Найти в Дзене
Газета "Культура"

Сергей Члиянц, режиссер фильма «Ветер»: «Никогда не снимаю кино, если в нем нет ничего личного»

В Москве прошла премьера долгожданного фильма Сергея Члиянца «Ветер», снятого по сценарию Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Сергей Члиянц, один из самых успешных российских продюсеров нулевых, в этот раз сел в режиссерское кресло — и вместе с картиной стал лауреатом международного кинофестиваля «Дух огня», получив приз за лучший отечественный дебют.
В центре сюжета фильма — история простого парня Ивана, который отправляется на рыбалку, но в итоге оказывается перед экзистенциальным выбором, от которого зависит не только его судьба — но и жизнь любимой женщины. Фото: Алексей Хлопков/предоставлено создателями фильма
— Сергей, перед показом вы сказали: «...к сожалению, я долго работал продюсером». Почему «к сожалению»? Вы вошли в кинематограф как режиссер: в 1992-м сняли свой первый фильм «По прямой». Но потом занимались исключительно продюсированием…
— Я как режиссер начинал и собирался им быть. У меня были замыслы, планы и возможности. Но я умирал с голоду, причем букваль

В Москве прошла премьера долгожданного фильма Сергея Члиянца «Ветер», снятого по сценарию Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Сергей Члиянц, один из самых успешных российских продюсеров нулевых, в этот раз сел в режиссерское кресло — и вместе с картиной стал лауреатом международного кинофестиваля «Дух огня», получив приз за лучший отечественный дебют.

В центре сюжета фильма — история простого парня Ивана, который отправляется на рыбалку, но в итоге оказывается перед экзистенциальным выбором, от которого зависит не только его судьба — но и жизнь любимой женщины.

Фото: Алексей Хлопков/предоставлено создателями фильма

— Сергей, перед показом вы сказали: «...к сожалению, я долго работал продюсером». Почему «к сожалению»? Вы вошли в кинематограф как режиссер: в 1992-м сняли свой первый фильм «По прямой». Но потом занимались исключительно продюсированием…

— Я как режиссер начинал и собирался им быть. У меня были замыслы, планы и возможности. Но я умирал с голоду, причем буквально, потому что приехал в чужую для меня тогда Москву. Да, у меня был прекрасный дебют, и предложения интересные тоже поступали, но жить все равно было не на что. И, когда появилась возможность оказаться чуть ближе к деньгам, чем режиссеру, я эту возможность использовал. А потом друзья втянули меня в руководство Киностудией имени Горького, потому что у меня был огромный производственный опыт. Я же трудился на очень сложных картинах еще в советский период, в 80-е годы. Так я стал генеральным продюсером киностудии. Я зашел туда на полгода, а потом трясина меня засосала…

-2

Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

— Не пытались выбраться из этой «трясины»?

— Каждый год! Я говорил себе: вот мы закончим проект — и все, ухожу. Но дороги каждый раз обрывались. Плюс я человек со сложным характером и, главное, с убеждениями. К примеру, я считаю, работа в кинематографе должна сводиться к формуле «кино-смыслы-деньги». А большинство моих коллег живут по принципу «кино-деньги». Я же не смотрю на кинематограф как на бизнес — хотя хороший фильм деньги приносит. Поэтому я был самым бедным российским продюсером. Я отказывался от производства всякого фуфла, заказанного бандитами или олигархами. Я не стал строить большие компании, потому что в процессе переговоров выяснялось, что инвесторам эти компании нужны в качестве развлечений для жен или девушек. Но я же не родился обслуживать интересы чужих девушек! Поэтому многое мне просто не удалось сделать. И уже не удастся. Что жаль.

-3

Кадр из фильма «Бумер» (2003)

Возможно, мне лучше было бы остаться работать режиссером, а не прятаться за спины других постановщиков. Но в любом случае мое взаимодействие с режиссерами всегда было сотворчеством, не побоюсь этого слова. И даже Кира Муратова пускала меня на свою территорию. А уж она-то продюсеров ненавидела люто.

— Сергей, а если бы «Бумера» вы снимали как режиссер, это было бы другое кино?

— Он был бы совсем другим по языку. Но по смыслам — тот же. У нас тогда неожиданно совпала воля четырех людей. Я в тот момент как раз искал похожий сценарий (не будь «Бумера», был бы «Мерин»). И тут вдруг ко мне приходит Петя Буслов со своей молодой энергией и говорит: «Эдгарыч, я нашел!» И я сразу понял, что для меня (как и для Пети) этот фильм станет личным высказыванием. Потому что он о том, как герой решил соскочить, решил бросить улицу. А я на улице был. И Петя был. Да все наше поколение было… Поэтому, если бы «Бумера» снимал я, его смыслы бы точно не изменились.

