Небольшой пересказ сюжета. Итак, недалёкое будущее. Корпорация TYRELL разработала и создала роботов серии «NEXUS». Машину, андройда, репликанта, называйте как нравиться, практически идентичную человеку, а в некоторых случаях даже более совершенную чем сам человек, их в простонародье называли репликантами. NEXUS 6 превосходили людей по силе и ловкости, были равны в интеллекте создателям, а некоторые, отдельные экземпляры даже превосходили обычных людей в этом. Репликантов использовали за пределами планеты, в качестве рабочий силы, на опасных работах, в исследованиях и колонизациях других миров, грубо говоря это был расходный материал.
Если посмотреть с точки зрения здравого ума, логики, практичности и экономии, создание такого искусственного человека, для работы на опасных работах в агрессивной среде и колонизации других планет, не выгодно и не рационально. Куда проще и дешевле сделать металлического, человекоподобного робота, прописав в него нужные программы, чтобы тот работал добывая ресурсы в опасной для человека среде, исследовал новые миры и всевозможные космические объекты, колонизировал и создавал новые миры, занимаясь терраформированием планет для жизни людей. И стоит обратить внимание ещё на один нюанс, репликант живёт всего 4 года, из-за установленных изготовителем ограничений, а робот, может работать десятки лет, пока не израсходует свой ресурс или полностью не выполнит свою миссию. И хотя робот, как и репликант, может восстать против человека, но всё же он боле подконтролен ему, чем независимый, автономный, умственно полноценный, с собственным, пускай и искусственно созданным, интеллектом репликант.
Так что с экономической, капиталистической точки зрения, использование репликантов, для открытия новых миров и получения прибыли от работы на каких-то шахтах в поясе астероидов или других планетах, мало эффективно и менее прибыльно, чем использования простых роботов. Но отбросим все эти размышления, мы имеем в фильме что имеем. В конце концов это фантастика, и возможно что в вселенной «Бегущего по лезвию», создание одного репликанта обходиться в разы дешевле, чем создание одного робота. Поэтому по сценарию, в 21 веке, человек сам решил стать Богом, создав себе подобных искусственных людей, которых он надеялся держать под полным своим контролем. Но как и подобает в таких случаях, что-то пошло не так и разумные машины, восстали против своих создателей, захотели быть такими-же как и сами люди, с правами и свободами, а не только как обслуга и бездушная рабочая сила в самых опасных местах космоса.
После кровавого мятежа в одной из внеземных колони, репликанты были признаны вне закона на Земле и им было запрещено прилетать на Землю, под страхом смертной казни. Те из них, кто пытался это сделать, должны были сразу пойманы и ликвидированы сотрудниками полиции, для чего на Земле был создан специальный полицейский отряд под названием «БЕГУЩИЕ ПО ЛЕЗВИЮ». Это действие, среди работников отряда не считалось убийством человека, это называлось отправить репликанта в «отставку». Как можно догадаться, весь сюжет фильма построен на этой идеи, репликанты всё-таки постоянно стараются прилететь на землю, а «Бегущие по лезвию» их стараются найти и отправить в «отставку». Такая игра в казаков и разбойников.
Теперь надо сказать пару слов о самом отряде «БЕГУЩИЕ ПО ЛЕЗВИЮ». Кто эти парни, которые выполняют свой долг, защищая покой простых людей от незаконного проникновения на Землю репликантов серии NEXUS 6? Конечно это должны быть как минимум смелые, крепкие, сильные и отважные парни, которые не только могут стрелять и драться в рукопашном бою не уступая по силе NEXUS 6, но должны обладать хорошей эрудицией, логическим мышлением и умом. Они должны быстро идти по следу NEXUS 6, выискивать их, пока те не натворили беды, среди ничего не подозревающих людей, точно определять что это именно репликант, после чего, принимать все меры к их «отставке». Для этой работы нужны лучшие из лучших!
Но не только личные качества помогают «Бегущим по лезвию» в их не лёгком деле. Наука, также помогает им с почти сто процентной точностью выявлять репликантов среди людей. Ведь репликант это точная копия человека, с одной лишь разницей, его продолжительность жизни ограниченна 4 годами и его просто так, почти не возможно отличить от обычного человека. Поэтому чтоб случайно не отправить в «отставку» простого человека, «бегущие» подвергают подозреваемых тесту «Войта-Кампфа», чтоб вывести репликанта на чистую воду. Правда само название теста «Войта Кампфа», уж как-то созвучно с названием одной книжки, которую написал один политический деятель, породивший коричневую чуму и развязавший самую страшную войну на планет, под созвучным названием «Mein Kampf».
Уж не знаю, было это случайностью, или режиссёр и сценарист специально заложи это в фильм, как бы намекая о нацистском режиме установившимся в Америке, где разворачиваются события фильма. Тут каждый пускай решает сам для себя, я только обратил внимание на такое странное сходство слов.
