1. Понятие и типы экстремальной ситуации
2. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации
3. Личностно ориентированные формы поведения жертв в экстремальной ситуации
4. Личностно ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях
5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
6. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее
1. Понятие и типы экстремальной ситуации
Под экстремальной ситуацией можно понимать измененные, необычные и непривычные условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация не готова. В социальной науке все еще нет единой теории, которая описывала бы особенности психической деятельности и поведения человека в необычных условиях существования.
Экстремальная ситуация является:
— условием функционирования: внешняя детерминация;
— свойством, состоянием самих социальных систем: внутренняя
детерминация.
Для понимания механизма действия экстремальных ситуаций важно иметь четкое представление об их типах, разновидностях. Есть несколько подходов к определению типов экстремальных ситуаций:
— по масштабам сферы действия: межгосударственные, государственные, региональные, местные, объектовые;
— по динамике развития и времени ликвидации последствий: стратегические, приводящие быстро к катастрофическим последствиям, медленно развивающиеся, оперативные с локальным характером последствий;
— по видам нанесенного ущерба: прямой и косвенный ущерб, с человеческими жертвами, с материальным ущербом;
—по видам нанесенного ущерба: прямой и косвенный ущерб, с
человеческими жертвами, с материальным ущербом.
2. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации
Ажиотация. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные связи между явлениями. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледностью, учащением дыхания, сердцебиением, дрожанием рук и пр.
Ажиотация расценивается как предпатологическое состояние в границах психологической нормы. В аварийных ситуациях среди летчиков, подводников и представителей других профессий, связанных с риском, она нередко воспринимается как растерянность.
Монотонность — функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активности, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, снижением чувствительности к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных движений и действий, ощущением скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к окружающему, изменением афферентации со стороны рецепторов вестибулярного и опорно-двигательного аппаратов.
Десинхроноз — рассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
Изменение восприятия пространственной структуры — состояние, возникающее в ситуациях, когда в поле зрения человека вообще отсутствуют какие-либо объекты.
Ограничение информации, особенно личностно-значимой — состояние, способствующее развитию эмоциональной неустойчивости.
Социальная изоляция одиночная (на продолжительное время) — проявление одиночества, одной из форм которого выступает «сотворение собеседника»: человек «общается» с фотографиями близких, с неодушевленными предметами. Выделение «партнера» для общения в условиях одиночества — защитная реакция в рамках психологической нормы, однако это явление представляет собой своеобразную модель раздвоения личности в условиях длительности экстремальной ситуации.
Социальная изоляция групповая (на продолжительное время) — состояние высокой эмоциональной напряженности, причиной которой может явиться и то, что люди вынуждены постоянно находиться на глазах друг у друга. Особенно чувствительны к этому фактору женщины. В обычных условиях человек привык скрывать от других людей свои мысли и чувства, обуревающие его в тот или иной момент. В условиях же групповой изоляции это либо затруднено, либо невозможно. Отсутствие возможности побыть наедине особо требует от человека повышенной собранности и контроля за своими действиями, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность.
Другим специфическим психогенным фактором, действующим в условиях групповой изоляции, является информационная истощаемость партнеров по общению. Для избегания конфликтов люди ограничивают общение друг с другом и уходят в свой внутренний мир.
Сенсорная изоляция — отсутствие воздействия на человека , зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.
В обычных условиях; человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность. Если мозг недостаточно загружен, то наступает так называемый сенсорный голод, сенсорная депривация, когда человек испытывает острую потребность в самых разных восприятиях окружающего мира.
В условиях сенсорной недостаточности начинает усиленно работать воображение, извлекая из арсеналов памяти яркие, красочные образы. Эти яркие представления в какой-то мере компенсируют сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и позволяют человеку сохранять психическое равновесие в течение длительного времени. С увеличением продолжительности сенсорного голода ослабляется влияние и интеллектуальных процессов. Для экстремальных ситуаций характерна неустойчивая деятельность людей, что отражается на их психическом статусе. Наблюдаются, в частности, снижение настроения (вялость, апатия, заторможенность), временами сменяющееся эйфорией, раздражительность, нарушение сна, неспособность к сосредоточенности, т.е. ослабление внимания, ухудшение памяти и умственной работоспособности в целом. Все это приводит к истощению нервной системы.
Сенсорная гиперакттация — воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.