-4

Кадр из фильма «Бумер» (2003)

Плюс «Бумер» невозможен без еще двух человек. Это Сергей Шнуров, который до сих пор спорит с Петей, кто из них больше сделал для фильм. И Даня Гуревич, оператор и Петин друг. Кстати, для меня Даня — соавтор фильма. Он тот человек, чьими глазами мы эту историю увидели. А его взгляд уникален и неповторим.

— Среди других ваших громких проектов — «Живой» Александра Велединского (2006), история ветерана чеченской войны, который общается с призраками своих сослуживцев. Невероятно актуальный фильм до сих пор…

— Это шедевр. Я начал его делать на свои собственные средства, которые у меня остались от «Бумера». И я никогда не понимал, зачем вообще нужно снимать кино, если в нем нет лично тебя. В «Живом» я был. Он важен для меня, потому что в юности я откосил от службы в Афганистане. А мои товарищи по двору и по школе там погибли. И всю жизнь я жил с чувством вины, понимая, что как-то «не по-пацански» получилось. Когда же прочел сценарий, то увидел в нем все то, что меня мучило: увидел боль человека, который вернулся с войны. Поэтому не взяться за такую картину я просто не мог.

-5

Кадр из фильма «Живой» (2006)

— Как бы то ни было, потом вы ушли из кино на 10 лет…

— Ушел, громко хлопнув дверью.

— Почему?

— Потому что для меня не осталось места. На одном полюсе российского кинематографа оказался «Чебурашка», на другом — унылое фестивальное кино. Первое снимается за условные два миллиарда, второе — за два рубля. А я-то ни там, ни там. Я бы с огромным удовольствием снимал проекты за 200 миллионов. Но таких фильмов нет, их никто не снимает, хотя именно на таких проектах держится весь мировой кинематограф. А не на блокбастерах или на занудных авторских драмах.

-6

Кадр из фильма «Ветер» (2025)/предоставлено создателями фильма

— Но сейчас вы вернулись…

— Я вернулся не продюсером, а режиссером. Мне захотелось реализовать то, от чего я когда-то ушел. И я начал искать материал, который позволил бы мне еще раз дебютировать. И сказать своим коллегам, что я тоже есть, что я тоже умею снимать кино. Вот, мол, посмотрите, я снял дебют, поставьте мне оценку. Это была абсолютно прикладная задача.

-7

Кадр из фильма «Ветер» (2025)/предоставлено создателями фильма

— Я подслушала разговоры зрителей после показа «Ветра». Говорят, что вы сняли очень красивое кино.

— Для меня это, к сожалению, не комплимент, красота в данном случае не важна. Но «Ветер» очень точен по натуре. Изначально мы собирались найти какое-то место, где можно будет отснять все сцены. Это оказалось невозможным, поэтому мы, как цыганский табор, мотались по всему югу России. В итоге в фильме нет ничего найденного, все построено руками художников-постановщиков. Они даже камыши сажали — там, где нужно было.

— А как бы вы определили жанр «Ветра»? Притча?

— Я бы сказал, что это злая сказка — именно так ее и писал Саморядов. И был момент, когда мы даже собирались презентовать «Ветер» как сказку. Но у нас нет ни Бабы-Яги, ни Змея Горыныча, ни богатырей… А в сознании аудитории сказки без них невозможны. Поэтому от этой идеи мы отказались, но назвать «Ветер» притчей я тоже не могу.

-8

Кадр из фильма «Ветер» (2025)/предоставлено создателями фильма

— Вы сказали, вы не занимаетесь фильмами, если в них нет ничего личного. Что личное в «Ветре»?

— Гордыня. Для меня «Ветер» — история гордыни. Так выходит, что я в своей жизни с нею борюсь всегда. Как только ты начинаешь думать, что ты свое кино снимаешь сам, а не провидение, не воля Божия, — ты сразу же разрушаешься и из твоих рук выходит пустышка. Но лесть, комплименты, награды и прочее — не могут в тебя не проникать. Поэтому приходится нелегко.

Один раз я серьезно согрешил, согласившись снимать «Бумер 2». Под давлением друзей я пошел наперекор своим убеждениям и решил — почему бы не заработать денег?! А потом за это горько расплачивался. И за то, что согласился, и за то, что не добился хорошего сценария, и за многое другое. Да, мне говорят, что фильм хороший, но я понимаю, что это не «Бумер».

-9

Кадр из фильма «Ветер» (2025)/предоставлено создателями фильма

Что касается «Ветра», то гордыня — самое слабое место Ивана. Он был уверен, что управляет своей жизнью и собою. И до поры до времени именно так и было. Но когда он столкнулся с ситуацией, которую не может контролировать, чуть с ума не сошел. Поэтому фильм не только о том, на что готов мужчина ради женщины. Он о пути к Богу. Ведь жить без веры и без Бога для Ивана оказалось невозможным. Как и всем нам.

-10

Фотографии: Владимир Гердо/ТАСС