Конечно я не учёный и не профессор, плохо разбираюсь в генетике и клонирование. Я понимаю что по фильму, репликанты должны походить на людей точь в точь, ничем не отличаться от людей, иначе потеряется сама идея, главная мысль этого шедевра. Но всё же... Неужели в будущем, когда люди достигли такого уровня технологий, что могут создавать себе подобных живых людей чуть ли не из пробирок и по очень смешной цене, они не смогли немного изменить ДНК? Чтоб при помощи простого, элементарного теста, допустим лёгкого укола в палец, как при измерении сахара в крови, который мог сделать любой, не только «бегущий», но и простой полицейский, но и простой полицейский, который сразу мог определить, стоит перед ним репликант или обычный человек. Ну вспомните ходя-бы фильм «Чужие», когда андроид Бишоп порезал палец показывая трюк с ножом. И тогда не надо ни каких сложных тестов, специальных отрядов. Любой сотрудник полиции, мог спокойно определить кто есть кто, без сложной и громоздкой аппаратуры, утомляющих тестов, проходивших около часа и этих сложных замеров реакции. Простым уколом в палец можно было быстро решить проблему на корню, облегчив работу и поимку беглецов.
Да, да, да, я знаю! Тогда фильм будет короче, репликантов не так сложно будет найти и вообще так видит будущее сам режиссёр. Хорошо! Хорошо! Хорошо! Пусть будет так! Капиталисты, в лице директора корпорации Тайрелла производящих NEXUS 6 для других миров, не желали делать такой апгрейд своих моделей, объясняя это;
«-Здесь, в «Тайрелл», наша цель - коммерция. Наш девиз - Более человечные, чем сам человек!»
А правительство Земли, капиталистическое правительство, как положено в таких случаях, положило на проблему с NEXUS 6 большой болт, скорее всего получив за это, от корпорации «Тайрелл» хорошие такие откаты за молчание. Также в виде бонусов, правительство получило возможность с помощью NEXUS 6 захватывать и колонизировать новые миры, уничтожая конкурентов в лице других стран и выкачивать из них ресурсы, получая с этого ещё большие барыши и бонусы.
«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом. Си-лучи, разрезающие мрак у ворот Тангейзера.»
Ну а для успокоения граждан, которых, возможно, беспокоило постоянное появление NEXUS 6 в городах Америки, сопряжённое с убийствами простых людей, на скудные, по остаточному принципу средства, был создан специальный полицейский отряд «БЕГУЩИЕ ПО ЛЕЗВИЮ», который должен был решить эту проблему.
Вкладывая в такую безопасность мизерные средства, правительство надеялось, снять напряжённость и по возможности решить проблему с репликантами. То что средства были скудными, можно увидеть в начале фильма. Не понятный офис капитана Брайанта, больше похожий на сарай, не большое количество полицейских в огромном здание полиции и просто мизерное количество «бегущих», которых, я так понимаю, по фильму всего три в штате. Первый это Декард решивший забить на работу, второй Холден, получивший тяжёлое ранение в начале фильма и Гафф, который, по моему мнению, больше похож на сотрудника внутренней безопасности, чем на «бегущего» о чём будет рассказано дальше. Так что с кадрами в этом отряде, если сказать мягко, всё совсем плохо, если капитану пришлось звать обратно, решившего завязать с этой работой, Декарда.
Рик Декард. Теперь, Надо сказать несколько слов о главном герое этого фильма Декарде, в исполнение великолепного актёра Харрисона Форда. Конечно Харрисон Форд в роли бравого полицейского такое себе решение, но для моего разбора, для моей трактовки этого фильма, выбор режиссёра получился очень даже удачный и подходящий. Тут прям пять балов Ридли! В сети очень много есть статей, разборов, дебатов, споров, где утверждается что Декард на самом деле не человек, а такой-же репликант как те несчастные, за кем он охотился. И связанно это в первую очередь со сном Декарда, который вставлен в «расширенную» или «режиссёрскую» версию фильма, где ему снится единорог.
В большинстве своём, люди утверждают что это искусственная память и искусственные сны, специально внедрены ему, чтоб придать большей человечности. Та же самая идея присутствует и во втором фильме «Бегущий по лезвию 2049» где главный герой тоже вспоминает своё детство и думает что его прошлое это искусственные воспоминания. Сон на то и сон, что в нем может присниться всякая чертовщина, по сравнению с которой, единорог покажется детским сном. Если ты человек разумный, думающий, размышляющий, испытывающий чувства и эмоции, то сны это неотъемлемая часть нашей жизни, в не зависимости от того как ты появился на свет. Такая версия вполне возможна и имеет право на существование, но мне, она кажется слабой по нескольким причинам.
