Локхид U-2. Первомай и Гэри Пауэрс.
Мне довелось жить в те времена и побывать на месте падения этого самолёта – отец мой был кадровым военным и жили мы невдалеке, в городе Асбесте (не удивляйтесь – для Урала 100 км не расстояние).
В Армии, служа в ПВО, на той самой «Десне» С-75, я слышал разные версии этого события, а тридцать лет спустя познакомился с сыном старшего лейтенанта Селина, техника «будки П», стрелявшего по шпиону…
Он долгие годы исследовал нюансы и события этого дня и у него сложилось своё мнение об этом. Я ему верю.
Это его статья, опубликованная на сайте https://cont.ws/@varjag789/1638275, а затем и на сайте giacco.ru.
Я разбавил текст несколькими иллюстрациями, чтобы читалось не слишком сухо. Доброго вам чтения!
***
Новые шаги в расследовании событий 60-летней давности
На сайте https://cont.ws/@varjag789/1638275 появилась статья "Дела давно минувших дней" нашего друга Сергея Борисовича Селина. Сергей с завидной настойчивостью и заметным прогрессом расследует события 60-летней давности, происшедшие в небе над Свердловском. Статья в равной степени относится к сегодняшнему празднику (День ПВО) и к юбилею первого боевого применения комплекса С75.
60 лет назад весь мир узнал о том, что 1 мая в небе над Свердловском (ныне Екатеринбург) был сбит американский самолёт-разведчик U-2 под управлением Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Сбит зенитной ракетой комплекса С-75. Так, как это видели чуть ли не все в самом Свердловске (проходила праздничная демонстрация), да и в городах-сателлитах, так как всё происходило на высоте 20 км, скрыть это было невозможно. В прессе было объявлено, что шпион сбит, пленён, так как спустился с парашютом, ракетчики герои представлены к наградам. Это всё, что знали, в общем. Более причастные знали, несомненно, больше. Участники знали только то, что видели своими глазами. А что и как получилось в целом при проведении операции по уничтожению разведчика, сказать даже участники не могли. Хотя почти сразу пошли слухи, что не всё так просто и легко получилось, что был сбит свой истребитель и пилот погиб, но никто деталей не знал. Уже 60 лет история окутана всякими догадками и большой долей недоверия. Особенно среди военных. Воды с тех пор утекло очень много и даже участников живых остались единицы. Если остались. Последний раз мне с ними довелось общаться 10 лет назад. Восстанавливать по крупицам цепочку всех событий. Встречаться, созваниваться, переписываться. В России, Украине, Беларуси.
Я не берусь утверждать, что всё было именно так, как сложились пазлы информации по итогам этих встреч и бесед с ветеранами и непосредственными участниками, но хочу изложить исключительно свою, - альтернативную версию того события. Имеющую мало общего с официальной версией 1960г. Впрочем, - было бы странно…
Итак…..
1 мая 1960 Lockheed U-2 под управлением пилота, стоящего на службе ЦРУ, Фрэнсиса Гэри Пауэрса взлетев с аэродрома в Пакистане в 5.36, пересёк границу в 20 км юго-восточнее Кировабада, Таджикской ССР на высоте 20 км. На этот раз у него был довольно сложный маршрут с пролётом через весь СССР, с посадкой в Норвегии на аэродроме Буде. Маршрут проходил над космодромом Байконур, Челябинском, Свердловском, Архангельском и Мурманском. РТВ (РадиоТехнические Войска) нарушителя обнаружили сразу, но по разным объективным и субъективным причинам полёт цели, аж до Свердловска, не был прерван.
Сразу при обнаружении воздушной цели всей авиации СССР, не стоящей на боевом дежурстве, была дана команда «ковёр», которая требовала немедленной посадки всех воздушных судов на аэродромы. Эта команда задержала в аэропорту Кольцово (Свердловск) севшую для дозаправки пару истребителей Су-9 (Т-3-41), которую лётчики, капитаны Сакович и Ментюков, с завода в Новосибирске перегоняли на авиабазу в г. Барановичи. Самолёты не имели вооружения, и летчики были без высотно-компенсирующих костюмов и гермошлемов. Пара не была готовой к бою. Перегон есть перегон.
После того, как нарушитель миновал Байконур и двинулся в сторону Урала, стало понятно, что возвращаться обратно он не будет. Все попытки перехвата истребителями МиГ-19 были безуспешны, так как они даже на динамической горке не могли выскочить на высоту полёта U-2.
На Урале имелось много объектов, которые были очень интересны разведке США, и допустить появление в небе Урала стратегического разведчика было никак нельзя. Сейчас трудно сказать, по каким соображениям был поднят в небо истребитель капитана Саковича с целью попытки тарана нарушителя на рубеже Троицка. Сам ли командующий истребительной авиацией ПВО принял такое решение или после согласования с главкомом ПВО страны маршалом Бирюзовым. Если судить по тому, что такая попытка упоминается в официальных документах, маршал Бирюзов дал «добро» на такое решение Савицкого.
Саковича наводили на цель в районе Троицка, но попытка оказалась неудачной, и Сакович посадил истребитель на грунтовый аэродром под Троицком. В документах говорится, что РТВ выдавали высоту цели 11 000м и выше 12 000 Сакович не поднимался, но обнаружить цель не смог. Такое звучит довольно странно, так как на этой высоте шпиона могли достать МиГ-19 и гонять для тарана безоружный, хоть и высотный Су-9 было просто бессмысленно. Неубедительное оправдание, нужно признать. Трудно сейчас догадаться - по какой причине РТВ давали такую высоту цели. Возможно, что у Саковича попросту не оказалось кислорода для выхода на большую высоту, так как истребитель был в перегоне, и заправлять кислородом оборудование для действий пилота на больших высотах не имело смысла.
Пауэрс, миновав Троицк, двинулся дальше, обходя с запада Челябинск, чем оставил не у дел зенитно-ракетные дивизионы в районе Челябинска, направился к Аргазинскому водохранилищу и оз. Увильды.
Конец Первой части.
Продолжение следует.
С уважением, Владимир Павлович (В. П.).