Найти в Дзене

Экскурсия по каналам Петербурга: прогулка сквозь историю и отражения

Экскурсия по каналам Петербурга — это, пожалуй, лучший способ увидеть город таким, каким он задумывался: с воды. С палубы катера открывается совсем другой Петербург — не парадный, не музейный, а живой, с перекрёстками рек, мостами и отражениями. Хочу рассказать о маршруте, который был у нас на днях: по Фонтанке, Крюкову каналу и реке Мойке: от набережной Фонтанки, 121 до Зимнего дворца и обратно. Маршрут начинается у набережной Фонтанки, 121 — одного из классических причалов, где стартуют экскурсии по рекам и каналам Петербурга. Здесь расположены старинные особняки и Измайловский сад — зелёный уголок, сохранившийся ещё со времён Екатерины II Рядом — Музей-усадьба Г. Р. Державина, одного из самых известных поэтов XVIII века. В этом доме он жил и работал последние годы. Экспозиция музея передаёт атмосферу эпохи Просвещения: личные вещи, рукописи, мебель. Когда катер отходит от причала, открывается вид на Измайловский мост — старейший трёхпролётный чугунный мост через Фонтанку. Его постро
Оглавление
Экскурсия по каналам Петербурга — это, пожалуй, лучший способ увидеть город таким, каким он задумывался: с воды. С палубы катера открывается совсем другой Петербург — не парадный, не музейный, а живой, с перекрёстками рек, мостами и отражениями. Хочу рассказать о маршруте, который был у нас на днях: по Фонтанке, Крюкову каналу и реке Мойке: от набережной Фонтанки, 121 до Зимнего дворца и обратно.

Отправление: набережная Фонтанки, 121

Маршрут начинается у набережной Фонтанки, 121 — одного из классических причалов, где стартуют экскурсии по рекам и каналам Петербурга. Здесь расположены старинные особняки и Измайловский сад — зелёный уголок, сохранившийся ещё со времён Екатерины II

-2

Рядом — Музей-усадьба Г. Р. Державина, одного из самых известных поэтов XVIII века. В этом доме он жил и работал последние годы. Экспозиция музея передаёт атмосферу эпохи Просвещения: личные вещи, рукописи, мебель. Когда катер отходит от причала, открывается вид на Измайловский мост — старейший трёхпролётный чугунный мост через Фонтанку. Его построили в 1738 году и назвали по Измайловскому полку, расквартированному неподалёку.

-3

Справа остаётся доходный дом Серебряковых — образец архитектуры конца XIX века. Рядом можно заметить старинные устои Измайловского (или Никольского) трамвайного моста — когда-то по нему проходила первая трамвайная линия на Васильевский остров. Мост разобрали в середине XX века, но фрагменты сохранились как часть инженерной истории города.

-4

Смежный мост — Крюков канал

-5

Катер поворачивает влево, входя в акваторию Крюкова канала. Этот канал соединяет Фонтанку с Мойкой, проходя через центр Коломны — одного из старейших районов Петербурга. Сам канал был прорыт в 1719–1720 годах по указу Петра I для улучшения дренажной системы и судоходства. Вдоль него — десятки мостов и домов, связанных с историей флота, театра и военной славы.

Дом К. Л. Дворжака

-6

На углу Крюкова канала и улицы Декабристов стоит дом Карла Людвига Дворжака, архитектора конца XIX века. Здание выделяется сложной кирпичной кладкой и характерными окнами. Дворжак был одним из тех, кто формировал стиль позднего эклектизма Петербурга — соединяя классицизм с неоренессансом.

Доходный дом О. Д. Яковлевой

Ниже по течению — доходный дом Ольги Дмитриевны Яковлевой, построенный в 1906 году архитектором Владимиром Чагиным. Фасад украшен лепниной в виде лавровых венков и маскаронов. Когда-то здесь снимали квартиры артисты Мариинского театра, жившего буквально за поворотом.

-7

Место смерти Суворова

На другом берегу канала — небольшая мемориальная доска. Это место смерти Александра Васильевича Суворова, величайшего русского полководца. Он умер в 1800 году в доме графини Наришкиной (здание не сохранилось). Считается, что именно здесь он произнёс слова: «Жизнь отечества — моя жизнь».

-8

Старо-Никольский мост и Семимостье

Катер подходит к Старо-Никольскому мосту, соединяющему берега Крюкова канала. Это одно из самых красивых мест Петербурга — отсюда видно знаменитое Семимостье: точку, где сходятся семь мостов (Пикалов, Могилёвский, Старо-Никольский, Красногвардейский и др.). Местные считают, что если встать посередине и загадать желание, оно обязательно исполнится.