Угроза для здоровья и самой жизни человека посредством лишения его пищи, воды, сна, нанесения тяжких телесных повреждений и пр. Большое значение имеет изучение психического состояния людей, у которых присутствует фактор угрозы для жизни. Он может вызвать от человека повышенной собранности и контроля за своими действиями, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность.
Другим специфическим психогенным фактором, действующим в условиях групповой изоляции, является информационная истощаемость партнеров по общению. Для избегания конфликтов люди ограничивают общение друг с другом и уходят в свой внутренний мир.
Сенсорная изоляция — отсутствие воздействия на человека , зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.
В обычных условиях; человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность. Если мозг недостаточно загружен, то наступает так называемый сенсорный голод, сенсорная депривация, когда человек испытывает острую потребность в самых разных восприятиях окружающего мира.
В условиях сенсорной недостаточности начинает усиленно работать воображение, извлекая из арсеналов памяти яркие, красочные образы. Эти яркие представления в какой-то мере компенсируют сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и позволяют человеку сохранять психическое равновесие в течение длительного времени. С увеличением продолжительности сенсорного голода ослабляется влияние и интеллектуальных процессов. Для экстремальных ситуаций характерна неустойчивая деятельность людей, что отражается на их психическом статусе. Наблюдаются, в частности, снижение настроения (вялость, апатия, заторможенность), временами сменяющееся эйфорией, раздражительность, нарушение сна, неспособность к сосредоточенности, т.е. ослабление внимания, ухудшение памяти и умственной работоспособности в целом. Все это приводит к истощению нервной системы.
Сенсорная гиперакттация — воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.
Угроза для здоровья и самой жизни человека посредством лишения его пищи, воды, сна, нанесения тяжких телесных повреждений и пр. Большое значение имеет изучение психического состояния людей, у которых присутствует фактор угрозы для жизни. Он может вызвать основные психические реакции участников:
— непатологические невротические реакции с преобладанием эмоциональной напряженности;
— гипомимические реакции;
— сохранение адекватной самооценки и способности к целенаправленной деятельности;
— постепенное ослабление аффективно-шоковых состояний и уменьшение глубины их проявлений;
— неадекватный характер поведения пострадавших;
— малоцелесообразные двигательные действия;
— состояние онемения;
— проявления фобических неврозов, например, страха замкнутых
помещений (пострадавшие отказываются входить в машину, в палатку).
Эвакуация пострадавших в безопасные районы. Основные травмирующие факторы:
— изменение жизненного стереотипа;
— страх за состояние своего здоровья и здоровья близких;
— переживание утраты близких, разобщения семей, материальных
потерь.
Основные психические реакции участников:
— психоэмоциональное напряжение, сменяющееся астено-депрессивным состоянием;
— заострение характерологических черт;
— фобические неврозы;
— невротическое развитие личности;
— «соматизация» невротических состояний;
— психопатизация личности;
— появление соматогенных психических нарушений;
— затяжные реактивные психозы с депрессивным, паранойяльным
синдромом.
Поведенческие реакции пострадавших:
— увеличение употребления алкоголя, табака, медикаментов, наркотиков;
— активизация межличностных контактов;
— нормализация эмоциональной окраски речи, восстановление сновидений;
— возрастание конфликтных ситуаций.
Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологических изменений после травм у людей чаще всего встречаются следующие.
Нарушения памяти и концентрации восприятия. Пострадавшие испытывают трудности, когда необходимо сосредоточиться или что-то вспомнить.
Непрошенные воспоминания. В памяти пострадавшего внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с психотравматической ситуацией. Наяву эти воспоминания возникают в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», т.е. во время психотравмирующего события. Этими сигналами могут быть запахи, зрелища, звуки, которые как будто бы пришли «оттуда».
Непрошенные травмирующие воспоминания сопровождаются сильным чувством тревоги и страха.
Кошмарные сны. Сны такого рода бывают обычно двух типов:
- одни с точностью видеозаписи передают травмирующее событие так, как оно
запечатлелось в памяти пережившего его;
- другие лишь отчасти напоминают травмирующее событие.
Человек пробуждается от такого сновидения совершенно разбитым, с напряженными мышцами, в обильном поту.
Галлюцинаторные переживания. Особая разновидность непрошенных воспоминаний о травмирующих событиях, когда случившееся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на периферию сознания и кажутся менее реальными, чем воспоминания.
