Представьте, что внутри двигателя, в картере (где вращается коленвал), не идеальный вакуум. Туда прорываются раскаленные газы из камеры сгорания (это называется прорыв картерных газов). Эти газы — смесь несгоревших углеводородов, паров масла, воды и кислот. Если их не удалять, возникнут проблемы.
Задачи системы PCV:
- Отвод вредных газов: Не допускать повышения давления в картере, которое может выдавить сальники и уплотнения.
- Защита окружающей среды: Не выпускать эти газы напрямую в атмосферу.
- Экономия: Возвращать часть несгоревших углеводородов обратно во впускной коллектор для дожигания в цилиндрах.
Принцип работы и основные компоненты (на примере классической системы PCV)
- Образование газов: Газы из камеры сгорания прорываются через поршневые кольца в картер.
- Сепарация (Маслоотделитель):
- Газы, прежде чем отправиться обратно в двигатель, проходят через маслоотделитель (может быть лабиринтного, центрифужного или комбинированного типа).
- Его задача — отделить капельки масла от газов. Масло стекает обратно в поддон, а "очищенные" газы идут дальше.
- Клапан PCV (Клапан вентиляции картера):
- Это "сердце" системы — простой, но гениальный односторонний клапан.
- На холостом ходу/торможении: Разрежение во впускном коллекторе большое. Клапан сильно приоткрывается, пропуская небольшой объем газов.
- Под нагрузкой: Разрежение падает. Клапан прикрывается, чтобы не допустить излишней утечки воздуха и не нарушить состав топливовоздушной смеси.
- При обратном ударе (хлопке во впуск): Клапан мгновенно закрывается, чтобы не допустить распространения пламени в картер, что могло бы привести к взрыву паров масла.
- Пути движения газов:
- Основной путь (малая ветвь): Газы из картера -> маслоотделитель -> клапан PCV -> впускной коллектор -> цилиндры.
- Дополнительный путь (большая ветвь): На высоких оборотах, когда объем газов слишком велик для клапана PCV, часть газов идет по другому шлангу (через корпус маслоотделителя) прямо во впускной патрубок ДО дроссельной заслонки. Этот путь часто соединен с воздуховодом, идущим от воздушного фильтра.
Проще говоря, система постоянно "вдыхает" и "выдыхает", поддерживая в картере небольшое разрежение, используя вакуум двигателя.
Почему за ней нужно следить? Последствия неисправности
Система PCV постоянно контактирует с маслом, грязью и продуктами сгорания. Со временем она закоксовывается и выходит из строя.
Основные причины неисправностей:
- Закоксовывание клапана PCV: Он может "залип" в открытом или закрытом положении.
- Загрязнение маслоотделителя: Он перестает отделять масло.
- Засорение/растрескивание шлангов.
Что будет, если ее игнорировать:
1. Если клапан ЗАКЛИНИЛ в ЗАКРЫТОМ положении (или шланги засорились):
- Повышенное давление в картере: Газам некуда деваться. Давление будет искать выход.
- Выдавливание сальников и уплотнений: Начнет течь масло из-под сальников коленвала, распредвала, прокладки клапанной крышки и т.д. Водитель видит подтекания, меняет сальники, но проблема возвращается, так как причина не устранена.
- Выдавливание масла через щуп: Можно заметить, что масляный щуп выталкивается из гнезда.
- Попадание масла во впуск через большую ветвь: Так как основному пути перекрыт, все газы с избытком масла пойдут по "большой ветви", что приведет к повышенному расходу масла "на угар".
2. Если клапан ЗАКЛИНИЛ в ОТКРЫТОМ положении:
- Негерметичность системы: Создается "неучтенная" подсос воздуха во впускной коллектор.
- "Плавают" обороты холостого хода, бедная смесь: Двигатель начинает работать нестабильно, могут появиться пропуски зажигания, загорится Check Engine. Блок управления не знает об этом лишнем воздухе и не может его корректно скомпенсировать.
- Повышенный расход масла: Постоянно открытый клапан будет усиленно "вытягивать" масляные пары из картера.
3. Забитый маслоотделитель:
- Повышенный расход масла "на угар": Масло, не отделенное от газов, будет напрямую поступать во впуск и сгорать в цилиндрах. Автомобиль начнет "жрать" масло, из выхлопа пойдет сизый дым.
- Загрязнение дроссельной заслонки и впускного тракта: Вся внутренность впуска покроется липкой масляно-грязевой "кашей", что ухудшит работу двигателя.
Признаки неисправности системы PCV:
- Неустойчивая работа на холостом ходу.
- Повышенный расход масла.
- Подтеки масла на сальниках и прокладках.
- Масло в корпусе воздушного фильтра (у некоторых моделей).
- Свист при работе двигателя (может быть вызван подсосом воздуха через шланги).
- Запотевание стекол изнутри маслянистой пленкой (пары масла попадают в салон через печку).
Вывод: Система вентиляции картерных газов — это не "мелочь". Ее состояние напрямую влияет на ресурс двигателя, расход масла и стабильность работы. Регулярная проверка и профилактическая очистка или замена клапана PCV и шлангов (обычно каждые 50-100 тыс. км) — это незначительные затраты по сравнению с ремонтом, к которому может привести ее отказ.
Подписывайтесь, это лучшая награда для меня писать, для вас!