Добрый день. Я педагог – Мысова Елена Борисовна, стаж педагогической деятельности 39 лет. Образование высшее, 10 лет назад переучилась на дефектолога, прошла переквалификацию (курсы) по логопедии, обучение по воспитанию и развитию детей с ОВЗ, РАС и начала работать с детьми РАС и ЗПР.
Случайно узнала про ваш конкурс и желаю поделиться своими добрыми и «полезными» делами в работе с «особенными детками». 2 апреля мы все помним, что это Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Дети РАС – это ребятишки, такие же добрые, милые, счастливые, интересные, загадочные, но в «своем немного, другом мире» и мы взрослые (родители, педагоги, специалисты) должны быть с ними рядом и радоваться вместе с ними каждому моменту, мгновению, дню.
Мой девиз в работе: «Добрые дела – каждый день».
Начинаю свой день с самого простого. Утром, встречая ребятишек в группе, радостно с ними здороваюсь, улыбаюсь, обнимаю, но реакция у всех детей разная (кричат, убегают, могут ударить), тогда подключаю сюрпризный момент (вношу любимую игрушку ребенка, книжку и т.д.), и вижу желание ребенка раздеться самостоятельно и пройти в группу. И у родителей сразу же появляется улыбка и хорошее настроение. «Говорящие» дети здороваются вербально, остальные жестами, мимикой и я это всегда поощряю, хвалю ребятишек. Так же и вечером прощаемся (даже привлекаем родителей в помощь). Семья – это главное и пример для ребенка.
Во время кормления стараемся, чтобы дети кушали самостоятельно и аккуратно, правильно держали столовые приборы, показываю, помогаю, держим иногда «рука в руку». Есть дети, которые полностью отказываются от еды, их очень трудно посадить за стол кушать, обязательно сажусь с ребенком вместе за стол и кушаем за одним столом «вместе» (я – ребенку пример), этот прием хорошо работает и ребенок начинает подражать взрослому. Я его обязательно хвалю и желаю приятного аппетита. После приема пищи приучаю детей благодарить взрослых, пользоваться бумажными салфетками, хотя это иногда дается с большим трудом. Не все дети любят и понимают, зачем брать салфетку, начинают ее кидать, рвать и т.д. Показываю пример лично и прошу сделать так же. Дети начинают делать так же, и у них это уже входит в привычку. Дети не очень любят мыть руки с мылом, опять использую личный пример или игрушку. Используем алгоритм мытья рук, туалета, раздевания и одевания, приема пищи, уборки игрушек на место и т.д. Приучаю ребятишек к самостоятельности и пониманию простых требований, всегда стараюсь добиться результата, хотя бы по минимуму.
К подготовке ко сну ребятишки самостоятельно раздеваются, но пусть и складывают вещи свои «небрежно», переворачивают стульчики, кричат, но я их поощряю, и вместе с ними складываем вещи аккуратно. Хвалю деток. С этими детьми я сама каждый день становлюсь добрее, внимательнее, отзывчивее, стараюсь, что-то поменять и добавить нового, интересного. Каждый день в группе со специалистами проводятся индивидуальные игровые занятия, но дети не всегда идут охотно и результат не всегда зависит от детей, но и от нас – взрослых. Стараемся заинтересовать детей с учетом их особенностей и интересов, меняем, корректируем и видим результат и даже желание детей заниматься: рисовать, лепить, играть, петь, заниматься физкультурой, плавать в бассейне, играть в театр, посещать центр «Скалолазания» (у некоторых деток это получается самостоятельно).
К сожалению, наши ребятишки плохо или частично воспринимают музыку и музыкальные занятия (закрывают уши, держатся за голову, кричат) и тут мы нашли выход, поменяли методы и приемы. Занятие начинаем с группы, включаем спокойную музыку, берем игрушки и идем в музыкальный зал. Результат положительный, ребята поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют.