В этом отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно снова переживает прошлое травмирующее событие: действует, думает, чувствует как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.
Бессонница. Трудности с засыпанием и прерывистый сон. Считается, что человек сам невольно противится засыпанию, когда его посещают галлюцинации. Он боится заснуть, чтобы снова не увидеть жуткий сон. Бессонница может быть вызвана и очень высоким уровнем тревожности, неспособностью человека расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.
«Вина выжившего». Чувство вины возникает из-за того, что пострадавший выжил в экстремальной ситуации, стоившей жизни другим, особенно родным или близким родственникам, исключительно значимым для него друзьям. Считается, что это состояние характерно для тех, кто больше страдает «эмоциональной глухотой», т.е. неспособностью переживать радость, любовь, сострадание после травмирующего события. Сильное чувство вины провоцирует приступы аутоагрессивного поведения.
В экстремальные ситуации оказываются вовлеченными разные социальные группы — собственно жертвы ситуаций и их спасатели. У каждой из этих групп в чем-то похожие, а в чем-то и различные личностно ориентированные формы поведения.
3. Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации
Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации, которая теснейшим образом связана с проблемой здоровья-болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути обусловливаются взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности. Многообразие событий в современном мире способствует усложнению поведения личности в них и повышает вероятность их патогенного воздействия.
К личностно ориентированным формам поведения жертв в экстремальных ситуациях относятся следующие.
Психогении — это расстройства психики, возникающие в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или как результат относительно слабого, но продолжительного травмирования. Причиной психогений может быть готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт, психопатий. Интенсивность психической травмы, необходимая для возникновения психогений, находится в обратно пропорциональной зависимости от предрасположенности к «психическому срыву».
Психогении следует отличать от других психических расстройств, спровоцированных психической травмой (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения). Форма психогений зависит от особенностей психической травмы: острая травма вызывает эффективно-шоковые психозы, подострая — реактивную депрессию, реактивный параноид, псевдодеменцию, хроническая — неврозы.
Неврозы — это наиболее распространенные нервно-психические расстройства, психогенные по своей природе, возникающие при нарушении особо значимых жизненных отношений личности. В основе неврозов лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое болезненно-тягостными переживаниями неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.
Это противоречие — невротический конфликт — закладывается преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями.
Невротические реакции, как правило, появляются в ответ на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, которые приводят к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам. При неврозах не наблюдается значительных изменений поведения, отсутствует свойственная психозам симптоматика (бред, галлюцинации, помрачение сознания и др.). На первый план выступают расстройства эмоциональной сферы и сомато-вегетативные расстройства. Часто при неврозах проявляются нарушения деятельности различных внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, эндокринной и др.), исчезающие по мере лечения невроза как основного заболевания.
В отличие от других личностных патологий, неврозы обладают следующими признаками:
— парциальностыо (изолированность) эмоциональных и волевых нарушений, охватывающих лишь часть личности;
— критическим отношением к своему заболеванию.
Суицид— это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет для человека смысл.
Смысл жизни — как базовая мотивационная тенденция направлена на осознание сущности собственной личности и ее места в жизни, ее жизненного предназначения. Смысл жизни — важнейший двигатель развития личности, на его основе личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.
Согласно Э. Фромму, человек должен сам придать смысл собственной жизни и суметь воссоединиться с миром через спонтанные связи с людьми и с природой. Наивысшим проявлением таких связей с людьми выступает любовь, а с природой —творческий труд.
Суицидом является акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Причины суицидов разнообразны и коренятся как в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его, так и в социально-экономической и нравственной организации общества.
Апатия — это состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к себе и близким, к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов, резким ослаблением внимания. Апатия протекает на фоне сниженной физической и психологической активности и может быть кратковременной или долговременной. Формируясь в основном в результате усталости, истощения или длительно протекающего расстройства психики, это состояние иногда возникает при некоторых органических поражениях головного мозга, при слабоумии, а также как следствие продолжительного соматического заболевания. От апатии отличается внешне сходное состояние подавленности при неврозах. В настоящее время актуальна проблема социальной апатии, возникающей в результате личностного кризиса в эпоху кризиса общества и охватывающей самые широкие слои населения.