-9

Пикалов мост и Николо-Богоявленский морской собор

Рядом возвышается Пикалов мост, а за ним — величественный Николо-Богоявленский морской собор. Построенный в 1762–1788 годах, он был главным храмом российского флота. Собор освятили во имя Святителя Николая — покровителя моряков. Колокольня высотой 70 метров видна издалека и служит ориентиром для речных прогулок.

-10

Доходный дом Роберта Георгиевича Веге

проплываем чуть дальше и видим — доходный дом Роберта Георгиевича Веге, 1905 год. Архитектор — Александр Пономарёв. Фасад украшен орнаментом из майолики, редкий пример модерна на южных каналах Петербурга.

-11

Торговый мост и Мариинский театр

Катер проходит под Торговым мостом и выходит к Государственному академическому Мариинскому театру. Первое здание театра построили здесь в 1860 году по проекту Альберта Кавоса. Сегодня это один из лучших оперных театров мира, где выступали Чайковский, Шаляпин, Нуриев. Со стороны воды хорошо виден исторический фасад, соединённый галереей с новой сценой, открытой в 2013 году.

-12

Офицерский и Тюремный мосты

Следующие мосты — Офицерский и Тюремный. Офицерский соединяет улицу Декабристов с набережной канала, рядом когда-то находился корпус гвардейской артиллерии. А Тюремный мост получил название из-за бывшей Крестовской тюрьмы — одного из старейших следственных изоляторов Петербурга XVIII века (здание утрачено).

-13

Лесной склад и Поцелуев мост

Катер поворачивает на реку Мойку и оставляет слева остров Новая Голландия, проходит мимо бывшего лесного склада, где в XIX веке хранили древесину для судостроительных нужд Адмиралтейства. А впереди — один из самых романтичных мостов города — Поцелуев мост через реку Мойку Санкт-Петербург. Название появилось в XVIII веке от соседней лавки купца Поцелуева, но петербуржцы придумали легенду: если поцеловаться на этом мосту — любовь будет вечной.

-14

Юсуповский дворец на Мойке

Слева открывается вид на Юсуповский дворец — один из самых знаменитых особняков Петербурга. Здание XVIII века принадлежало роду Юсуповых, богатейшей семье Российской империи. В интерьерах — парадные залы, Домашний театр, Мавританская гостиная. Сегодня дворец открыт для посетителей и входит во многие экскурсии по рекам и каналам.

-15

Комплекс зданий Отделения почтовых карет и брик

За дворцом виден ансамбль бывшего Отделения почтовых карет и брик, где в XIX веке содержали служебные экипажи и лошадей для перевозки корреспонденции. Позже здесь размещались гаражи Министерства связи.

-16

Особняк Монферрана

Рядом — особняк Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора и Александровской колонны. Дом был построен для него в 1830-е годы; архитектор прожил здесь до своей смерти в 1858 году.

Синий и Красный мосты

Катер проходит под двумя знаменитыми мостами — Синим и Красным. Синий мост — широчайший в Петербурге (97 м). Он соединяет Исаакиевскую площадь и площадь Труда.

-17

Красный мост, перекинутый через Мойку у Гороховой улицы, получил название по цвету перил. С него начинается «цветная линия» мостов города: Синий, Красный, Зелёный и Жёлтый.

-18

Дворец купца Г. Х. Штегельмана — Императорский воспитательный дом

На правом берегу виден дворец купца Штегельмана, позже перестроенный под Императорский воспитательный дом для сирот. Это один из первых примеров социального здания в Петербурге.

-19

Государственный Русский музей и Строгановский дворец

Катер выходит к Невскому проспекту. Слева — фасад Строгановского дворца, созданного Бартоломео Растрелли в 1750 году. Розовый цвет фасада делает его одним из самых фотогеничных зданий на Мойке Санкт-Петербург. Вдали, за зелёной изгородью Летнего сада, — корпуса Государственного Русского музея, крупнейшего собрания русского искусства.

-20

Гостиница Демут и Государственный Эрмитаж

Катер приближается к центру, и впереди возникает фасад гостиницы Демут, где в XIX веке останавливались Пушкин, Гоголь и Лермонтов. А за ней — ансамбль Государственного Эрмитажа и Главного штаба. С воды особенно впечатляет сочетание небесного света, гранита и золота на фронтонах. Ни одна экскурсия по каналам Петербурга не проходит без этого кадра.

-21

Певческий мост

Далее катер проходит под Певческим мостом, соединяющим Дворцовую площадь с Певческим проездом. Его кованые решётки считаются одними из самых изящных в городе.