Сейчас у меня ребятишки все 6 лет, они прекрасно меня слышат и понимают мои добрые «команды» (2 года посещают группу), добиваюсь, чтобы ребята их выполняли, и обязательно договариваюсь еще с родителями. Это такие же дети, они умеют все, только немного по-другому. Главное – доброта и терпение. Мои дети прекрасно играют в ролевые и настольные игры, собирают пазлы, строят из конструктора постройки и т.д. Иногда интерес к играм пропадает быстро, могут все бросить, уйти, но я стараюсь сразу же подключиться и помочь развить сюжет игры, быть участником игры вместе с ребенком, хвалю ребенка и продолжаю с ним играть. Сама, как педагог узнаю постоянно что-то новое каждый день, стараюсь по ситуации что-то менять в мире этих счастливых деток. И если это получается у меня – это самый счастливый момент.
Постоянно занимаюсь самообразованием, много читаю дополнительной литературы, общаюсь с коллегами. В 2023 году с коллегой по работе летали в г. Красноярск для участия в информационном семинаре по использованию средств АДК (альтернативная дополнительная коммуникация) в работе с детьми РАС, ЗПР, где получили огромный опыт и знания (было много теории, практики, видео). Наша группа прекрасно оборудована, все меняли постепенно, делаем постоянно пособия по темам недели и интересам детей. Привлекаем родителей. В группе приобрели «Дом Совы» (для развития психических процессов детей, координации движений), который ребятишки очень, очень любят и занимаются с интересом. Прежде чем пойти заниматься, ребята должны выполнить задания и они это понимают, их это мотивирует. Практикую в своей педагогической деятельности постоянно проектную деятельность, делюсь опытом с коллегами города.
Мир этих деток «особенный», интересный, стараюсь, чтобы дети играли вместе, по 2-3 человека, хотя это дается с большим иногда трудом. Всегда помогаю им и включаюсь в игру. Прививаю интерес к познавательной учебной деятельности: буквы, цифры и т.д. В нашем детском саду множество функциональных помещений, которые мы с ребятишками обязательно посещаем с определенной целью, интересом. Стараемся детям показать их разнообразный мир детства. Специалисты проводят огромную работу с этими детками и родителями (занятия, игры, консультации, тренинги, круглые столы, анкетирование и т.д.).
В группе имеется сенсорный уголок и палатка, где дети тоже занимаются и отдыхают с удовольствием. Иногда дети (по настроению) могут подойти к педагогу и спросить (вербально и невербально) разрешения и я это всегда поощряю. Дети все разные: кто-то кричит, кто-то падает на пол, плачет, кусается, кидает предметы, стараемся договориться с ребенком, успокоить его, и, конечно же, что-то поменять и похвалить ребенка. Так как не все дети говорящие, поэтому работаем с карточками, схемами, наглядно. Результат очень хороший, дети в сад идут с большим удовольствием, а я их всегда жду и радостно встречаю. Многие ребятишки из моей группы посещают дополнительные занятия, ходят с родителями в театр и библиотеку. Часто в своей группе оформляем фотоколлажи, где ребята видят, куда ходили, что интересного увидели, чем занимались дома в выходные с родителями и т.д. Наши дети посещают городские мероприятия: музей, выставки, конкурсы, развлекательные мероприятия, даже катаются на роликах и коньках, даже не смотря на то, что мы проживаем в суровых климатических условиях, на Крайнем севере, но мы продолжаем верить только в лучшее, менять мир этих деток.
С родителями проводим огромную работу, заинтересовываем их, хотя родители иногда опускают руки и не верят, но я их постоянно мотивирую, привлекаю ко всем мероприятиям – результат есть. Они начинают верить в своих деток. Стараемся что-то менять и социализироваться этим деткам в обществе, так как они скоро уйдут из детского сада, и очень хочется, чтобы эти ребятишки были очень счастливы и их принимали такими, какие они на самом деле.
Стараюсь в группе, детском саду, дома (совместно с родителями) создавать такую развивающую среду, чтобы дети могли делать все самостоятельно и с интересом в соответствии с возрастными особенностями, пусть даже не получается с первого раза у ребенка (бунт, крик, слезы, кулаки). Устанавливаю добрые правила поведения, объясняю их, иногда не позволяю вести себя таким образом. Стараюсь менять поведение ребенка. Главное – терпение и желание, что-то менять. Вникаю в то, как ребенок воспринимает мир в данный момент, интересуюсь, что дают те или иные задания, как лучше еще все выполнить, поменять и создать другую среду ребятишкам, чтобы помочь вывести ребенка с РАС в норму и это главное в моей работе!
#ЯМеняюМир