Среди замков Тевтонского ордена в прошлом располагавшихся на территории современной Калининградской области есть не несколько о которых мы знаем гораздо меньше чем хотелось бы. Вообще, что касается замков на Куршской косе это обычное явление, но замок Пиллкоппен, пожалуй самый загадочный из всех.
Один из самых именитых летописцев Тевтонского ордена Петр из Дусбурга сообщил, что «…в год от Рождества Христова 1283 800 всадников из Литвы зимой по Нерии Куршской вторглись в Самбийскую землю и две ее волости, а именно Абенду и Побетту, разорили огнем и мечом, убив 150 христиан, и, так как никто не оказал им сопротивления, все они ушли целые и невредимые. Брат Конрад (Конрад фон Тирберг младший), магистр, как муж мудрый и прозорливый, полагал, что по Нерии, дороге ни откуда не видимой, могут снова возникнуть многие тревоги и неприятности для братьев и земель Самбии со стороны язычников. Он заложил на упомянутой Нерии, на берегу соленого моря мощный замок, называемый Нойхауз, чтобы литвины не вторглись внезапно в земли Самбии…» Итак, перед нами древнейшее известие о действительном сооружении на косе в 1283 году орденского замка. Правда, в каком месте была построена эта крепость, хронист XIV века так и не сообщил.
И так, где замок?
Мнения историков по этому поводу разделились. Несмотря на то, что летописец недвусмысленно указывает на сооружение укрепления на Нерии Куршской, согласно одной из гипотез, nova domus находился в округе современного Зеленоградска (бывший Кранц) — в нынешнем урочище Затон, примерно в 1,5 километрах к юго-востоку от города. Доктор исторических наук В. И. Кулаков считает, что некогда здесь существовала деревенька прусских рыбаков под именем Пиллькоппен (Pillkoppen) (прус. «Прибрежное городище»), на месте
которой в 1282 году возникло селение Kranta-Krug. Затем крестоносцами, опасавшимися набегов литовцев, здесь был сооружен замок. В. И. Кулаков утверждает, что и сейчас в песке на берегу Куршского залива можно увидеть дубовые бревна фундамента этого орденского укрепления. Но вероятнее всего, это все же остатки старой таможенной станции либо таверны Glomsack, погибшей при пожаре около 1813 года. Также следует отметить, что
поселок Пиллькоппен (в настоящее время — Морское) находится
совсем в другом месте, на Куршской косе.
В 1585 году Каспар Хененбергер, изучив сохранившиеся немногочисленные документы орденской эпохи, пришел к убеждению, что именем «Пиллекопфф» называют место, где некогда стоял замок Нойхауз. Гораздо позже, в 1825 году, Яхман указывал, что престарелые жители Пиллькоппена еще очень хорошо
помнят его остатки. Вероятно, это было небольшое куршское вальное укрепление. Это укрепление активно использовалось орденом на рубеже XIII — XIV веков в качестве вынесенного вперед форпоста для предупреждения о набегах литвинов, и именно оно упоминается в документах начала XIV века как ―castrum seum oppidum Neuenhaus‖ (крепость или укрепление Нойхауз).
Сегодня определить местонахождение этого укрепления без систематического исследования окрестностей поселка Морское и археологических раскопок невозможно, однако о местоположении этого предшественника замка Росситтен есть интересное предположение.
Легенды повествуют нам, что где-то на вершине одного из окрестных холмов древние пруссы молились своим богам. В 1825 году Яхман отмечал, что несколько моргенов горы в районе Пиллькоппена были покрыты столетними соснами и там водился благородный олень. Все это весьма напоминает о существовании священной рощи. Орден же строил свои крепости или кирхи не только там, где были прусские укрепления, но и в тех местах, где нужно было вытеснять старые языческие культы.
В качестве местонахождения замка Нойхауз на Куршской косе можно рассматривать гору Альтдорф, которая на карте 1790 года еще называлась Шлоссберг (Замковая гора). Она представляет собой протянувшуюся с запада на восток высокую протодюну, которая к настоящему времени значительно увеличилась благодаря навеянному песку. Очевидно, старое немецкое название горы происходит из тех времен, когда здесь на одном из склонов, юго-западнее ее подножия и поблизости от крепости первоначально находился Пиллькоппен. В те далекие времена это старое селение называлось Нойштадт. Впервые оно упоминается в сообщении о посещении этих мест епископом Мерлином. В отчете о состоянии церквей в епархии Шаакен за 1569 год он указывает, что вблизи старой крепости находился трактир и девять рыбацких домов. Каспар Хененбергер на своей карте местонахождение этого поселка определяет приблизительно — между дюнами Альтдорф и Прединберг (ныне дюна Вышка. Есть предание, что на месте «танцующего» леса, покрывающего невысокий холм Прединберг, в древности находилась одна из священных рощ Куршской косы).
Пастор Михаэль Буркхардт в 1665 году сообщил, что Нойштадт у Пиллькоппена имел к тому времени три участка, то есть он уже заносился песком и переносился на новое место. Последние упоминания об этом укреплении как о боеспособной единице встречаются в орденских источниках вплоть до начала 30-х годов XIV столетия. В дальнейшем постоянная угроза от пришедших в движение дюн сделала невозможным существование данного форпоста ордена в районе Пиллькоппена.
Можно с большой долей уверенности сказать, что к началу XV века крепость уже была поглощена дюной.
Нам остаётся только надеяться, то однажды в результате движения песков под действием моря и ветра замок снова «выплюнет» на дневную поверхность.