-22

За мостом катер поворачивает в небольшой канал, соединяющий Мойку и Невой - Зимняя Канавка. Мы начинаем движение к Зимнему мосту.

-23

Все время вдоль движения по Канавке имеем возможность любоваться стенами казарм Первого батальона лейб-гвардии Преображенского полка, старейшего подразделения российской армии. Они от нас по правую сторону. Полк участвовал во всех войнах XVIII–XIX веков, а его офицеры часто становились политиками и архитекторами города. Слева от нас - стены Музея искусств, относящегося к Эрмитажу.

Эрмитажный мост

Через узкий проток Зимней Канавки переброшен Эрмитажный мост — один из самых старых в Петербурге (1760-е годы). Он соединяет корпуса Эрмитажа и считается первым каменным мостом города. С него открывается вид на Дворец великого князя Владимира Александровича — пример строгого ренессанса.

-24

Достопримечательности вдоль Невы.

Мы повернули направо после Эрмитажного моста и оказались в акватории Невы. Перед нами открылся потрясающий вид - так много прекрасных зданий доступно взгляду: Кунсткамера, Ростральные колонны, Петропавловская крепость. А по правую руку от нас продолжает тянуться Дворцовая набережная.

Ново-Михайловский дворец

И вот мы проплываем Ново-Михайловский дворец, возведённый для великого князя Михаила Николаевича. Здание выделяется массивными колоннами и гранитными стенами. В советское время здесь находился Дом культуры работников флота.

-25

Дворец Кантемира — дворец Скавронской — дом Громова

Чуть дальше по берегу — целая серия особняков: дворец Д. К. Кантемира, дворец М. Н. Скавронской и дом И. Ф. Громова. Все они отражают разные стили XVIII–XIX веков: от барокко до ампира. Каждый дом связан с известными фамилиями, дипломатами и покровителями искусства.

Дворец Кантемира
Дворец Кантемира

Мраморный дворец и Троицкий мост

Из-за небольшого поворота открывается Мраморный дворец, созданный Антонио Ринальди по заказу Екатерины II. Фасад облицован 32 видами мрамора — отсюда и название. Рядом — Троицкий мост, соединяющий Марсово поле с Петроградской стороной. Он был построен в 1903 году французскими инженерами к 200-летию города.

-27

Из Невы обратно в Фонтанку

Летний сад и Летний дворец Петра I

-28

Мы плавно поворачиваем снова вправо и возвращаемся в Фонтанку. Наше движение идет по кругу и вот мы снова вплываем в центр Петербурга. Нас встречает одно из самых старых сооружений города - Летний сад, его зелёная крона и скромный Летний дворец Петра I. Построенный в 1714 году архитектором Доменико Трезини, он стал первым каменным зданием Петербурга. Летний сад — одно из любимых мест жителей города, а с воды его аллеи кажутся особенно торжественными.

-29

Михайловский замок и дом Безобразовых

Чуть дальше — массивный силуэт Михайловского замка, построенного для Павла I. Это дворец-крепость, окружённый рвами и каналами, символ страха и власти. Рядом — дом Безобразовых, один из примеров позднего классицизма.

-30

Мост Белинского

Далее маршрут проходит под мостом Белинского, названным в честь критика, жившего неподалёку. Отсюда открывается вид на жилые дома XIX века и петербургские дворы-колодцы.

-31

Шереметевский дворец — Музей музыки

На набережной Фонтанки виден Шереметевский дворец, где сейчас расположен Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Внутри — инструменты, сценические костюмы, личные вещи Чайковского, Глинки, Шаляпина. Этот дворец долго называли «Фонтанным домом» — отсюда Анна Ахматова писала свои стихи.

-32

Мы почти уже завершили маршрут, проплываем под Аничковым мостом. Это один из самых известных и красивых мостов Санкт-Петербурга, соединяющий площадь Аничкова с площадью Труда через реку Мойку. Современный каменный мост был построен в 1841–1842 годах по проекту архитектора Степана Ковальского. Его конструкция — трёхпролётный арочный мост — считается шедевром инженерной мысли того времени.

-33

Особую известность мосту принесли четыре знаменитые скульптурные группы, изображающие всадников, побеждающих коней — «Конные группы» — работы скульптора П.К. Клодта. Эти бронзовые фигуры, выполненные в духе романтизма, стали символом петербургского зодчества и одним из самых узнаваемых памятников города. Их оригинальные названия — «Труд», «Сила», «Мудрость» и «Знание» — отражают идеалы эпохи.

Мы практически закончили свой маршрут. Еще несколько минут проплываем, молча созерцая многочисленные архитектурные красоты Питера. Катер причаливает к пристани на Набережной Фонтанки 121. Круг замкнулся, прогулка закончена.