Найти в Дзене

Разбираю текст из демоверсии ОГЭ-2026 по русскому языку

Анализ текста на экзамене – примерно 50% от всей работы. Умение правильно разобрать текст помогает не только понять его, но и написать сочинение на максимальный балл. Сегодня предлагаю обратиться к тексту из демоверсии ОГЭ по русскому языку. Меня зовут Евгения Анатольевна, я учитель русского языка и литературы, репетитор, эксперт ОГЭ. Я выделяю следующие этапы работы над текстом: В первую очередь я предлагаю детям самостоятельно прочитать текст, выделить в нем непонятные слова и выражения. Кроме того, дети пробует разделить текст на небольшие эпизоды, чтобы было легче работать.  В конце этого этапа я всегда спрашиваю: Что запомнили? Что поняли? Какие вещи остались непонятны?  Сначала спрашиваем детей: какие слова они не знают или затрудняются в объяснении значения. Затем работаем с тем, что выделила я. В текст Ю. Я. Яковлева я предлагаю обратить внимание на следующее: Далее слушаем запросы детей. Текст из демоверсии лексически не сложный, поэтому вопросов не возникает.  Я советую де
Оглавление

Анализ текста на экзамене – примерно 50% от всей работы. Умение правильно разобрать текст помогает не только понять его, но и написать сочинение на максимальный балл. Сегодня предлагаю обратиться к тексту из демоверсии ОГЭ по русскому языку.

Меня зовут Евгения Анатольевна, я учитель русского языка и литературы, репетитор, эксперт ОГЭ.

Я выделяю следующие этапы работы над текстом:

1 этап. Самостоятельное чтение и разметка текста

В первую очередь я предлагаю детям самостоятельно прочитать текст, выделить в нем непонятные слова и выражения. Кроме того, дети пробует разделить текст на небольшие эпизоды, чтобы было легче работать. 

В конце этого этапа я всегда спрашиваю: Что запомнили? Что поняли? Какие вещи остались непонятны? 

2 этап. Лексическая работа 

Сначала спрашиваем детей: какие слова они не знают или затрудняются в объяснении значения. Затем работаем с тем, что выделила я. В текст Ю. Я. Яковлева я предлагаю обратить внимание на следующее:

  1. Выясняем, что мы знаем о Юрии Алексеевиче Гагарине.
  2. Рассказываю о сурдокамере и почему это сложное испытание. 

Далее слушаем запросы детей. Текст из демоверсии лексически не сложный, поэтому вопросов не возникает. 

3 этап. Анализ текста

Я советую делить текст на много маленьких фрагментов, чтобы было легче его понять. И кроме того, стараюсь задавать вопросы и по содержанию, и смысловые. Вот какие вопросы у меня получились:

  1. Как изменилась жизнь Гагарина после полета в космос?
  2. Почему охотнее всего Гагарин шел на встречу с курсантами лётных училищ?
  3. О чем спрашивает курсант Гагарина?
  4. Как вы думаете, какие эмоции испытывал курсант, задавая вопросы Гагарину?
  5. Почему Гагарин не смеялся вместе с остальными?
  6. Какой жест курсанта говорит о его волнении? Что еще выдает растерянность задававшего вопрос?
  7. Почему вопрос молодого курсанта стал важным для остальных?
  8. О чем обычно мечтают молодые люди?
  9. О чем должен думать герой?
  10. Как себя чувствовал Гагарин перед одним из важных испытаний?
  11. Что сказал Гагарин Королеву?
  12. Почему именно так поступил советский космонавт?
  13. Как вы понимаете фразу: (35)Но ведь нельзя считать, что ты сдал испытания на честность раз и навсегда. (36)Всю жизнь человек сдаёт эти испытания и в большом, и в малом.
  14. Нужно ли быть честным всегда и со всеми? И почему?
  15. О чем же на самом деле думал Гагарин, когда шел сдавать рапорт Правительству?
  16. Почему Гагарин не постеснялся рассказать о своих мыслях?
  17. Почему все же курсант был счастлив?
  18. Как Гагарин помог курсант?

4 этап. Чтение тем сочинения 

В ОГЭ предлагается 3 темы на выбор: 

13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каковы функции многоточия в тексте?»

13.2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как Вы понимаете смысл предложений 35, 36 текста “Но ведь нельзя считать, что ты сдал испытания на честность раз и навсегда. Всю жизнь человек сдаёт эти испытания и в большом, и в малом”?»

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему в жизни важно быть честным?»

5 этап. Сбор материала для сочинения

Так как мы писали сочинение 13.1, то предлагаю посмотреть работу, связанную с этой темой. 

  1. Находим и выделяем все предложения с многоточием. 
  2. Пробуем определить, зачем автор использует этот знак препинания, что хочет выразить.
  3. Группируем выделенные предложения по цели употребления многоточия.

6 этап. Пишем сочинение. 

Тезис: прямой ответ на вопрос, каковы функции многоточия.

Многоточие к тексте Ю. Нагибина помогает ... .

Примеры: указываем фрагмент из текста. В сочинении 13.1 лучше использовать цитирование или указание номеров предложений. Объясняем, что многоточие помогает передать/выразить/понять.

 Во-первых, в предложениях ... использовано многоточие. Этот знак препинания помогает ... .
Во-вторых, в предложении ... также автор ставит многоточие. Оно позволяет ... .

Вывод: ещё раз говорим о функции многоточия. 

Таким образом, многоточие к тексте выполняет следующие функции: ... .

Текст проанализирован, написано сочинение. Все довольны. Осталось закреплять навыки анализа и письма.

Если вам понравился разбор, то поставьте 👍. А скачать текст из демоверсии и презентацию для работы над сочинением 13.1 можно тут.