомств (особенно на низших должностях), не смотря на отсутствие профессионального менеджерского образования, можно говорить о массовом характере такого явления среди просто образованного населения. В развитых государствах того времени была построена достаточно большая распределенная социальная система, которая позволяла ее гражданам работать в бюрократической машине.

Сразу отмечу, что в истории человечества, как правило на стройках или войнах, проявлялись элементы иерархии и распределения культуры управления, в которых, естественно, можно выделить классические менеджерские функции, даже с элементами необходимого образования. При этом, за редким исключением, это взаимодействие не было построено на принципах промышленного производства и, глобально, не было систематизированно в отдельное научное знание.

Таким образом научный менеджмент стал появляться в моменте, когда уже были и достаточно крупные предприятия, и были выстроены определенные социальные институты, что позволяло первым теоретикам-основателям научного менеджмента во многом фиксировать происходящие вокруг них процессы. К таким ученым можно отнести Фредерика Уинслоу Тейлора и Анри Файоля. Они первыми стали заявлять о том, что менеджер – это специально подготовленный наемный сотрудник, который необходим для набора и управления другими людьми. Таким образом они фиксировали произошедший на тот момент глобальный переворот в сознании, заключающийся в том, что руководителем промышленного производства, вплоть до директора, – это м.б. наемный сотрудник что, в частности, продемонстрировали на собственном примере. Порядок вещей с кругом первых в производстве был нарушен.

В 1911 году Тейлор написал свою первую монографию принципов научного менеджмента. Собственно, именно с этого момента принято отсчитывать начало школы научного менеджмента и теории управления.

Параллельно с Тейлором и, вероятно, не зависимо от него, Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский) ввел в научный мир теорию систем и, в частности, о системном подходе и теории самоорганизации систем. Введя понятие системного подхода Богданов заявлял, что любой объект, как и любое взаимодействие между людьми, будь то в социальной системе или в организации (при планирования производства) можно рассматривать как систему.

Можно отметить, что 20 век, особенно его начало – это век веры в науку. Началось массовое безбожие, что, невольно, привело к слепой вере в обратное, а именно научные подходы. Это всё было связано в первую очередь с тем, что наука стала двигаться такими большими темпами, что люди перестали за этим процессом успевать, в том числе в ментальном смысле – осмысливать происходящие изменения. Косвенно это стало проявляться в том, что люди начинали пытаться выявлять методологию во всём, что возможно. Апофеозом этого периода истории человечества можно считать теорию Альтшуер по решению изобретательских задач, где он пытался методологизировать изобретательский процесс (с моей точки зрения весьма удачно).

Более подробно данный вопрос освещён в моей лекции на youtube канале.

Краткие мысли по ходу лекций выгладываю в мой телеграмм канал.