Найти в Дзене

Куда пропали автобусы-"гармошки"

Исчезновение автобусов-«гармошек» с улиц российских городов — это результат сложного переплетения экономических, технических и эксплуатационных проблем, которые накапливались годами. Однако стоит отметить, что сейчас во многих крупных городах наблюдается обратная тенденция — их начинают возвращать на самые загруженные маршруты. Вот основные причины, по которым "гармошки" массово исчезали: Во многих городах в 2000-е и начале 2010-х годов "гармошки" заменяли: Важно отметить, что в последние годы во многих крупных городах (например, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ростов, Сочи) вновь наблюдается тенденция к закупке новых сочлененных автобусов (таких как современные модели ЛиАЗ-6213 или Volgabus-6271). Это происходит потому, что на самых загруженных маршрутах (особенно в часы пик) никакой другой транспорт не может обеспечить необходимую провозную способность без увеличения количества единиц техники, что привело бы к перегрузке дорог. Новые "гармошки" оснащены более мощными двигателями,
Оглавление
Автобус-"гармошка"
Автобус-"гармошка"
Исчезновение автобусов-«гармошек» с улиц российских городов — это результат сложного переплетения экономических, технических и эксплуатационных проблем, которые накапливались годами.
Однако стоит отметить, что сейчас во многих крупных городах наблюдается обратная тенденция — их начинают возвращать на самые загруженные маршруты.
Вот основные причины, по которым "гармошки" массово исчезали:

1. Экономические и эксплуатационные причины

  • Удорожание и износ старого парка: Самые массовые и известные "гармошки" — венгерские Ikarus 280 и ранние российские ЛиАЗы. Эти машины имели очень большой возраст, и их ремонт, а также поиск запчастей (особенно импортных двигателей и агрегатов, как у некоторых моделей ЛиАЗ) становились крайне дорогими и нерентабельными.
  • Высокая стоимость обслуживания сложной техники: Автобусы-«гармошки» технически сложнее обычных. У них более сложный механизм сочленения, часто задний ведущий мост (толкающая схема), что усложняет обслуживание, особенно в зимних условиях.
  • Сложности с водительским составом: Для управления сочлененными автобусами (особо большой класс) иногда требуются права более высокой категории, чем для обычных автобусов (например, дополнительная категория, как для машин с прицепом), что усложняет поиск и подготовку кадров.
Автобус-"гармошка"
Автобус-"гармошка"

2. Технические проблемы и особенности конструкции

  • Управляемость и безопасность зимой: Некоторые модели "гармошек" имеют задний привод и толкающую схему (прицеп толкает переднюю часть). В сложных зимних условиях (гололед, снегопад) это может привести к "складыванию" автобуса в месте сочленения, что является опасным.
  • Качество сборки и надежность: У некоторых отечественных моделей были проблемы с качеством сборки, что приводило к частым поломкам двигателей и других агрегатов, а также к сквознякам в салоне.
  • Неподходящая инфраструктура: Длинные автобусы (более 18 метров) требуют больше места для маневра и остановки, что не всегда было возможно в плотной городской застройке или на узких улицах.
Автобус-"гармошка"
Автобус-"гармошка"

3. Замена другими видами транспорта

Во многих городах в 2000-е и начале 2010-х годов "гармошки" заменяли:
  • На автобусы среднего класса: Иногда власти решали, что эффективнее пустить больше автобусов стандартной вместимости, чем один особо большого класса.
  • Развитием метро и трамваев: В городах-миллионниках приоритет отдавался развитию рельсового транспорта, способного перевозить большие потоки пассажиров.

Возвращение "Гармошек"

Важно отметить, что в последние годы во многих крупных городах (например, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ростов, Сочи) вновь наблюдается тенденция к закупке новых сочлененных автобусов (таких как современные модели ЛиАЗ-6213 или Volgabus-6271).

Это происходит потому, что на самых загруженных маршрутах (особенно в часы пик) никакой другой транспорт не может обеспечить необходимую провозную способность без увеличения количества единиц техники, что привело бы к перегрузке дорог.

Новые "гармошки" оснащены более мощными двигателями, современными системами безопасности и низким полом, что решает многие проблемы старого парка.