Аутизм — крайняя форма психологического отчуждения. Выражается в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний. В состоянии аутизма у индивида:
— снижается возможность произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем и желаний;
— проявляются попытки избежать любых контактов;
— исчезает потребность в совместной деятельности;
— утрачивается способность к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию ролей окружающих;
— возникает неадекватное эмоциональное реагирование на поведение окружающих.
Другие формы поведения жертв в экстремальных ситуациях следующие.
Немотивированная бдительность. Пострадавший пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.
Взрывная реакция. При малейшей неожиданности пострадавший делает стремительные движения: бросается на землю при звуке низко летящего самолета или вертолета, резко оборачивается и принимает защитную позу, если кто-то приближается к нему сзади, и т.п.
Притупленность эмоциональных проявлений. Полностью или частично пострадавший утрачивает способность к эмоциональным проявлениям. Он с трудом устанавливает близкие или дружеские связи с окружающими. Ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, спонтанность, развлечения и игры.
Общая тревожность. У пострадавшего наблюдаются постоянное беспокойство и озабоченность, паранойяльные явления, например, боязнь преследования. В эмоциональных переживаниях — постоянное чувство страха, неуверенность в себе.
Приступы ярости. У пострадавшего случаются именно приступы, даже взрывы ярости, а не приливы умеренного гнева.
4. Личностно ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях
Психика спасателей также подвергается серьезным испытаниям во время спасательных работ и после них. Люди переживают страх и ужас от увиденного (98%); кошмарные сновидения, бессонницу ночью, сонливость днем, подавленное настроение (50%); головокружение, обмороки, головные боли, тошноту, рвоту (20%).
Замечены и иные, специфические, формы реакции у спасателей.
Раздражительность. Возникает, когда спасатель ощущает свое бессилие, невозможность что-либо сделать. Эффективность его усилий падает. Он начинает беспричинно сердиться на кого-либо или на что-либо вокруг него, ругается, впадает в бешенство.
Неспособность действовать правильно. Внезапно спасатель обнаруживает, что он не может нормально работать, и сам не знает, почему так происходит. Он не в силах вспомнить, в чем заключаются его задачи, не знает, с чего начать то или иное дело. Он просит других о помощи и в то же время не хочет показать, что не в состоянии хорошо работать
Беспокойство. Спасатель чрезвычайно занят и не может остановиться в работе. Он берется за все, не понимая, что действительна важно, а что нет.
«Приставание» к другим. Неожиданно спасатель чувствует острую и срочную потребность говорить. Ему настоятельно хочется поделиться впечатлениями от того ужаса, который он испытал во время спасательных работ. Он пристает к другим, рассказывая снова и снова о том, что видел и слышал.
Бегство. Спасатель неожиданно для себя самого прекращает что-либо делать. Ему хочется убежать прочь от всех жутких бедствий и несчастий, которые предстают перед его глазами. Иногда ему еще хватает сил контролировать себя настолько, чтобы скрыться с места работы незаметно.
Отчаянье. Внезапно спасатель замечает, что больше не может справляться со своими чувствами. Ему не понятно, почему это происходит. Он переживает полный упадок сил, отсутствие всяких чувств, забивается куда-нибудь в тихое место, опустошенный и отчаявшийся. Он ощущает головокружение, его пошатывает, ему хочется присесть.
Истощение. Неожиданно спасатель ощущает неспособность сделать даже один шаг. Ему хочется сесть, он пытается восстановить дыхание. Все его мускулы болят, любое «думание" слишком тяжело для него.
Типичные психовегетативные реакции спасателей в экстремальных ситуациях следующие.
Сердцебиение. Внезапно спасатель ощущает боль в груди, и хоть он знает, что со здоровьем у него все в порядке, тем не менее он действительно испуган и обеспокоен. Ему кажется, что у него может начаться сердечный приступ, и он старается посидеть где-нибудь в спокойном месте.
Нервный озноб. Так же неожиданно у спасателя начинается неконтролируемая нервная дрожь, такая сильная, что он даже не может зажечь спичку или налить чашку чая. Он не знает, что делать.
Внезапные слезы, плач. Без всяких причин у человека появляются слезы, хотя он пытается сдерживать их. Ему стыдно за то, что с ним происходит. Он старается уединиться, взять себя в руки и восстановить нарушенное душевное равновесие.
