Найти в Дзене
ДВС

Как это работает: Система вентиляции картерных газов

Представьте, что внутри двигателя, в картере (где вращается коленвал), не идеальный вакуум. Туда прорываются раскаленные газы из камеры сгорания (это называется прорыв картерных газов). Эти газы — смесь несгоревших углеводородов, паров масла, воды и кислот. Если их не удалять, возникнут проблемы. Задачи системы PCV: Проще говоря, система постоянно "вдыхает" и "выдыхает", поддерживая в картере небольшое разрежение, используя вакуум двигателя. Система PCV постоянно контактирует с маслом, грязью и продуктами сгорания. Со временем она закоксовывается и выходит из строя. Основные причины неисправностей: 1. Если клапан ЗАКЛИНИЛ в ЗАКРЫТОМ положении (или шланги засорились): 2. Если клапан ЗАКЛИНИЛ в ОТКРЫТОМ положении: 3. Забитый маслоотделитель: Вывод: Система вентиляции картерных газов — это не "мелочь". Ее состояние напрямую влияет на ресурс двигателя, расход масла и стабильность работы. Регулярная проверка и профилактическая очистка или замена клапана PCV и шлангов (обычно каждые 50-100 т
Оглавление

Представьте, что внутри двигателя, в картере (где вращается коленвал), не идеальный вакуум. Туда прорываются раскаленные газы из камеры сгорания (это называется прорыв картерных газов). Эти газы — смесь несгоревших углеводородов, паров масла, воды и кислот. Если их не удалять, возникнут проблемы.

Клапан вентиляции картерных газов
Клапан вентиляции картерных газов

Задачи системы PCV:

  1. Отвод вредных газов: Не допускать повышения давления в картере, которое может выдавить сальники и уплотнения.
  2. Защита окружающей среды: Не выпускать эти газы напрямую в атмосферу.
  3. Экономия: Возвращать часть несгоревших углеводородов обратно во впускной коллектор для дожигания в цилиндрах.

Принцип работы и основные компоненты (на примере классической системы PCV)

Система вентиляции картера двигателя Нива 21213
Система вентиляции картера двигателя Нива 21213
  1. Образование газов: Газы из камеры сгорания прорываются через поршневые кольца в картер.
  2. Сепарация (Маслоотделитель):
  3. Газы, прежде чем отправиться обратно в двигатель, проходят через маслоотделитель (может быть лабиринтного, центрифужного или комбинированного типа).
  4. Его задача — отделить капельки масла от газов. Масло стекает обратно в поддон, а "очищенные" газы идут дальше.
  5. Клапан PCV (Клапан вентиляции картера):
  6. Это "сердце" системы — простой, но гениальный односторонний клапан.
  7. На холостом ходу/торможении: Разрежение во впускном коллекторе большое. Клапан сильно приоткрывается, пропуская небольшой объем газов.
  8. Под нагрузкой: Разрежение падает. Клапан прикрывается, чтобы не допустить излишней утечки воздуха и не нарушить состав топливовоздушной смеси.
  9. При обратном ударе (хлопке во впуск): Клапан мгновенно закрывается, чтобы не допустить распространения пламени в картер, что могло бы привести к взрыву паров масла.
  10. Пути движения газов:
  11. Основной путь (малая ветвь): Газы из картера -> маслоотделитель -> клапан PCV -> впускной коллектор -> цилиндры.
  12. Дополнительный путь (большая ветвь): На высоких оборотах, когда объем газов слишком велик для клапана PCV, часть газов идет по другому шлангу (через корпус маслоотделителя) прямо во впускной патрубок ДО дроссельной заслонки. Этот путь часто соединен с воздуховодом, идущим от воздушного фильтра.

Проще говоря, система постоянно "вдыхает" и "выдыхает", поддерживая в картере небольшое разрежение, используя вакуум двигателя.

Почему за ней нужно следить? Последствия неисправности

Система PCV постоянно контактирует с маслом, грязью и продуктами сгорания. Со временем она закоксовывается и выходит из строя.

Основные причины неисправностей:

  • Закоксовывание клапана PCV: Он может "залип" в открытом или закрытом положении.
  • Загрязнение маслоотделителя: Он перестает отделять масло.
  • Засорение/растрескивание шлангов.

Что будет, если ее игнорировать:

1. Если клапан ЗАКЛИНИЛ в ЗАКРЫТОМ положении (или шланги засорились):

  • Повышенное давление в картере: Газам некуда деваться. Давление будет искать выход.
  • Выдавливание сальников и уплотнений: Начнет течь масло из-под сальников коленвала, распредвала, прокладки клапанной крышки и т.д. Водитель видит подтекания, меняет сальники, но проблема возвращается, так как причина не устранена.
  • Выдавливание масла через щуп: Можно заметить, что масляный щуп выталкивается из гнезда.
  • Попадание масла во впуск через большую ветвь: Так как основному пути перекрыт, все газы с избытком масла пойдут по "большой ветви", что приведет к повышенному расходу масла "на угар".

2. Если клапан ЗАКЛИНИЛ в ОТКРЫТОМ положении:

  • Негерметичность системы: Создается "неучтенная" подсос воздуха во впускной коллектор.
  • "Плавают" обороты холостого хода, бедная смесь: Двигатель начинает работать нестабильно, могут появиться пропуски зажигания, загорится Check Engine. Блок управления не знает об этом лишнем воздухе и не может его корректно скомпенсировать.
  • Повышенный расход масла: Постоянно открытый клапан будет усиленно "вытягивать" масляные пары из картера.

3. Забитый маслоотделитель:

  • Повышенный расход масла "на угар": Масло, не отделенное от газов, будет напрямую поступать во впуск и сгорать в цилиндрах. Автомобиль начнет "жрать" масло, из выхлопа пойдет сизый дым.
  • Загрязнение дроссельной заслонки и впускного тракта: Вся внутренность впуска покроется липкой масляно-грязевой "кашей", что ухудшит работу двигателя.

Признаки неисправности системы PCV:

  • Неустойчивая работа на холостом ходу.
  • Повышенный расход масла.
  • Подтеки масла на сальниках и прокладках.
  • Масло в корпусе воздушного фильтра (у некоторых моделей).
  • Свист при работе двигателя (может быть вызван подсосом воздуха через шланги).
  • Запотевание стекол изнутри маслянистой пленкой (пары масла попадают в салон через печку).

Вывод: Система вентиляции картерных газов — это не "мелочь". Ее состояние напрямую влияет на ресурс двигателя, расход масла и стабильность работы. Регулярная проверка и профилактическая очистка или замена клапана PCV и шлангов (обычно каждые 50-100 тыс. км) — это незначительные затраты по сравнению с ремонтом, к которому может привести ее отказ.

Подписывайтесь, это лучшая награда для меня писать, для вас!