Найти в Дзене
Исторический Ляп

Писатель Дмитрий Быков: В романе «Мелкий бес» учителя всё время порют детей, а Валерия младшая из трёх сестёр Рутиловых

На фоне этих удивительно ярких, прекрасно, убедительно изображенных провинциальных чиновников, глупых детей, изводящих учителей, глупых учителей, которые всё время порют детей и наслаждаются этим,— на этом фоне совершенно потерялась утопическая, вроде бы радостная линия романа, линия Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Вообще сестры Рутиловы, которые, как всегда, с легкой руки Чехова обязательно есть в любом провинциальном городе, красавицы-сестры… Самым реальным их воплощением, например, были красавицы сестры Синяковы в Харькове или сестры Суок в Одессе. Обязательно есть такие три красавицы, вокруг которых вьются все местные поэты и вообще все местные богачи, а они, значит, соответственно озаряют жизнь этой провинции, как три грации. Есть и здесь сестры Рутиловы. Самая молодая, самая веселая из них, Людмила. Она влюблена в мальчика Сашу, немножечко андрогина, красавца, которого там во время карнавала расписывают гейшей, и он производит огромное смущение среди обывателей городских. «1
Фото Дмитрия Рожкова
Фото Дмитрия Рожкова

На фоне этих удивительно ярких, прекрасно, убедительно изображенных провинциальных чиновников, глупых детей, изводящих учителей, глупых учителей, которые всё время порют детей и наслаждаются этим,— на этом фоне совершенно потерялась утопическая, вроде бы радостная линия романа, линия Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Вообще сестры Рутиловы, которые, как всегда, с легкой руки Чехова обязательно есть в любом провинциальном городе, красавицы-сестры… Самым реальным их воплощением, например, были красавицы сестры Синяковы в Харькове или сестры Суок в Одессе. Обязательно есть такие три красавицы, вокруг которых вьются все местные поэты и вообще все местные богачи, а они, значит, соответственно озаряют жизнь этой провинции, как три грации. Есть и здесь сестры Рутиловы. Самая молодая, самая веселая из них, Людмила. Она влюблена в мальчика Сашу, немножечко андрогина, красавца, которого там во время карнавала расписывают гейшей, и он производит огромное смущение среди обывателей городских.

«100 лекций по русской литературе», 31 октября 2015 г.

Рассуждая о романе Фёдора Сологуба «Мелкий бес», Быков не только не в курсе дальнейшей судьбы его героя – преподавателя гимназии Ардальона Передонова, как мы сообщали ранее. Он и текст книги не помнит. Ардальон Борисович действительно постоянно кляузничает и клевещет на учеников их родителям, и некоторые из них, поверив, берутся за розги, а иногда и сам Передонов в порке участвует. Однако он всего один такой. Прочие коллеги: Мачигин, Скобочкина, Фаластов, учитель гимнастики Алексей Алексеевич, безымянный классный наставник – «молодой человек до того либеральный, что не мог называть кота Ваською, а говорил: кот Василий» и сам директор Николай Власьевич Хрипач никого не порют.

Путается Быков и в сёстрах Рутиловых. Их не три, а четыре. Старшая, Лариса, уже замужем и в развлечениях с гимназистом Сашей не участвует. А среди трёх участвующих, младшая не Людмила, а Валерия. О чём в тексте и написано русскими буквами:

«В гостиной, угловой к воротам горнице, сидели все четыре сестры, все на одно лицо, все похожие на брата, все миловидные, румяные, весёлые: замужняя Лариса, спокойная, приятная, полная; вертлявая да быстрая Дарья, самая высокая и тонкая из сестер; смешливая Людмила и Валерия, маленькая, нежная, хрупкая на вид. Они лакомились орехами да изюмом и, очевидно, чего-то ждали, а потому волновались и смеялись более обычного, вспоминали последние городские сплетни и осмеивали знакомых и незнакомых».

И далее:

«Обе сестры увлеклись Людмилиною мечтою послать в маскарад Сашу в женском платье, обмануть таким способом весь город и устроить так, чтобы приз дали ему. И Валерия делала вид, что согласна. Завистливая и слабая, как дитя, она досадовала — Людмилочкин дружок, не к ней же ведь ходит, но спорить с двумя старшими сестрами она не решалась».

Сестёр Суок в Одессе действительно проживало три. Лидия стала женой поэта поэта Эдуарда Багрицкого, Ольга, супругой писателя Юрия Олеши, а Серафима его же любовницей. Не трудно догадаться, что именно фамилию сестёр Олеша использовал как имя героини детской повести «Три толстяка», девочки-циркачки Суок.

Зато сестёр Синяковых, именовавшихся музами русского футуризма, в Харькове насчитывалось целых пять: Вера, Зинаида, Ксения, Мария и Надежда. Их отношения с мужьями и прочей богемой, особенно поэтами-футуристами, включая Давида Бурлюка, Владимира Маяковского и Велемира Хлебникова весьма запутаны.

Однако Быков барышень даже сосчитать толком не умеет. Зато несёт бред про лёгкую руку Чехова, словно Антон Павлович в каждом провинциальном городе трёх красивых дочек заделывал, а богачи вокруг них увиваться начинали. При том, что в самой чеховской пьесе «Три сестры» нет ни одного.