5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
Существуют две основные формы социального поведения в экстремальных ситуациях: Выраженная социальная активность (тип А) и выраженная социальная пассивность (тип Б).
Поведение типа А — специфический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпением, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством: недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела.
Основная черта поведения этого типа — стремление достигнуть как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих.
Существует мнение, что лица с поведением типа А склонны сами создавать себе определенный стиль жизни с повышенной вероятностью возникновения стрессов. Однако поведение типа А часто проявляется вне связи с ситуацией, его вызывающей (т.е. ситуационная специфичность поведения типа А отсутствует).
У поведения типа А есть много общего с работоголизмом — типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такой тип поведения сопровождается личностными изменениями, затрагивающими прежде всего эмоционально-волевую сферу. Во время психокоррекционных занятий людей с поведением типа А обучают приемам снижения чрезмерной эмоциональной напряженности, адекватному решению конфликтов и планированию своей деятельности.
Поведение типа Б — специфический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовлеченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием непрерывной эмоциональной напряженности, уравновешенностью.
Поведение типа Б, в противоположность поведению типа А, можно считать поведением гармонической личности. У людей с поведением типа Б не отмечается снижения активности и в социальном плане.
6. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее
Личностная адаптация человека к экстремальным ситуациям —это важнейшая индивидуальная и социальная характеристика.
Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде протекают плавно, слаженно, экономно. Адаптивное регулирование обусловливается длительным приспособлением к окружающей среде, т.е. не требует от человека особого напряжения для поддержания жизненно важных соматических и психических процессов.
При адаптации человек проходит несколько этапов.
Подготовительный этап. Каждый человек, впервые собирающийся попасть в необычные условия существования, воспринимает их как нечто неизвестное, а потому пытается как можно больше узнать об этих условиях, уяснить задачи, которые ему предстоит решать, овладеть необходимыми навыками. Такой подготовительный этап может иметь различную протяженность во времени. Важно также на этом этапе отобрать путем специального тестирования команду психологически совместимых людей и пройти специальный психологический тренинг. Анализ субъективных переживаний людей, результаты психологических тестов показывают, что психическая напряженность на подготовительном этапе отличается при различных испытаниях и разных видах деятельности, связанных с угрозой для жизни, лишь степенью своей выраженности.
Этап предстартового психического напряжения. В моменты предстартового психического напряжения при наличии фактора риска люди вдруг начинают сомневаться в надежности технических средств, мысленно проигрывают возможные аварийные ситуации и свои ответные действия. Чем ближе к старту, тем интенсивнее эта форма психической деятельности, что приводит к дальнейшему нарастанию эмоциональной напряженности. Многократное пребывание в необычных условиях существования не освобождает человека от подобной интенсивной деятельности, сопровождающейся специфическими эмоциональными реакциями.
Этап острых психических реакций входа. При преодолении барьера, отделяющего обычные условия жизни от экстремальных, этап предстартового напряжения сменяется этапом острых психических реакций входа в ситуацию. Во время преодоления психологического барьера при различных видах деятельности, сопряженных с угрозой для жизни, человек проживает сложные, противоречивые психические состояния — от эмоционального напряжения, вызванного чувством ответственности, тревогой и страхом на этапе старта, до радостного ликования и двигательного возбуждения после успешного завершения дела.
Этап переадаптации. Длительность процесса психической переадаптации также может разниться в широких пределах. Критерием переадаптации служит устойчивая работоспособность, глубокий и освежающий сон, гармоничные взаимоотношения с людьми, если в экстремальных условиях находится изолированная группа. Одна из характерных особенностей этого этапа — формирование новых функциональных систем, позволяющих верно отражать реальную действительность в изменившихся условиях жизни.
При длительном и интенсивном воздействии психогенных факторов и отсутствии мер профилактики, при психологической неподготовленности, слабом типе высшей нервной деятельности и других неблагоприятных обстоятельствах этап устойчивой адаптации может смениться этапам неустойчивой психической деятельности. Для него характерны необычные психические состояния и явления, которые еще не обособились в четко очерченные формы нервно-психических заболеваний. К таким явлениям можно отнести, например, господствующие (доминантные) идеи, возникающие в условиях изменений информационной структуры. Почвой для возникновения подобных идей служит изоляция, приводящая к ограничению круга интересов. При отсутствии собственного плана действий и поведения случайные, незначительные обстоятельства могут принять для отдельных лиц доминирующее значение, отодвигая на второй план действительно необходимую деятельность.