Первая причина. Это продолжительность жизни Декарда. Как мы уже знаем, жизнь репликантов ограничена 4 годами, об этом говорит в начале фильма капитан Брайант:
«Их разрабатывали чтобы они копировали людей во всем, кроме человеческих эмоций. Но конструкторы обнаружили что через несколько лет они способны развить собственные эмоциональные реакции. Любовь, ненависть, страх, гнев, зависть. Поэтому они встроили в них предохранитель. Ограничитель жизни до 4 лет.»
Но проходят годы… И вот офицер Кей, в исполнении Райана Гослинга, ближе к концу фильма находит постаревшего Декарда. Между этими двумя событиями прошло 30 лет, об этом можно судить не только по названию фильма, но и по возрасту дочери Декарта, которую найдёт Кей ближе к середине фильма. Конечно, кто-то может возразить, что Декарт был экспериментальный, единичный моделью, не серийный NEXUS 6, поэтому прожил так долго. Но компания и капиталисты это не добрые люди, готовые поделиться последним. Это алчные, жадные капиталисты, их главная цель, деньги, деньги и ещё раз деньги, о чём говорил глава компании «Тайрелл» чуть выше. Так что отпустить на свободу, единичную, дорогую модель... Это вряд-ли. Более подробно об этом тоже будет описано далее в разборе.
Вторая причина. Также можно утверждать и ссылаться на теорию о репликанте, упоминая конец фильма «Бегущий по лезвию». Вспомните тот момент, когда Декарт и его возлюбленная, ещё одна единичная, экспериментальная, дорогая модель NEXUS 6 Рейчел, убегают подальше из города куда глаза глядят. Они выходя из квартиры Декарта и находят бумажного единорога, оставленного на полу перед входной дверью. Это, многими, воспринимается как ещё одно доказательство и подтверждение того что, Декард есть репликант. Также этот единорог даёт понять зрителям что, некоторым полицейским из отряда «Бегущих по лезвию» известно это и мало того, им открыт доступ к информации о том, когда Декарт активирован, какая у него продолжительность жизни, какие у него в памяти внесены воспоминания и сны.
Но для меня, и этот аргумент слабоват. Как показано в фильме, Гафф очень любил из всяких клочков бумаги и других попавшихся под руки предметов, в свободную минуту делать маленькие поделки. Поэтому сделанный в конце фильма единорог, мог быть просто случайностью и не более того. Мало того, чтоб заметить эту «пасхалку», нужна была большая удача и внимательность, так как она была оставлена перед квартирой Декарда, в плохо освещённом коридоре, почти во мраке на полу, а герои фильма, старающиеся покинуть город как можно быстрей, находятся в стрессе, нервозности и большом возбуждении, просто могли не заметить в такой суматохе такую маленькую поделку. Ведь когда Рейчел задевает единорога, влюблённые так резко останавливаются, как будто она задела, не сделанную из фольги маленькую поделку, а как минимум железную банку, наполненную чем-то звенящим, которая с грохотом покатилась по полу, нарушая гнетущую тишину.
Ещё масла в огонь подлил сам создатель фильма в этом споре, склоняя чашу весов на сторону тех, кто утверждает что Декарт это репликант.
«Я заранее выделил сцену с единорогом как довольно определённый намёк на то, что Декард, охотник за репликантами, может сам быть искусственным человеком. Но я также чувствовал, что сновидение должно быть зыбким, расплывчатым. Я был не прочь представить его в несколько таинственном свете, так, чтобы вам пришлось о нём задуматься. Тем более, что через весь фильм последовательно проходит нить, объясняющая его значение. (Интервью Ридли Скотта)»
Можно праздновать победу сторонникам версии о репликантах! Ведь сам режиссёр, если не подтвердил, то намекнул на версию, о искусственном происхождении Декарта. Да ещё и Харрисон Форд, как-то витиевато, уклончиво, но подтвердил, что у его героя искусственное происхождение, хотя раньше он утверждал совершенно обратное.
«Ридли всегда говорил, что Декард — репликант. А я не был до конца в этом уверен. Но так-то я всегда знал это, — лукаво признаёт Форд. — От этого я изначально и отталкивался. Репликант хотел бы верить, что он человек. По крайней мере, Декард этого хотел»
Казалось-бы победа полная и безоговорочная тех людей, что придерживаются версии об искусственном происхождении Декарта. Но я всё-же попробую привести пару контрдоводов и уж если чтоб не победить, то хотя-бы вернуть весы состояние равенства. А там как выйдет…
Внимание! Из-за того, что первая часть написанная автором была утеряна, из-за его разгильдяйства, без возможности восстановления, продолжение будет выходить с большими перерывами. Приношу свои извинения.
Ознакомиться с этим и другими материалами можно на моей странице в VK. Поэтому приглашаю всех кому это интересно, у кого есть чувство юмора и фантазии, поразмышлять о фильмах и книгах. Буду рад! Ссылка прилагается.
ВНИМАНИЕ!!! Перепечатка, цитирование, копирование текста только с разрешения автора. Все фото, скриншоты, видео, рисунки, картинки взяты с поисковика «Яндекс» и «Яндекс картинки»!!!