Найти в Дзене
Книжный клуб "День"

Масонские ложи в России: от модной забавы до политического инструмента

Тема масонства в России редко воспринимается всерьёз. В массовом сознании масоны скорее ассоциируются с мистикой, символами на долларовых купюрах, тайными рукопожатиями и заговорами. Однако историческая реальность куда сложнее и важнее. Масонство сыграло заметную роль в жизни русской элиты XVIII — начала XX веков и оказало прямое влияние на государственную политику, социальные настроения и даже революционные процессы, изменившие судьбу империи. Существует версия, что первым русским масоном был сам император Пётр I. Во время пребывания в Англии в 1717 году он якобы вступил в одну из масонских лож. Документального подтверждения этому нет, но символично, что именно с Петра начинается открытое стремление России к заимствованию европейских культурных форм, в том числе интеллектуальных мод. В середине XVIII века масонские ложи начинают появляться в России при Анне Иоанновне, затем при Елизавете Петровне. Но особенно бурно движение развивается при Екатерине II. Во второй половине XVIII века м
Оглавление

Тема масонства в России редко воспринимается всерьёз. В массовом сознании масоны скорее ассоциируются с мистикой, символами на долларовых купюрах, тайными рукопожатиями и заговорами. Однако историческая реальность куда сложнее и важнее. Масонство сыграло заметную роль в жизни русской элиты XVIII — начала XX веков и оказало прямое влияние на государственную политику, социальные настроения и даже революционные процессы, изменившие судьбу империи.

Первые шаги: Пётр I и привоз «моды» с Запада

Существует версия, что первым русским масоном был сам император Пётр I. Во время пребывания в Англии в 1717 году он якобы вступил в одну из масонских лож. Документального подтверждения этому нет, но символично, что именно с Петра начинается открытое стремление России к заимствованию европейских культурных форм, в том числе интеллектуальных мод.

В середине XVIII века масонские ложи начинают появляться в России при Анне Иоанновне, затем при Елизавете Петровне. Но особенно бурно движение развивается при Екатерине II.

Масонство при Екатерине II: мода высшего света

Во второй половине XVIII века масонство воспринималось как элитарный клуб благородных людей, увлечённых философией Просвещения. В ложи входили знаменитые государственные и военные деятели:

  • Михаил Илларионович Кутузов
  • Пётр Дмитриевич Еропкин
  • представители знатных фамилий и высшего дворянства

Масоны интересовались идеями построения идеального общества, нравственного самосовершенствования, благотворительности. Это была форма интеллектуальной моды, способ принадлежать к «просвещённой Европе» и обсуждать «великие идеи о будущем человечества».

Но Екатерина II масонов не любила.

Причиной стал конфликт с писателем и издателем Николаем Новиковым, активным членом ложи. Новиков подвергал иронизации литературные опыты императрицы. Екатерина — умная и властная женщина — не могла терпеть подобной дерзости. Новиков был арестован, ряд лож закрыт, а на государственных служащих стали брать подписки о «благонадежности» и отсутствии принадлежности к масонам.

После войны 1812 года: масонство обретает политический характер

После Отечественной войны 1812 года офицеры, вернувшиеся из Европы, принесли с собой новые политические идеи. В Испании, Италии (Пьемонт, Сардиния, Неаполь) ключевую роль в движениях за реформы играли военные, связанные с масонскими кругами.

Это оказало влияние и на Россию.

Масонские ложи перестали быть «клубом просвещённых» и начали превращаться в организации политического действия. В армейской среде возникли тайные общества, которые впоследствии составят ядро декабристского движения.

Декабристы: пересмотр традиционной версии

Традиционная схема, знакомая со школьной скамьи, выглядит упрощённо:

  • Союз спасения
  • Союз благоденствия
  • Северное и Южное общества
  • Восстание на Сенатской площади
  • Восстание Черниговского полка

Однако современные историки, в том числе исследовательницы декабристских движений, указывают, что масштаб этого подполья был куда шире. По данным новых исследований:

  • существовало не менее 100–150 тайных организаций
  • они действовали не только в столицах, но и в губернских и даже уездных городах
  • во второй армии, дислоцированной на территории Малороссии (Украины), почти весь офицерский корпус был вовлечён в заговор

После восстания была создана следственная комиссия во главе с Михаилом Михайловичем Сперанским. Но Николай I прямо дал Сперанскому инструкцию:

«Спрашивай так, чтобы они подтверждали мою версию событий».

И версия была создана: «маленькая группа заблудших аристократов попыталась совершить переворот». Удобная, простая и безопасная для престола.

Реальность была более системной и глубокой.

90 лет «уснувших лож» и новая волна

После подавления декабристов Николай I издаёт указ о запрете масонства. Ложи официально «усыпили» — так называлась форма легального самораспуска.

Но в начале XX века, в эпоху Серебряного века и новой политизации общества, движение возрождается. Здесь ключевую роль сыграл Максим Ковалевский — философ, социолог, которому, вероятно, поручили возродить ложи в России.

И они действительно возродились. Но это уже было совсем иное масонство — чисто политическое.

Великий Восток Народов России и роль масонов в революции 1917 года

К 1916 году крупнейшей масонской организацией стала Великий Восток Народов России. Его генеральным секретарём стал Александр Фёдорович Керенский.

Если посмотреть на состав Временного правительства — почти все его члены были масонами:

  • Михаил Терещенко — министр иностранных дел
  • Николай Некрасов — вице-премьер
  • Александр Гучков — военный и морской министр
  • флотские командующие Непенин и Рузский
  • командующий фронтом Эверт

    и многие другие

Даже либеральный идеолог Павел Милюков позже признал:

«Я и не знал, что вокруг меня все масоны».

Ему ответили просто:

«Павел Николаевич, вас просто обвели вокруг пальца».

Итог: от клубов просвещения к инструменту политического переворота

Масонство в России прошло долгий путь:

-2

К 1917 году масонские структуры перестали быть «забавой элиты». Они стали механизмом политического действия, подготовившим и поддержавшим слом старой системы власти.

И в этой истории действительно вовсе не обязательно искать «всемогущих британцев». Масонство в России развивалось по внутренней логике русского общества, его элит, его проблем, его надежд и его разочарований.

Статья основана на выступлении Евгения Спицына.