Необычные психические состояния, возникающие на этапе острых психических реакций и на этапе переадаптации, по своей феноменальной картине выходят за рамки реагирования в обычных условиях. Несмотря на это, необычные психические реакции можно рассматривать как компенсаторные, обеспечивающие переадаптацию личности к изменившимся условиям.
Эмоциональная напряженность свойственна w этапам завершающего психического напряжения и острых психических реакций выхода из экстремальных условий. Они также характеризуются повышенной нервозностью, тягостными эмоциональными переживаниями и замедлением течения времени в восприятии.
Большое значение имеет этап возвращения в обычные условия жизни, этап реадаптации. При длительном пребывании в измененных условиях жизни ряд автоматизмов, выработанных ранее, утрачивается, забывается. В то же время продолжают действовать автоматизмы, характерные для экстремальной ситуации. Полное восстановление психических функций как раз и происходит на этапе реадаптации.
При долгом пребывании в измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений с развитием нервно-психических расстройств.
Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой психической деятельности, характерный появлением предпатологических состояний. Это состояния, еще не обособившиеся в строго очерченные нозологические формы (конкретные заболевания), что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы.
Состояния психической дезадаптации у жертв экстремальных ситуаций - важнейшая характеристика различных пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. Они отражают направленность отклонений в поведении индивида. Самым важным, интегрирующим показателем адаптации или дезадаптации выступает тип целостной поведенческой стратегии человека.
Стратегии поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций включают систему типов личностного реагирования субъекта в рамках экстремальной и постэкстремальной ситуации. Среди разнообразия таких стратегий поведения можно выделить три основных обобщенных типа:
1) активно-оборонительный: преимущественно адаптированный;
2) пассивно-оборонительный: дезадаптация с интрапсихической направленностью;
3) деструктивный: дезадаптация с интерпсихической направленностью.
Если возвратиться к примерам жертв экстремальных ситуаций, то следует отметить, что значительная часть пострадавших, особенно тех из них, кто находился в эпицентре экстремальной ситуации, кроме психической получает еще и физические травмы — ушибы, открытые и закрытые переломы костей, ожоги, разрывы кожных поверхностей и внутренних органов и многие другие. Наиболее серьезные среди физических повреждений — это черепно-мозговые травмы. Естественно, что эти пострадавшие проходят в последующем курсы лечения и психической реабилитации. Характеристику упомянутых стратегий поведения пострадавших полезно раскрыть с учетом их состояния в качестве больных.
Активно-оборонительный: преимущественно адаптированный стиль поведения. Он проявляется либо в адекватной самооценке своего состояния, прежде всего — тяжести заболевания, либо в тенденции к его игнорированию. Пострадавшие с так им поведением, как правило, стремятся пройти обследование и лечение в амбулаторных условиях, при необходимости терапии предпочитают лекарства, консультативную или краткосрочную форму психотерапии.
В различных сферах своей жизни, в трудных или конфликтных ситуациях они проявляют такие мобилизующие стратегии защиты и «совладания»,как:
—активное включение в работу и таким образом уход от болезни;
—перспективное планирование действий;
—сохранение активности при неудачах;
—отрицание тяжести болезни.
Среди пограничных нервно-психических расстройств у пострадавших с таким стилем поведения чаще всего отмечаются невротические реакции. Во всех случаях этот стиль связан с такими личностными свойствами:
— высокий уровень интернальности;
— стремление к независимости;
— высокая самооценка;
— идеализация своей семьи и работы;
— отрицание существующих конфликтных ситуаций;
— опасение из-за болезни снизить свой социальный статус.
Пассивно-оборонительный стиль: дезадаптация с интрапсихической направленностью. Этот тип стратегии определяется тревожной, депрессивной, ипохондрической формой восприятия своей болезни и жизни. В его основе лежат отступление, капитуляция, перед болезнью и ее последствиями. Пострадавшие этого типа полны:
—опасений дальнейшего ухудшения состояния здоровья;
—пессимистичной оценки ожидаемых результатов лечения или вообще неудачного лечения;
—стремления сохранить отношение к себе как к тяжело и неизлечимо больному человеку;
—драматизации значения каждого симптома;
— сосредоточенности на болезненных ощущениях.
У этих пострадавших преобладают:
— пассивные формы психологической защиты типа «вытеснение», «рационализация», «уход в болезнь», «регрессия»;
- стойкие идентификации типа «Я — инвалид»;
— фиксация на возможности долговременного ограничения трудоспособности;
— оценка сложившейся ситуации как непреодолимой, как «поворотного пункта жизненного пути»;
- утрата внутренней потребности в борьбе с болезнью;
— ограничение процесса самопознания психологических причин болезни;
— затрудненный, усложненный характер применения психотерапии.
Деструктивный стиль: дезадаптация с интерпсихической направленностью. Для этих пострадавших характерны:
—постоянная внутренняя напряженность;
-дисфорическое настроение;
—эмоциональная возбудимость, взрывчатость, неуживчивость;
—делинквентное (отклоняющееся) поведение;
—экстернальные реакции;
—чрезмерная требовательность к другим;
—представление о вине общества перед ними;
—негативное отношение к государственным учреждениям;
—негативное отношение к лечебным мероприятиям;
—конфликтные взаимоотношения с медицинским персоналом, а также близкими и родственниками;
—в стрессовых ситуациях уход в алкоголизацию, наркотизацию, в суицидные попытки.
Для пострадавших в экстремальных ситуациях, которым показана экстренная и длительная медицинская помощь, важно их отношение к болезни.
Отношение к болезни — это:
- знание о болезни;
—ее осознание личностью;
—понимание роли и влияния болезни на течение всей жизни;
— эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью.
Вопросы эти настолько важны, что разработана целая система характеристик основных типов отношения к болезни у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях.
Первый блок отношений с отсутствием признаков выраженной социальной дезадаптации:
— гармоничный;
— эргопатичный;
— анозогнозический.
Второй блок отношений с признаками социальной дезадаптации интрапсихической направленности:
— тревожный;
— ипохондрический;
— неврастенический;
— меланхолический;
— апатический.
Третий блок отношений с признаками социальной дезадаптации интерпсихической направленности:
— сензитивный;
— эгоцентрический (истерический);
— паранойяльный;
— дисфорический.
Гармоничный:
— трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без недооценки его тяжести;
- стремление во всем активно содействовать успеху лечения;
- нежелание обременять других тяготами ухода за собой;
- в случае неблагоприятного прогноза (предстоящая инвалидность) — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными пострадавшему.
Эргопатичный:
— «уход от болезни в работу»;
— даже при тяжести болезни и страданиях стремление продолжать работу;
— сверхответственное отношение к работе, выраженное еще в большей степени, чем до болезни;
- избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.
Анозогнозический:
- активное отбрасывание мысли о потере здоровья, о возможных ее последствиях;
— отрицание очевидного;
— приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьезным расстройствам;
— отказ от обследования и лечения;
- желание обойтись «своими средствами»;
— при эйфорическом варианте этого типа — необоснованно повышенное настроение;
— пренебрежение, легкомысленное отношение к лечению;
— надежда на то, что «само все обойдется»;
—легкость нарушения режима.
Тревожный:
—непрерывное беспокойство о неблагоприятном течении болезни,
возможных осложнениях;
—мнительность в отношении неэффективности и даже опасности лечения;
—поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов»;
—выраженный интерес к объективным данным о болезни — результатам анализов, заключениям специалистов;
—выраженное ослабление фиксации на субъективных ощущениях;
—тревожная мнительность в отношении опасений не реальных, а
маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных, но малообоснованных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью.
Ипохондрический:
—сосредоточенность на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях;
—стремление постоянно рассказывать окружающим о своем неприятном самочувствии;
—преувеличение действительных и выискивание несуществующих
болезней и страданий;
—сочетание желания лечиться и неверия в успех;
—требование тщательного обследования и боязни вреда к болезненности процедур.
Неврастенический:
— поведение по типу «раздражительной слабости»;
— вспышки раздражения, нередко обращенные на первого попавшегося, особенно при болях, при неудачах лечения;
—непереносимость болевых ощущений;
—нетерпеливость;
—неспособность ждать облегчения.
Меланхолический:
—удрученность болезнью;
—неверие в выздоровление, в эффект лечения, даже при благоприятных объективных данных;
—депрессивные высказывания (вплоть до суицидных мыслей);
— пессимистический взгляд на окружающее.